Про фильму Т-34

Jan 14, 2019 14:20

Посмотрел надысь новомодную кину "Т-34" отечественного производства, и хотелось бы высказаться, как обычно, с культурологической точки зрения. Фильм не-плохой, но и не хороший; но на фоне остальных поделок российского кинопрома выделяется в лучшую сторону; беда только, что этого явно недостаточно, чтобы за фильм хотя бы не было стыдно.

Сперва я просто хотел перепостить ролик проекта "Архивная революция", с разбором данного фильма:

image Click to view


Разбор фильмы двумя историками

Но всё же петь с чужого голоса - немного не наш метод; скачал экранку, посмотрел, много думал; решил написать отдельную статью, пусть и не очень большую. Спорить с историками не буду, почти со всеми их замечаниями вполне согласен; но посмотрю на очередной "шедевр" с точки зрения культуры - той самой, о которой регулярно говорю, не имени скрипок и театров, а которая про моральные нормы и ограничения.

Слава Аллаху, что прошли 90-е и 2000-е, и современное кино про войну перестало вызывать мысль "долбаный стыд"; на фоне поделок Михалкова (УС-2 и 2.5) и Бондарчука ( Шталинград) фильм местами даже вызывает какую-никакую гордость за предков; и имхо по уровню находится где-то неподалёку от " 28 панфиловцев", довольно крепкого российского кино, что позволяет ему войти в тройку лучших пост-советских фильмов о Войне (наряду с белорусской "Брестской крепостью"). Однако даже этого имхо недостаточно для получения звания "хороший фильм", такое моё мнение.

Не буду тут слишком цепляться к косякам фильма, хотя их достаточно много; например, это кино получает серебряную медаль "Рояли в кустах", вслед за "Гравитацией"; слишком много тут завязано на счастливые совпадения, и это, увы, норма для российского кина в целом. Есть с фильме и достаточно сильные моменты; но тут мы натыкаемся на основной недостаток фильма - по окончанию просмотра в голове не остаётся ничего, ни хорошего, ни плохого. Как посмотрел реплей из "танчиков"; ни в голове, ни в... не голове.

Имхо основная претензия к фильму - в том, что в фильме про ВОВ мы хотим увидеть... советский фильм про войну, чтобы было хотя бы не хуже. А получается не хуже, а вообще не так; какой-то рваный комикс. Беда фильма - в том, что это не советский, а российский; и, я бы даже сказал, россиянский фильм; хотя и хороший, крепкий. В нём нет откровенной лжи, как в " Движении паразитов вверх", но всё равно налицо попытка паразитирования на теме ВОВ без уважения к тематике.

Под "уважением" я говорю именно культурное уважение; повторюсь, что времена михалковых-бондарчуков имхо миновали, и киноделы научились в "заклёпки", т.е. уважение к техническим деталям чувствуется; а вот к культурной составляющей: про что, собстно, фильм - вот с этим проблема. Уже не полыхающая беда, как у недобитых "мэтров", но всё ещё проблема. Как верно говорят историки в приложенном ролике, фильм - про танчики; практически - про компутерную игру (ВоТ, Тундра, Армата и т.д.); а собственно войны там - чуть. В советских фильмах такого не было и быть не могло - там даже в откровенной мелодраме "В бой идут одни старики" всё равно Война - один из главных актёров, пусть её и не видно в кадре, но она ощущается; тут - нет, какая-то сессионка (впрочем, то же чувствовалось и в "28"); зашёл в бой, пиу-пиу, слился в ангар и снова можно идти пить пиво. Нет ощущения эпохи, и это - прямо беда всего россиянского кинопрома, от Викинга с Матильдой до рассматриваемого "Т-34". Как верно подсказывают в каментах к приложенному ролику, все современные фильмы как будто сняты во вселенной Марвел.

