Относительно недавно уже писал
статью на схожую тему; но тут попробую подсветить проблему с другой стороны. В предыдущей статье был сделан упор на упомянутый недавно
инфантилизм; в этот раз зайду больше с экономической стороны.
Наткнулся на Конте на статью
про очередные перлы "министра" финансов Силуанова; по правильному Уголовному Кодексу, конечно, его должность должна называться как-то принципиально иначе. Но речь сейчас не столько про обличение министров-капиталистов; сама тема статьи натолкнула на мысль о том, что мы приняли лотерею и вообще игру за норму жизни. И это, в частности, даёт ответ на вопрос, почему постоянно ограбляемые массы трудового народа покорно арбайтен и всё никак не махт фрай.
"
Труд делает свободным" - лозунг немецких конц. лагерей
Как неоднократно показывал в своих статьях, господствующая с 1991-го года и поныне идеология
либерал-монетаризма не подразумевает достойной жизни для всех; эта идеология сугубо
элитарна, хотя и декларирует эгалитаризм; под обманкой псевдо-либерализма скрывается банальный
Золотой Телец, известный с библейских времён и даже раньше. Поэтому спастись всем не получится при любом раскладе; любые проблемы общества решаются за счёт обогащения "элит" и ограбления большинства, это мы с вами хорошо видим на примере
продолжающегося 10-й год кризиса. В условиях роста экономики массам кидаются подачки - потому что без роста рынка невозможен и рост прибылей в целом - но при стагнации и тем более падении экономики извлекаемая из масс прибыль приводит к уменьшению норм прибыли, и перманентно грызущиеся элиты начинают решать свои проблемы как обычно, через выжимание последних соков из подконтрольных
вилланов.
Вещи эти сугубо очевидные уже при поверхностном знакомстве с основами т.н.
экономикса - либероидно-монетаристской конструкции, заменяющей современникам экономику. Эта конструкция, повторюсь, не заинтересована во всеобщем благолепии - для неё совершенно нормально наличие "дна" общества, в том или ином виде. Например, существует "дно" в обычном понимании - всякий пролетариат, люмпены и бомжи, это норма и для США и для цеЕвропы; но также существует и "политическое" "дно" - страны-колонии, которые можно грабить, потому что потому. Решая проблемы в США, разве кто-то думает о том, что это может обрушить рынки Африки или Азии? Ага, щяз.
Элитаризм, как он есть.
Казалось бы, уже не 19-й век на дворе, и народ не только умеет читать, но также в массах владеет гаджетами и прочими средствами добычи информации, и может уже понять, что лично ему ничего в этой системе координат не светит. Сколько не паши в поле, шахте или даже офисе, не станешь богатым и не оторвёшься ото "дна" - если думать в традиционной культурной парадигме, подразумевающей общинность, т.е. "я и моя семья, я и мой род". Как постоянно говорю, культура - она не про скрипки и пение ртом,
она - про систему ценностей.
Ситуация, когда массы понимают, что им ничего не светит, хотя именно за их счёт весь банкет и оплачивается, уже однажды привела к 1917-му году, и допустить подобное "элиты" не могут. Поэтому массам декларируется спасение через... лотерею. В буквальном смысле. Ты должен пахать как не в себя, и тогда, может быть, ты спасёшься и станешь богатым. Да, я намеренно применяю термин "спасение" через запятую от слова "богатство" - потому что в современной культуре это синонимы.
Здесь главная проблема - в этом самом "может быть". Идея работы во имя спасения заложена в основах человечьей культуры испокон веку, но ранее постулировалась прямая связь - работа == спасение. Да, это далеко не всегда работало на практике, но тем не менее существовала прямая связь - больше работаешь, больше и получаешь. Совсем прямой зависимости мешала
сословность и прочие пережитки прошлого, но в целом всегда работала мотивация через труд - как потопаешь, так и полопаешь.
