В очередной раз вернусь на "культурную" поляну, немного позанудствую на тему, почему всё так плохо вокруг. :))
Посмотрел надысь (по пути
из Турнаево, ночью в машинке на планшете - до чего техника дошла!) фильму про посещённый в ходе
июньской экспедиции фестиваль "
Семейская круговая":
Click to view
В очередной раз удивился, насколько малая часть происходящего на фестивале имеет отношение к тому, за что
семейские известны всему фольклорному миру, и даже Юнеско их внесло в фонд культурного наследия. Ведь
семейские - это староверы,
и песни их в подавляющем большинстве - протяжные, "проголосные", лирические. И где всё это в фильме? Да, конечно, были и подгармошечные пляски, и, возможно, похабные частушки - но если спросить самих бабусь-дедусь, какое их место в культуре и жизни - отмахнутся и похихикают. Так, баловство и развлекушечки для молодёжи. Как спросишь про старинное - так почему-то начинают чесать затылок и вспоминать лирику да духовные стихи (кто не в курсе -
тырк просветляться).
Соображал-соображал, почему так происходит - уже и про деградацию культуры писал, и про многое другое; а вот пришло в голову очередное соображение, почему так вышло. Как бы это не выглядело странным, но самые сложные и "навороченные" песни - это песни обыденные, повседневные, которые поются за работой или на вечерних посиделках (не путать с
вечорками). Даже обрядовые вещи (если не считать религиозные обряды) - это, как правило, достаточно простые напевы, чтобы можно было вовлекать в процесс максимальное число народу.
Повседневность занимала у наших предков ещё больше времени, чем сейчас - ведь тогда не было выходных и государственных праздников, и работать приходилось с утра до ночи. Поэтому на праздниках народ отрывался за всё время, уходя от повседневной культуры к праздничным пляскам и частушкам - это, безусловно, более зрелищно и вообще интересно для окружающих, нежели жестокие романсы да поучительные духовные стихи. На празднике народу не хочется грузиться, а охота развлекаться да отрываться, понимаю.
В итоге после вымывания традиционной культуры из повседневной жизни людей получается, что под "народной" песней в основном подразумевается именно "праздничная" культура - те самые пляски да частушки, которые, безусловно, имели место быть... Однако при этом совершенно игнорируется основная - подчёркиваю - часть народной культуры, которая сопровождала человека бОльшую часть его жизни.
С перерождением культуры в развлекушечки - о чём писал в
цикле про место культуры в жизни - под культурой автоматически начали понимать культуру праздника, развлечения; пришёл, получил дозу культуры, ушёл просветлённый. Типа. На деле - так как я сам человек и одновременно находящийся в культурной технологии (как технарь), и как сторонний человек, и как энтузиаст народной культуры, вижу - что такой метод "культурной обработки" населения не работает. Вообще. Как верно рассказывают упомянутые в статье про Турнаево активисты Рублёвы - приезжает в детский лагерь ребёнок из "трудной" семьи, 2 недели они его обрабатывают-воспитывают, вроде у него всё на место встаёт, и в коллектив вживается; проходит год, и он приезжает обратно ещё хуже, чем был. В условиях, когда человека в повседневности окружает анти-культура - а ТВ/Радио/газеты и прочий мейнстрим, безусловно, являются таковыми - кратковременные инъекции культуры практически не помогают. Нужно, чтобы человек и в повседневной жизни был хоть как-то окружён правильными и нужными для него ценностями, и тогда он и на празднике будет чувствовать себя своим, не развлекаемым клоунами барашком, а
причастным ко всему происходящему. К сожалению, в современных реалиях,
направляемых рекламой, этого в широких массах не достичь - потому что массы гонят туда, куда нужно производителям товаров, а не куда нужно массам, увы.
Поэтому, на мой взгляд, окучивая культурой народ на концертах, мы занимаемся немного не тем, чем надо. Да, такое тоже нужно нести в массы, но в основном надо доносить до людей понимание, что всё происходящее - не просто красивые нотки и озорные па, а часть их собственного культурного мира. Это идёт вразрез с остальной культурой, направленной на потребление себя, а не на воспроизводство в массах, но что уж поделать. Про это, в частности, мы говорили на концерте в Омске, совместно с "Поселенцами" из Е-бурга:
Click to view
В большинстве случаев разговоры вставлять не получается, да и вообще их ценность достаточно сомнительна в широком масштабе, но что тут можно поделать ещё, не очень понимаю. Работа с массами в непосредственном контакте отнимает много сил - вот, в детском лагере в Турнаево удалось детишек на 2 недели погрузить в культуру в повседневной жизни, но скольких это сил и нервов потребовало?.. А выйти и слабать под баян - много проще, инфа 146%.
Так что, на мой взгляд, разговоры про культуру пора сворачивать от бесед, кто как красиво и верно поёт, в сторону, как бы нам народу в повседневную жизнь всё это внедрить; чтобы народ понял, что быть русским - это значить чувствовать, понимать и воспроизводить русскую культуру, а не махать триколорами по праздникам... А концерты и фестивали - это так, по верхушкам скакать, такое моё мнение.