Про мотивацию и киндеров

Jul 16, 2018 16:01

В продолжение темы про безопасное общество и мотивацию. Теме мотивации в общественном дискурсе уделяется мизерное внимание, и напрасно - в отличие от любых объектов, человек всегда может сказать "я не хочу" и делать что-то нелогичное и себе во вред, несмотря ни на какие увещевания, так что вопрос мотивации - один из ключевых в любом социальном вопросе. В прошлой статье было немного про миллениалов; разверну темку чуть поширше.

Проблеме отцов и детей уйма времени; однако в последние десятилетия она приобрела поистине гигантские масштабы, вплоть до "когда же вы все передохнете"; единое культурное пространство заменили суб-культуры, разделяющие Общество на непримиримые группировки. То, что раньше было уделом хулиганов и маргиналов, теперь не порицается вовсе и даже транслируется по ТВ и тем более по ютуб-каналам. Можно, конечно, воздевать ручки и обличать упадок нравов, но в данном случае интересно, как же так получилось, и в чём причина скатывания Человечества туда, где оно давно лежит. Ответ прост, но обиден - всё из-за нашего с вами системного вранья.

Когда человечек только входит в мир, его окружают родители, забота и внимание, также же, как он, карапузы, что можно назвать тремя словами - ЧЧД, человек человеку друг. До какого-то возраста он так и пребывает в рамках этой парадигмы; мир дедства довольно узок, все умиляются самому факту твоего присутствия, и даже обиды и драки весьма краткосрочны; мирись-мирись, и больше не дерись. Как ни странно, но именно в дедском возрасте мы весьма активно пользуемся повседневной философией - выстраиваем картину окружающего мира, разбираемся, почему и зачем то или чё, что хорошо, а что плохо - это и есть, собстно, философия. И как только у киндеров начинает складываться картина мира, до них начинает доходить, что... им все врут. И на самом деле всё совсем не так.

Напоминаю, что в дедстве всех воспитывают в парадигме ЧЧД, но когда человечек выползает из условной колыбельки в открытый мир, то оказывается, что эта конструкция там не работает. Только что ему рассказывали, что все кругом - друзья и братья, а тут вдруг оказывается, что конкуренция - это хорошо, и что Добра и Зла нет. Вся философия, которую с таким трудом выстраивал мелкий человечек, начинает осыпаться; но главное, что де-сакрализуется старшее поколение: вы всё врёти. Ещё недавно оно было носителем знаний обо всём на свете - почему трава зелёная и небо голубое; и тут приходит понимание, что кругом обман, и всё совсем не так. В большом мире свирепствует философия ЧЧВ, т.е. человек человеку волк, которая подразумевает соответствующую мотивацию - грабь, бухай, отдыхай.

ЧЧД и ЧЧВ - это разные морали, но из морали проистекает и мотивация. Ты не будешь делать то и это, находясь в определённых моральных рамках, просто потому, что это плохо. Да, в морали ЧЧВ сложно найти ограничения - всё, что выгодно, то и хорошо - но и там есть свои "понятия", которые позволяют обществу худо-бедно не скатываться в откровенный зоопарк, хотя до него уже остаётся совсем недалеко.

Подросткам в этом плане не повезло вдвойне - ложность ЧЧД они уже выяснили, а ЧЧВ ещё не приняли; инерция мЫшления, всё такое. Поэтому подростки и молодёжь в этом плане - наиболее уязвимая и манипулируемая часть обществе; местами хуже малолетних детей, ибо у тех хотя бы авторитеты какие-то есть в виде папы с мамой, а у этих в голове полная каша, и опереться не на что; именно в этой нише наиболее активны лже-пророки.

Из-за особенностей "безопасного общества", выстроенного в 1-2 мирах в середине 20-го века, процесс перехода от дедства к молодости может растягиваться чуть ли не на десятилетия; и люди вполне могут существовать с моралью ЧЧД достаточно долго; но всё же бытие определяет сознание, и рано или поздно объективная реальность таки заворачивает мозги практически всем. "Чистая" ЧЧВ практически невозможна для широких масс, ибо такое поведение глубоко а-социально; поэтому наиболее распространен вариант ЧЧВ в виде мафиозной морали - в своём кругу ЧЧД, вне его ЧЧВ: друзьям всё, врагам - закон; ВВП одобряе.

Из-за таких моральных нюансов и происходит та самая аморфность "миллениалов", на которую обращал внимание в прошлой статье - можно делать то и сё, вот только зачем? Мотивация к поступкам отсутствует, или сводится к гедонизму, даже у детей; проблема не в детях, а в общественных установках, которые внутренне противоречивы - на словах говорим одно, на деле наши слова ничего не значат. В таких условиях остаётся лишь доверяться инстинктам и погружаться в гедонизм; что, разумеется, разрушительно для общества. У целого поколения из жизни вырвано время, в которое лучше и проще всего познавать и покорять мир; немудрено, что вместо человека-Творца получается человек-Потребитель. Ибо так - проще.

Из-за своего фольклорного хобби вижу целый пласт молодёжи, которая живёт "по старинке", со старыми, порой ещё дореволюционными моральными установками; она вполне мотивирована, и с ней всё будет в порядке. Беда только в том, что это - заведомый нон-конформизм, и "мейнстримом" не станет никогда, если только мир не погрузится в пост-апокалипсис; это всё осколки дивного старого мира. И, что ещё более печально, в этом движении также прорезаются элементы той самой мафиозной морали - если ты "за нас", то ты - друг и брат, а если ты не из тусовки, то и хрен на тебя. Да, в отличие от мейнстримовых суб-культур, эта подразумевает воспитание и образование (наряду, например, с реконструкторами), и пользы от неё куда больше, чем вреда, но всё же это - для "избранных", а не для всех. Ибо общество у нас про другое; грабь-бухай-отдыхай как-то не очень сочетается с берёзками и лебёдушками; а по-другому "бизнес" у нас не делается. Из экономики и остальная мотивация проистекает, так что - увы и ах.

Можно ли залатать эту дыру между поколениями? Можно, если перестанем врать себе и детям. В пределе - если перестанем врать вообще. Киндеры чувствут ложь сильнее, чем взрослые, ибо ещё не привыкли лицемерить; а у современников западенская натянутая улыбочка уже вьелась в культурый код. Это невыгодно, да, но тогда не удивляйтесь, почему приходится встречать старость на помойке, а не в кругу семьи.

А вот если перестанем лицемерить, то там и до ЧЧД недалеко - не до вранья о том, что все люди братья, а до осознания, что так оно и есть. Это сложно, понимаю, но без решения проблемы системного вранья пропасть между поколениями так и будет нарастать. ЧЧД в планетарном масштабе - вполне возможно, но это уже совсем другая песня.

терминология, психология, размышления, культура

Previous post Next post
Up