В продолжение вчерашней статьи
про скандалы.в СМИ. Периодически читатели меня упрекают в том, что я не упоминаю в статьях образование. Есть такой грешок, но это не от непонимания роли образования в жизни общества и гражданина, а скорее от иного позиционирования этого понятия в жизни общества. На мой взгляд, образование - неотъемлемая часть культуры, о которой пишу постоянно; об этом сегодня и поговорим.
Согласно
википедии:
Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (
словарь Ушакова).В широком смысле слова, образование - процесс или продукт «формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому [между поколениями]».
Из той же статьи: Ещё Пифагор отмечал, что "образование можно и разделить с другим человеком и, дав его другому, самому не утратить его". "Вообще именно образованием отличаются люди от животных, эллины - от варваров, свободнорожденные - от рабов, философы - от простых людей", - считал он.
То, что сейчас термин "образование" подразумевает парты и отношения "ученик-преподаватель", по сути означает деградацию широкого термина до сугубо технической своей стороны, но если смотреть на вещи широко, то образование составляет важнейшую часть жизни каждого - мы и сами набираемся ума у кого-то, и передаём свои навыки окружающим - даже если эти знания просты и обыденны. Так, каждый родитель, воспитывающий детей - важнейший Учитель в их жизни, хотя при этом наверняка никакие дипломы друг другу не выдаются.
К сожалению, несмотря на нарастание технического прогресса, процесс образования в техническом плане (и в других тоже) сейчас находится в глубочайшем кризисе - не только у нас в лапотной Расее, но и у "цивилизованных" - недаром значительную часть штата европейских и американских университетов составляют "понаехавшие" азиаты и восточно-европейцы. Отчасти это связано и с
демографической катастрофой западного общества, но также и вызвано кризисом системы образования, которая прогнулась под термин "толерантность" и в угоду ему адаптирует курсы для лучшей освояемости откровенными дурачками, вместо подтягивания общего уровня и отсеивания этих самых дурачков. На тему технического аспекта "образования"
рекомендую статью нашего Нского камрада
amfora.
Разделяю вышеуказанную точку зрения в области технического понимания образования, но всё же понимаю образование не только как подготовку специалистов - это, считаю, базовый уровень образования. На мой взгляд, как уже писал выше, образование должно составлять важнейшую часть культуры общества в повседневном плане, то есть окружающая нас информация должна нести образовательную и информирующую функцию. Собственно сам так и живу - когда
мотаюсь по стране, из любых поездок стараюсь вынести что-то познавательное, а не просто таращиться на красявости. Но, к сожалению, культура нонешнего общества этому подходу категорически не соответствует и практически мешает.
Как уже писал в статье про скандалы, СМИ по всему миру заняты не информированием, но развлечением населения. Образование может показаться скучным, но оно полезно; тогда как развлечение, безусловно, зрелищно и вообще "вау", однако оно, как правило, бесполезно, а местами и вредно. Простым акцентированием внимания читателей/зрителей меняется суть информирования, и вместо сути вещей до народа доносятся малозначительные детали. Теоретически из любого шлака можно добыть нужную информацию, однако концентрация бесполезной информации в СМИ лично меня уже очень давно наводит на мысль о целенаправленной
информационной войне с населением - как тут не вспомнить знаменитые
"башни" из "Обитаемого острова", держащие население под постоянным прессингом.
Если припомнить наши с вами старые советские СМИ, то в них преобладала именно информация - иногда, конечно, идеологически окрашенная, но, если повспоминать, то значительную часть теле-радио-эфира составляла обычная повседневная информация - где чего случилось, и сколько тонн чугуния кто сварил. При этом скандалы в эфир как раз не допускались - это считалось моветоном. Смотреть такое было, конечно, скучно - потому что советские СМИ были средствами информирования, а не развлечения. Нельзя сказать, что информация в них была 100% правдивой - но в сравнении с современным состоянием отечественных и "мировых" СМИ это был, можно сказать, эталон и мечта.
Информирование населения - это по сути его образование. Да, это скучно, но полезно. А вот развлечение его любыми методами - это по сути цифровая наркомания. Потому что развлечение без смысла, даже подкорочного - это по сути наркомания и есть. Пришёл с работы, укололся и забылся - чем это отличается от просмотра сериалов или камеди-клаба?
По привычке оборочусь к народной культуре, знакомой лично мне с дедства, и практически незнакомой подавляющему большинству городского населения - там почти любое развлечение имело подспудный смысл, потому что
деревенская жизнь на порядок более взаимосвязана, чем городская. Не идеализирую картинки прошлого - всякое, конечно, бывало, и пьянство и поножовщина, но всё это было по причине недостаточного следования народной культуре, которая всеми доступными способами образовывала и направляла энергию населения в культурные рамки. В статье "
Разделяй и властвуй" уже упоминал, что те же кулачные бои - не лубочная картинка и не беспредел, а фактически деревенский спорт, направляющий энергию молодёжи от бессмысленных животных "драк за самок" в сторону коллективизма и полезного физического развития; правила народных игр определены согласно своего рода технике безопасности, снижающей небоевые потери населения. :)
Про вечорки как простонародную замену дискотек уже тоже писал - вполне банальные танцульки в народной культуре также направлены на социализацию, коллективизм, культурное общение, передачу знаний, да и на физическое развитие тоже; хотя там не так колбасно, как на современных "вечеринках".
