Продолжу тему прикладных статей - обычно на мелочи не размениваюсь, стараюсь копаться в глубине и ширине, но в суете последних дней как-то не получается настроиться на глобальный мыслительный режим, поэтому придётся писать про очевидное. В стопицотый раз подниму тему рекламы - на мой взгляд, главного зла современной культуры, а через это - и всего Человечества в целом. На сей раз - в разрезе блогеров.
О рекламе писал много - и
давно, и относительно
недавно; последняя статья с раскрытием рекламной темы -
про привлекательность соблазнов. Реклама настолько въелась в нашу жизнь, что мы её не замечаем, или воспринимаем как неотъемлемую часть объективной реальности, но это неправильно. Как постоянно говорю, все проблемы нашей жизни - от сбитых
смыслов; у рекламы (в коммерческом смысле) смыслы а-социальны, то есть противоположны Человеческим, отсюда и куча бед и несчастий, которые визуально вроде бы и не связаны с рекламой.
Реклама бывает сильно разная; даже фоточки в инстаграмме губок уточкой - это тоже реклама, реклама себя. Однако, как обычно, бабло побеждает всё, включая здравый смысл, и сейчас под рекламой подразумевается
коммерческая реклама, то есть оплаченная заинтересованной стороной
полуправда, направленная на
извлечение прибыли из лопухов. Повторюсь в тысячный раз - у самого по себе понятия "реклама" отрицательного значения нет, всё похабит смысл его использования. У тех же фоточек в инстаграмме практически нет негативного подтекста (разве что зачастую это зрелище, тяжёлое для психики); а вот коммерческая реклама направлена на навязывание товаров и услуг на основе неполноты информации, то есть полуправды, сиречь по сути вранья. Про это уже тыщу раз говорил, казалось бы, зачем опять по тому же. А вот, сколько пишу, уже и мировая ситуация поменялась, а воз и ныне там.
В последнее время сразу у нескольких отслеживаемых блогеров заметил рекламную тему, отсюда и тема статьи вылупилась. На мой взгляд, именно блогеры (в хорошем смысле этого слова) могут стать альтернативой рекламы, потому что
блогер не равно журналист. Журналист пишет о том, за что ему заплатили, а блогер - о том, что интересно именно ему. В этом плане, разумеется, не надо быть наивным чукотским юношей и не ставить знак равенства между "независимыми блогерами" и Правдой, чем грешат наши заклятые псевдо-либеральные друзья. Блогеры могут стать народным интернетом, распространителями информации для людей, о чём писал в статье
про народную культуру и блогеров. Однако, напомню, всё зависит от смыслов - и если смыслом для блогеров становится заработок бабла (а при
монетаризме рано или поздно так и происходит), то и писать (снимать, рассказывать) они начинают не про то, что интересно им, а про то, за что платят. То есть перерождаются в журналистов.
Часто неприкрытой рекламой страдает
тов. Гоблин. Он этого и не скрывает - хотя многие откровенно рекламные ролики и маскирует под "народное творчество". К нему претензий меньше всего, потому что он занимается просветительской деятельностью, на которой много бабла не поднять, и рекламные ролики для него - необходимое зло. Но тем не менее - зло, и масса народу вполне может пострадать, занеся в кассу за товар, который им навязали. Лично у меня опыт
рекламных советов от Гоблина сугубо положительный - по его наводке
прикупил батарейку от HIPER, она массу раз выручала и меня, и
мою банду в поездках; и до сих пор живёт, в отличие от аналогов, которые почти такие же, но не такие. Поэтому и говорю, что не всякая реклама есть зло сама по себе, злом её делают люди.
Сама по себе реклама является полу-правдой - если вам заплатили за "освещение" товара, будете ли вы писать про его недостатки? Если будете, то вам просто не заплатят за работу, потому что стандарт рекламы - это принуждение жертвы к покупке, где нет места каким-то там минусам; в итоге полуправда всегда выигрывает у правды. Иногда бывают случаи, когда минусов практически и нет - видимо, на этом Гоблин и играет, рекламируя качественные (но дорогие) вещи, при этом главный недостаток товара - цена - очевиден и не требует дополнительных пояснений. Но большинству блогеров этот метод подходит далеко не всегда, потому и случается всякое.
Рекламный рынок многих уже приучил не доверять рекламным роликам, и в поисках информации (а не рекламы) народ шастает по интернетам, в поисках тех самых блогеров-обзорщиков, которые пишут о том и сём не потому, что им за это платят (как рекламщики), а потому, что им это интересно самим. Я и сам иногда этим балуюсь - пишу про вещи, которые потрогал сам, и это интересно самому (и трогать, и писать); но я не "обзорщик", поэтому и пишу в своём стандартном стиле, не совсем "профессионально", в смысле стандартов отрасли. А есть люди, которые специально занимаются обзорами, через это их и почитать приятно, и информация полезна.
Однако тут, как обычно, в дело вступают смыслы. Для написания обзоров нужен сам обзираемый товар, а он денег стоит. Разумеется, у "рекламщиков" бюджеты несопоставимы с "обзорщиками", поэтому каждый обзорщик, которому не обидно за державу, постепенно сползает к рекламщикам - потому что "так проще". То ли ты ломаешь голову, откуда тебе взять то и сё, и как это всё монетизировать, то ли к тебе всё приносят и дают бабло, на и обозревай. Здесь, если призадуматься, ключевые слова - местоимения, "ты" и "они"; обзорщики это
субъекты, а рекламщики это объекты, и в общем-то их и сравнивать-то грешно.
К сожалению, наблюдаю тенденцию скатывания хороших людей в рекламу, сплошь и рядом. Часто смотрю ролики
про дроны, и там один из немногих интересных мне заграничных обзорщиков,
FPV guy, начинавший независимым, сейчас "сотрудничает" с каким-то сайтом. Да, теперь он обозревает чаще, и доступ к новинкам у него куда проще, но теперь вместо непредвзятых обзоров у него одна слащавая патока - то есть фактически реклама. Свобода и правда в обмен на бабло, получается.
И если бы это касалось только узких тем. Подобный "рекламный" подход превращает в бессмыслицу и ложь и телевизионные каналы, и радио, и тот же самый
Ютуб. Распространие полуправды нивелирует распространение любой информации вообще - если часто кричать "волки", а волков нет, то когда они наконец придут,
вам уже никто не поверит. Так же и с распространением информации - совравши однажды, не удивляйся, что тебе не верят и там, где ты правдив. Заблуждение люди могут простить, а вот откровенное враньё - вряд ли.