Знакомство с Уралом. Часть 4. Морозная Пермь. Мысли и ощущения.

Feb 02, 2015 22:15

     Вечером 7 января пришло время выдвигаться в обратный путь. По изначальному плану весь этот день я хотел провести в Перми, но в итоге временной промежуток между электричкой из Кунгура и поездом на запад составил 3 часа. Динамическое планирование в действии.
(сразу хочу предупредить, что все фотографии этого поста - телефонные, уж не обессудьте)




     Электрички в Пермском крае не пали так низко, как на московском узле - подвижной состав, конечно, тот же, но совсем нет торгашей, музыкантов и зайцев (в каждом из четырёх вагонов присутствует кондуктор и охранники), и вроде даже в тамбурах не курят. Разве что прохладно в вагоне было. Путь до Перми мимо станций с чудесными названиями Блины, Гипсы, Кукуштан и Няшино занимает два часа.
     Первой мыслью после выхода на перрон станции Пермь-II было: "Твою мать! Как же тут холодно!". Табло на здании вокзала показывало -26. Я собирался за несколько часов, оставшихся до поезда, успеть купить в подарок домой местный бальзам в магазине завода "Пермалко", и главной задачей было этот магазин найти. Но я не учёл, что за годы жизни в Москве совсем отвык от приличного мороза. Промелькнула малодушная мысль вообще никуда не идти и посидеть на вокзале, потом она сменилась идеей взять такси, но в итоге, потратив несколько минут на то, чтобы хоть чуть-чуть включиться в пермскую географию, я пешком направился от вокзала к городу. Почти сразу увидел указатель к нужной мне улице Окулова, которая идёт параллельно Каме и горнозаводскому направлению железной дороги (о нём позже). Минут через десять ходьбы на левой стороне улицы стали появляться корпуса чего-то промышленного, сначала хлебозавод с приятнейшим запахом, и сразу за ним - о чудо! - нужный мне магазин алкогольного завода. Были опасения, что он закрыт, но, к счастью, обошлось, иначе, боюсь, количество мата было бы рекордным в моей жизни. Интересно, что после покупки бальзама и конфет в вышеупомянутом магазине холод уже не вызывал таких бурных реакций со стороны психики и последующий час на морозе я перенёс абсолютно спокойно. Возможно, организм просто вспомнил детство и привык к "минусу" обратно.
     Далее в планах было пройти в сторону центра и вернуться одной из улиц к вокзалу, однако Пермь, видимо, приняла меня (правильный путешественник, хоть и из Москвы - не отсиживался на станции, а ради призрачной цели в темноте и по морозу пошёл чёрти куда) и приподнесла сюрприз. Двинувшись в направлении "от Камы", я прошёл мимо Свято-Троицкого собора, через заставленные машинами дворы, и тут за одним из домов взгляду открылась огромная площадь. Пермская эспланада! Центральнее не бывает! Ну спасибо, Пермь! Вот этого не ожидал! Эспланада здесь - это примерно то же самое, что Старый Арбат в Москве, Немига в Минске или улица Адмирала Фокина во Владике - главное и самое боянное прогулочно-тусовочное место города. Но в эту поездку, увы, посмотреть её, как и в целом Пермь, более обстоятельно не получилось. Времени до отправления дальше на запад оставалось не так много, и я пошёл в сторону вокзала, попутно зайдя в пару магазинов купить в поезд еды. Очень часто в городе попадается изображение символа Пермского края - медведя - на эмблеме завода "Пермалко", на вывеске банка "Клюква" (!) с вырвиглазным розовым фоном и на доброй половине сувенирных магнитов. Чувствуется, что самого русского зверя тут любят и уважают :D.

1. Пример вывески с медведем (правда, это ещё в Кунгуре).


Так, впитывая в себя городские особенности, я вернулся на железнодорожную станцию. Пока гулял по городу, похолодало ещё на два градуса. Вокзал Пермь II (историческое название Пермь-Заимка) островного типа, помимо стандартных транссибирских направлений на восток и запад (вместе составляют главное), тут есть и третье направление - горнозаводское - на Соликамск и Северный Урал. Их пути расположены по разные стороны от пассажирского здания станции. Движение поездов не показалось мне очень интенсивным (наверное, это по сравнению с Оршей, где довелось куковать три часа в мае прошлого года).

2. Главный фасад вокзала Пермь-Вторая.


3. Он же сто лет назад.


4.


5.


6.


На пять минут раньше расписания пришёл мой поезд Кемерово-Москва, в вагоне тепло, настроение после пермской блиц-прогулки исключительно благостное. После отправления хотел хотя бы в темноте посмотреть с моста на Каму, но, как это часто бывает, всё закрыл собой встречный товарняк. Писал дневник, пытался что-то разглядеть в окно, пил с девушкой Леной из Сургута чай - занятия стандартные в железнодорожном путешествии, однако в поездках по Транссибу есть какая-то еле уловимая атмосфера, отличающая эти вагоны, станции, чай и попутчиков от обыкновенных. Я не знаю, чем это объяснить, но проехать поездом от Перми до Нижнего и от Москвы до Ростова - совсем разные вещи. Может, это связано с историей и особым значением этой дороги для России?

7.


В полночь - Балезино, станция стыкования тока, без смены локомотива не обойтись, поэтому все поезда стоят здесь долго. На вокзале обледеневшие двери и магниты на холодильник с изображением Калашникова - как автомата, так и человека. Это уже Удмуртия, отсюда идёт ветка на Ижевск.
     Нижний. За последние три с небольшим месяца я здесь уже в третий раз. Но, если честно, в этот раз сюда можно было не заезжать вообще. Хотел посетить музей Горьковского автозавода, но он на все праздники оказался закрытым. Вроде бы он работает только в будни (и я не удивлюсь, если с 10 до 16 с двухчасовым перерывом на обед) и туристы, приезжающие в город на выходные, увидеть его не могут. Впрочем, а многие ли хотят? Руководство ГАЗа не видит смысла содержать музей на "полную ставку" из-за малого количества посетителей. Думаю, в этом объяснение такому отношению. Или, наоборот, второе следует из первого?

8. Комсомольская проходная Горьковского автозавода.


9.


В поезде до Москвы общий вагон представлял собой СВ с размещением в купе по шесть человек. Почему нельзя было прицепить обычную сидячку? И мест в продажу идёт больше, и ехать в нём гораздо приятнее, чем так, упираясь коленями в колени соседа. Во Владимире не соседнем пути была картина маслом - пять поддатых мужиков вручную и с помощью такой-то матери выгружали японский то ли снегоход, то ли квадроцикл из хабаровского почтово-багажного поезда. Когда мы поехали, они стали выгружать второй.
     Каждый раз, возвращаясь в Москву по горьковской дороге, становится очень тоскливо, когда поезд проезжает Реутов, Железнодорожный и прочие подмосковные муравейники. Это как символ возвращения к подъёмам в 7 утра-электричкам-толпам в метро и прочим "прелестям" жизни в столице. Интересно, что такие районы есть везде (и сам с некоторыми оговорками в таком живу), но на горьковке атмосфера безблагодатности ощущается сильнее, чем где бы то ни было (во многом это обусловлено историей).
     Москва. Курский вокзал. Всё. До следующего раза.
     Таким вот несколько грустным получилось окончание уральского дневника. Спасибо за внимание и прощу прощения, если кого обидел последним абзацем.

Пермь, Знакомство с Уралом, размышления, Нижний Новгород, железные дороги, Транссиб

Previous post Next post
Up