Как-то так получается, что большинство простонародных занятий несёт в себе какую-то практическую пользу для вовлечённых - они либо дают выхлоп в виде вещей, либо физически развивают, либо приводят в порядок мысли и чувства; и все они означают передачу знаний от человека от человеку, формируя определённую традицию. Фактически это определённая самоподдерживающаяся система образования населения - хотя она и недостаточна для жизни в современном мире, и тем не менее обращаю внимание на наличие в ней образовательной функции.
А в современной "культуре" большинство развлечений населения не несут никакого практического смысла - какой может быть смысл от просмотра освещающих трусы скандалы СМИ, от бухалова в барах и колбасева на дискотэках? Если задуматься, то фактически мы имеем дело с легализованной наркоманией, переводом свободного времени населения в пустоту, фактически нейтрализацией энергии народа, вместо направления её на общественно полезные занятия, то есть на повышение собственного уровня жизни!
Не говорю, что всё пропало и полимеры утеряны, однако логичным объяснением происходящего считаю всё тот же культ Золотого Тельца, в рамках которого
имеют смысл только деньги, а точнее - их максимальная трата населением. Вся мощь тех же самых "скандальных" СМИ, очевидно подконтрольных финансово благополучному меньшинству населения - не только у нас в стране, но и по всему "цивилизованному миру" - направлена на пропаганду потребительского образа жизни; им выгодно, чтобы мы меньше делали, и при этом больше потребляли - именно такое поведение сейчас считается нормой. Тогда как в традиционном обществе это считается чуть ли не тунеядством - человек и в свободное от работы на работе время должен заниматься чем-то полезным, и уж как минимум не вредным. Поэтому кровавые большевики гнали население на ликбез - слышал лично от живой свидетельницы данной программы - и в послевоенные годы после смены рабочие шли на курсы повышения квалификации. Образование - это жизнь, а наркотики - это смерть, но мы так и будем повиноваться своим желаниям, которые умело направляются при помощи
рекламы в сторону, полезную кому-то другому.
Понимаю, что навязывать полезные занятия и игнорировать хотелки и пожелания людей - немного попахивает тоталитаризЪмом и движением от человека в сторону мобильной операционки
Андроид. :))) Кстати, к вопросу про образование - наверняка большинство молодёжи считает слово "Андроид" некоей торговой маркой и не догадывается об изначальном значении этого слова. Но не будем забывать про силу рекламы - когда вся её разрушительная мощь направлена на то, чтобы зверить и скотинить человека, призывы к разуму и пользе действительно будут выглядеть тоталитаризмом - я хочу колоться и бухать, а меня заставляют то и это! Как постоянно пишу, надо наводить порядок в культуре общества -
в широком смысле этого слова - вот тогда и потребности у людей поменяются. Если по всем СМИ, с рекламных плакатов, книг и сериалов людей зовут бухать и колоться, трудно ожидать от общества стремления к звёздам.
В прошлой статье упомянул про блогеров, да и забыл толком высказаться - на самом деле считаю блогеров эдакими простонародными СМИ, фактически гласом народа, в противовес официальным, коммерческим СМИ, которые по сути - те самые башни, заглушающие волю народа. И поэтому считаю блогосферу в некотором роде отдушиной в мире бессмысленной информации, навязываемой людям извне под давлением коммерческих выгод, противоречащих чаяниям этих самых людей. Противостоять махине СМИ полноценно блогосфера не может - даже несмотря на полную и очевидную компроментацию СМИ как легитимных источников информации, массы населения по-прежнему продолжают проводить время у телевизора и радио, невзирая на очевидный вред для рассудка. Поэтому часть блогеров прогибается под изменчивый мир и мигрирует в сторону профессиональной проституции журналистики - пишет про то, что пипл схавает, а не про то, что интересно им самим. В этом плане информация "из интернета" нисколько не более правдива, чем "из телевизора" - а ввиду некоторых особенностей протокола http - и того опаснее. :)) Поэтому и блогеры Россию ситуацию не спасут.
Хотя вносить свою
лепту в формирование культурного образа мышления считаю необходимым для каждого вменяемого блогера. Даже если блогер ничего не пишет сам, а просто перепостит правильные статьи - уже хлеб; потому что тираж общественно вредного мусора по фамилии реклама подавляет практически любую общественно полезную информацию, и эту блокаду надо прорывать любыми способами.
С чего это я заговорил про блогеров? Да в нынешнем мире только у них нет заинтересованности в распространении общественно вредной информации - потому что любые СМИ берут у кого-то деньги на собственное существование, и, значит, зависят от каких-либо кругов, которые заставляют их транслировать их собственные интересы и ценности; а у простого народа голос может прорезаться только так, через блогосферу, где автор финансово не мотивирован и в идеале не заинтересован в извлечении прибыли из собственных буковок - потому что как только появляется эта заинтересованность, так тут же
смыслы меняются, и блогер становится журналистом, со всеми вытекающими плачевными последствиями.
По-хорошему, конечно, надо переломить ситуацию, когда государство переключит режим из обслуживания денежных мешков в сторону поддержки рабоче-крестьянского общества... Но пока в правительстве Медведевы да Чубайсы, хавать нам цифровую наркоту и прожигать жизнь в бессмысленных развлечениях, скатываясь всё дальше от индустриального
общества развития в сторону пост-индустриального болота имени потребления.
Когда обществу понадобится развиваться, вот тогда можно будет говорить про реанимацию образования и культуры в целом. А пока смысл у гражданина - скататься в отпуск на Мальдивы, о каком образовании мы говорим? Каковы
ориентиры, такова и культура, таков и уровень образования и науки, увы. В комплексе всё надо решать. И, разумеется, работать надо больше, а "колбаситься" - меньше, только тогда будем жить лучше. Банальность, но не до всех доходит, увы.