И вот с наступлением торжества монетаризма выяснилось, что миллион заработать вахтёром или даже слесарем просто невозможно - если, конечно, не уходить в криминал. Сколько не работай, а не спасёшься - так и будешь жить "на дне". Это, в общем-то, и раньше было понятно - крестьянин тоже не мог стать королём или хотя бы захудалым дворянином; но раньше это так прямо и декларировалось, на уровне освящённого свыше разделения обязанностей - кесарю кесарево. А эпоха Швабоды объявила, что каждый может спастись со дна, ведь клятые феодальные ограничения сняты, и теперь как бы все равны. Это тот самый парадокс, который я регулярно привожу в своих статьях - каждый гражданин страны может стать Президентом, но могут ли все стать Президентами?.. Обычная
обманка - декларируется одно, реализуется другое.
Казалось бы - чем больше мы работаем, тем больше производим благ и тем всем должно стать лучше? Но связь между трудом и "спасением" (читай - богатством) потеряна, её заменила... лотерея. Каждый действительно может спастись, но только через лотерею - если тебе повезёт. Если даже все мы с завтрашнего дня станем работать вдвое больше, то станем ли мы жить вдвое лучше? Ага, опять-таки щяз. Увеличение продукции товара приведёт к понижению цен на него, а также к повышению цен на ресурсы, из которого он изготовлен; скорее всего, случится инфляция или ещё какой лохотрон - в общем, подобные приколы "
свободного рынка" всегда бьют по простому человечку, не отдавая ему в ответ ничего. Эту проблему рассматривал в статье про
зерновой экспорт - рекордные урожаи сплошь и рядом приводят к обрушению цен, и в итоге работать приходится больше, а получать при этом меньше. Парадокс? Нет, обычный узаконенный лохотрон по фамилии "свободный рынок".
Что же получается, выхода нет? Есть - отвечает культура либерал-монетаризма. Ты можешь подняться со дна и начать паразитировать на нём, основав свой бизнес. Главное - оторваться от массы и начать делать что-то, чего никто не делает, то есть копать в неизвестном направлении. Казалось бы, тоже неплохо - но результат-то не гарантирован. Ты можешь задумать гениальный бизнес-план, но неудачно сложатся звёзды, скакнёт курс, случится землетрясение в Гватемале - в общем, не повезёт и всё, досвидос. Бизнес - это лотерея. Но спастись со дна можно фактически только через него; повезёт - спасёшься, не повезёт - обратно свалишься на дно. И культура монетаризма это подаёт как нормальное положение дел.
Всю эту прорву букв я написал заради главной мысли статьи, уже косвенно сформулированной в самом начале - потеряно уважение к труду. Ты можешь работать, можешь не работать; хорошо/плохо работаешь - всё равно; главное - чтобы тебе повезло. Нет прямой связи между трудом и результатами труда - получаем легитимизацию лотереи как нормального средства спасения и вообще распределения доходов.
А этой связи (между трудом и его результатами) и не будет никогда, в условиях узаконенного
отчуждения труда; не так важно, что и как ты делаешь, сколько как это распределяется и как продаётся; а главное, сколько у тебя заберут большие дядечки в виде тех или иных налогов. Повезёт - получишь полную сумму, ещё и сверху насыплется; а нет, так ещё и должен останешься.
Click to view
Сводка с передовой - шахты перевыполняют план в 2 километрах от "нехороших людей".
Проблема в том, что Общество в целом не заинтересовано ни в планах, ни вообще в твоей работе - главное это деньги, а остальное всё дребебедень. Можно и вдвое больше добыть, но если продать не получится, то считай, что всё зря. Не использовать, а продать, это разные вещи, хотя нас вот уже 25 лет убеждают, что это одно и то же. На этом весь лохотрон и строится. Но это несколько другая история.
Без возврата уважения к труду и человеку труда призывы "больше работать для спасения" будут всё больше напоминать надписи на
воротах Освенцима. А это невозможно без смены экономического строя (см.
статью про морализаторство) . Так что всем спастись при нонешней "экономике" не выйдет; либо гниём все вместе на дне, либо что-то уже делаем с нашими министрами-капиталистами. Освенцим или Смольный - выбор за вами.