Понимаю, что сейчас набегут каментаторы с криками "не замай, развлекательное кино под пивас - само то!"; но я подчёркиваю, что большое кино - это один из самых действенных механизмов по воздействию на культуру масс (тов. Ленин не даст соврать); по степени погружения в виртуальную реальность оно будет посильнее любых других культ-агрегатов; и тут мы берём и отказываемся от воспитательно-образовательной функции, довольствуясь развлекательной. Хотите развлечений - сымайте кины в выдуманной вселенной а-ля Марвел; зачем лезть в тему подвига советского народа, без должного уважения и погружения в тему?.. Как и в случае со Шталинградом, тут кино во многом - про современных дурачков в декорациях ВОВ; хотя нельзя не отметить, что сделан большой шаг вперёд; но всё же - относительно донного дна, а относительно даже не шедевров, а просто крепких фильмов о войне советского времени Т-34 откровенно слаб.

Сейчас сделаю лирическое отступление, от которого у многих пригорит; но всё же - посмотрел тут на НГ уже набившую изрядную оскомину "Иронию судьбы", ессно, оригинал.  Казалось бы, что можно найти нового в фильме, который все смотрят каждый год?.. Лично я считаю ИС плохим советским фильмом, с культурно-идеологической точки зрения это практически диверсия и инъекция мещанства в мозг обывателя; поэтому он так популярен в РФ; это кино как бы про нас, а не про плазменных советских людей. Но по кино видно, что это - мощный культурный артефакт; как говорят актёры, как двигаются; всё по большей части достойно, несмотря на комичность ситуации; даже когда пьяного Женю поливают из чайника, он выражается высоким штилем, а не как это принято в россиянских фильмах. Можно сказать, что так не бывает; но у меня, как коренного обитателя Академа, всё дедство прошло среди подобных людей, так что могу засвидетельствовать - бывает. Но почему-то нам под "правдой жизни" показывают жизнь уголовников и дна общества, а не интеллигентных людей, даже когда это можно сделать; рыгально-пердильный юмор и быдлячье поведение - это норма для россиянской культуры сверху донизу; типа, иначе пипл не поймёт. Напомню, что ИС смотрят каждый год, а этот ваш "Т-34" забудут уже завтра - так кто чего не поймёт?.. Остановитесь уже. В массах есть запрос на хорошее, а плохого и так вокруг полно.

Однако в сотый раз напомню - Т-34 плох именно по сравнению с советским кино; на фоне отечественного и даже мирового кинопрома он возвышается, как глыба; тут далеко не всё так плохо, как может показаться из предыдущего абзаца. Особо хотелось бы отметить главного героя, младлея Ивушкина; хотя я при его виде испытал флешбек "Ну, вы знаете Руса!" из поделки "Притяжение"; более того, даже его пассия тоже перекочевала из того же шлака. Но в данном фильме, супротив всех остальных "военных фильмов" (возможно, за вычетом "Брестской крепости"), здесь герой показан плазменным борцом с высочайшей мотивацией; правда, не показано, какой; ну, да говорить об этом не политкорректно. В некоторых местах он ведёт себя не-адекватно относительно собственного же образа (о чём говорят те же историки); но в целом твёрдая "четвёрка" за роль имхо обеспечена, если не больше. Например, в недавнем "Собиборе" образ главного героя, тоже советского офицера, прописан и отыгран на порядок хуже, чем в... английском "Побеге из Собибора" 1987 года; эти люди будут нам что-то квакать про скрепы, ага. Тут же к основным героям вопросов нет; правда, антагонист имхо прописан и отыгран куда слабее.

В чём же тогда проблема фильма, не позволяющая выставить его в ряд с советскими "военными" фильмами? В бессистемности и отрывочности; неплохая сцена может разрешаться в откровенно никакую, и обратно, и всё это - буквально за минуту. Смотрел экранку, и в некоторых моментах оператор откровенно смеялся над моментами, совсем не комедийными - навроде подрыва "Пантеры" фугасом. Многие сюжетные ходы берутся ниоткуда и тут же пропадают; а как же чеховское ружьё?.. Но самое имхо главное - не чувствуется атмосфера эпохи, просто герой А борется с героем Б, как Бэтмен против Супермена. Где, кто, в чём сила, брат - нет ответа в фильме, просто надо гасить вражеские танки и зарабатывать фраги.

