Расстояние от Москвы до Владивостока по разным ходам Транссиба различно, но во всех случаях оно больше девяти тысяч километров. Каноническим считается число 9288, однако оба поезда, соединяющие на сегодняшний день крайние пункты магистрали, проходят путь, несколько отличающийся от этого - фирменная "Россия" (через Нижний Новгород) наматывает на оси колёсных пар 9258 километров, а обычный скорый №99/100, сворачивающий с классического северного маршрута в Кострому - 9300. Этот пост о железнодорожных сущностях Владивостока и (немного) его окрестностей. Фотографии расположены по принципу "с востока на запад".
Строго говоря, на владивостокском вокзале Транссибирская магистраль заканчивается только для пассажиров, а рельсы идут ещё около четырёх километров на юг по полуострову Шкота (Эгершельд) - там находится большая сортировочная станция, пути отстоя электричек и локомотивов и ответвления к грузовым терминалам у моря.
1. Снимок с улицы Нижнепортовой. Формально это всё ещё продолжение станции Владивосток, хотя до вокзала отсюда больше двух километров. На дальнем плане Крестовая сопка.
2. Примерно то же место, но снятое сверху, с вершины сопки.
3. Идём на север по Верхнепортовой, и минут через 15 доходим до вокзала станции Владивосток. Одно из самых стильных зданий в городе, ещё до революции пережившее глобальную перестройку (блин, какая концентрация политических понятий на одно предложение).
4. Первый вокзал был построен в 1891-1893 годах по проекту военного инженера Платона Евгеньевича Базилевского (скан из книги "Краткий исторический очерк г.Владивостока"). Реконструкцию затеяли с целью привести вокзалы на конечных станциях Великого Сибирского пути (Владивосток и Москва-Ярославская) к единому стилю, и, надо сказать, это получилось.
5. На первой платформе в 1996 году был установлен знак "Конец Транссиба".
6. Место для железнодорожного путешественника строго обязательное к посещению)
7. Восточный фасад, со стороны путей. Правда, ещё два пути проходят с западной стороны вокзала, под симпатичной аркой, но там обычно стоят только почтово-багажные составы.
8. Памятная табличка на здании вокзала. То, что мы видим здесь - исторический южно-уральский ход Транссиба. Трасса от Челябинска показана уж очень схематично ;)
9. А вот какая-то новая фишка - вокзалы-побратимы. Посмотрел на фотографии этого Сен-Шарля - наш владивостокский гораздо интереснее и выразительнее. Кто хочет убедиться в этом - погуглите.
Сейчас из Владивостока на запад отправляются всего пять пассажирских поездов - два в Москву, по одному в Новосибирск, Хабаровск и Советскую Гавань, а ещё 2-3 года назад их было раза в два больше. Главный транссибирский "трамвай" Владивосток-Харьков отменён уже как лет пять, а его преемник Владивосток-Пенза - около года назад.
К саммиту 2012 года протянули ветку к новому аэропорту и торжественно запустили "Аэроэкспресс", но он по большей части возил воздух и в марте этого года ушёл из Приморья. Как говорили мне владивостокские друзья, аэроэкспресс на фиг не нужен в городе, где у всех есть машины, а к аэропорту ведёт новая широкая дорога. Теперь перевозками в аэропорт занимается местный пригородный оператор (хотя составы ещё не перекрасили), осталось 5 рейсов в день туда и обратно. Цена билета почти московская - 350 рублей.
10. Новосибирский поезд и электричка в аэропорт.
11. Пассажирские составы здесь в основном идут под тягой ярко-красных ЭП1 депо Белогорск, что уже на Забайкальской дороге. Помню, когда эти "красные электровозы" (по моей тогдашней лексике) только появились (~2000 год), очень притягивали взгляд после пыльно-зелёных потрёпанных жизнью ВЛ60 и ВЛ80.
12. Пригородное сообщение, как и везде в регионах, деградирует и сжимается в размерах, поездов немного и длиной они в большинстве случаев в 4-6 вагонов. Электрички Демиховского завода, самые обыкновенные.
13. Однако изредка попадаются раритеты, как этот рижский электропоезд 1968 года постройки. Готовится к шестичасовому (!) рейсу до станции Мыс Астафьева. Именно такими электричками (тогда ещё с деревянными оконными рамами и лавками) проходило абсолютное большинство поездок на дачу в детстве.
14. Всё расписание - и дальних, и пригородных поездов - строго по московскому времени.
Последний километровый столбик Транссибирской магистрали (9288/9289) затерян где-то среди путей пассажирской станции Владивосток, да и вообще не факт, что он там остался после строительства новой платформы для аэроэкспрессов, а предпоследний (9287/9288) хорошо виден с того места, где путь пересекает улицы Фонтанная и Пограничная, недалеко от стадиона "Динамо".
15. Автор на последнем километре Транссиба.
16. В черте города железная дорога идёт берегом Амурского залива. Кирпичное здание у левой границы кадра - Институт биологии моря ДВО РАН. Поезд уже миновал станцию Вторая Речка, урбанизированный Владивосток постепенно уступает место санаторно-курортному. "Дачный пояс" города начинается как раз здесь и продолжается около пятидесяти километров, до станции Кипарисово, а дальше - уже зона тяготения Уссурийска.
17. Местами вся береговая линия плотно застроена гаражами для лодок и просто гаражами. Выглядит так себе. И очень много мусора, хотя, по сравнению с 90-ми, когда тут и там валялись кузова от автомобилей, стало получше.
18. На 9271/9272-м километрах (платформа Седанка) вплотную к дороге примыкает небольшой открытый пляж. Вдали остров Скребцова, в народе - "Коврижка".
19. Платформа 9230 километр. Здесь в 90-2000-е у нашей семьи была дача. Добираться было исключительно неудобно - полтора часа электричкой от Владика и около часа пешком. Зато детских воспоминаний осталось огромное количество:)
20. Она же с типовым для этих мест станционным зданием (что в нём сейчас - не знаю). Следующая - конечная, Кипарисово.
21. Мост через реку Раздольную, линия Барановский-Хасан. Линия очень непростая, так как идёт к реке Туманган, где пересекаются три границы - России, Китая и Северной Кореи. Да, и железнодорожное сообщение Москва-Пхеньян возможно только по ней. Снято через грязное окно электрички, но уж как есть. Места там красивые и цивилизацией не сильно испорченные, но из-за закупоренных окон качество фотографий стремится к нулю, так что придётся поверить мне на слово.
22. Ну и закончим маршрутной доской самого длинного в мире пассажирского поезда. На нём я проехал до Читы, но об этом впереди отдельная история на 2-3 поста.
Спасибо за внимание!