Обиднее всего, что фильм мог бы получиться шедевром, если бы это было кому-то нужно. Как говорит режиссёр Иван Диденко, хорошие фильмы сейчас никому не нужны; основную прибыль приносят около-премьерные показы, и чтобы фильм пересматривали и держали на полке, это вообще зачем?.. По сравнению с вложенными усилиями на отображение техники в игре кине выкинуть неудачные сцены и снять удачные - копеечные затраты. Например, над сценой с костром в лесу плакал кровавыми слезами; что мешало снять то же, только в темноте и шёпотом? Ещё бы и отсылка к модному у молодёжи ASMR получилась бы. И так много где ещё - вместо кина про руссо-туристо на отдыхе в Германии можно было бы снять драму про побег из концлагеря, с мизерными относительно вложенного затратами, но - увы.

Нет духа эпохи в фильме - как, впрочем, и в любых пост-советских фильмах. Заклёпки есть, человечьим духом не пахнет. Я помню, как в школьные годы участвовал в театральной постановке - там надо было перестать быть собой, и играть другого человека, из другой эпохи, который думает и говорит по-другому; но куда там сиволапым "совкам": твАрцы видят мир, как американские школьники, и все остальные должны им уподобляться. Нет ощущения и тем более понимания, кто и за что с кем воюет; некие абстрактные "красные" против "зелёных"; от смены флагов в общем-то ничего не изменится, кроме моделек танков. Хотя бОльшая часть фильма проходит в фашистском лагере смерти, немцы показаны просто практичными экономистами, и за весь фильм не убили ни одного заключённого. Они "плохие" просто потому, что зигуют и носят свастику, а в остальном они воюют по-рыцарски, и ещё обвиняют русских в "нечестной войне"; знакомые словечки?.. Это не война СССР против Германии, не советский человек против фашиста, а герой И против героя Х. Сессионка, говорю же.

Сильно подозреваю, что кина предназначена для аудитории "Танчиков" всех вариантов, а она изрядно ширше СНГ; так что, возможно, часть идиотизма вызвано полит-корректной боязнью кого-то обидеть из западенцев; как и в "28", тут не упоминается слово "советский" и "Сталин" (хотя есть неплохая отсылка); впрочем, по сюжету фильма это умолчание чувствуется не так сильно, как в "28".

Вывод - рекомендовать кино к просмотру, как "28", не могу, но и отговаривать не буду - можно посмотреть, как абстрактные "русские" воюют с не менее абстрактными "немцами", отличаясь только цветом формы. Жаль, могло бы получиться хорошее кино, но вышли очередные "Звёздные войны", в плохом смысле этого слова. Ещё и с посылом - "фашисты тоже люди, не хуже наших".

image Click to view


Просто оставлю это здесь. К кину "Т-34" эта песня не имеет никакого отношения, увы.

PS: ещё одна рецензия на этот же фильм.

Апдейт: да, сценарно это фактически римейк советского "Жаворонка" 1964-го года. Тот, конечно, фильм совсем другого уровня, хотя и тоже отдаёт сказочностью. Танковых пострелушек на порядок меньше, а вот художественную составляющую неловко даже и сравнивать - одна сцена с бабами и танком чего стоит. Также схожая тема с побегом с немецкого полигона на 34-ке есть в знаменитом польском сериале "4 танкиста и собака", так что идея, прямо скажем, не нова.

Апдейт2: видеорецензия на фильм от игрецов в танки:

image Click to view


Расширенная версия; без видеовставок.

И ещё один обзор, режиссёрский, от неведомого мне гражданина:

image Click to view



Я ей-бо ничего не выбираю, всё подряд добавляю. Мнения с разных сторон, и всё примерно об одном.

обзор фильма, размышления, культура

Previous post Next post
Up