Как некоторые мои читатели уже догадались, что пишу в основном про две вещи - про политику и про фольклор. Вещи, казалось бы, совсем разные, но, если приглядеться, то взаимосвязь можно найти.
Как уже многократно говорил, современный человек с трудом воспринимает народную культуру, по разным причинам. В основном - в силу привычки; он просто привык, что его развлекают, а народная музыка подразумевает совместное творчество, то есть со-творение. И она поэтому слегка более трудна в восприятии; фоном её толком не поставишь, надо же сопереживать, а то и подпевать.
Есть некоторые культуры, которые более понятны современному человеку - например, казачество. Если покопаться в глубинных пластах, то, конечно, и там можно всякое найти - как минимум, казаки жили не только в Запорожской сечи, но и, например, в Забайкалье и Приморье - внезапно, ага. Я служил под Биробиджаном - в этих местах, под Хабаровском, до сих пор местные называют себя казаками и являются потомками казачьих линий на границе с Китаем. Поэтому, конечно, говорить, что казаки - они вот такие, нельзя - но тем не менее казачья культура, как правило, легче усваивается современниками. Музыкальная культура изначальных, "южных" казаков - Дон, Кубань, Терек - в некотором роде напоминает, скажем, грузинскую: красивые голоса, красивые интервалы, хоровое многоголосье. Это я так, чтобы простым людям понятно было - такое сравнение может кого-то и покоробить, и тем не менее имхо есть определённое сходство; как минимум и там и там приняты мужские многоголосые песни.
Вообще в русской культуре - даже если понимать её в относительно узком плане, без учёта белорусской и украинской, и без прочих народностей нашей страны - разнообразие стилей очень велико; простое перечисление вариантов "манер" может превратить статью в справочник. Говорить о том, что русская песня - она "вот такая" - практически нельзя, потому что она бывает всякая; "в том числе и такая" - будет вернее. Поэтому и не буду, а поговорю о традиции, с которой знаком больше всего - это
семейские Забайкалья.
Не буду тут устраивать исторические экскурсы - кому надо, почитает в википедии. Люди очень интересные, и места там тоже шикарные - хочется приезжать туда снова и снова. Но я вроде хотел поговорить про их песни.
Существует "классика" семейских песен - мужской квартет из с. Большой Куналей, который в 1966-м году записан в Москве на пластинку; послушать его записи можно в "семейской" группе фконтакте:
http://vk.com/audio?id=-5146345 Но не торопитесь врываться и слушать - вас может постигнуть культурный шок. Ибо семейские песни отличаются следующими тремя особенностями:
0) Импровизация. Каждый куплет поётся по-разному. Импровизация возможна в любом из следующих аспектов:
1) Интервалы между голосами зачастую крайне непривычны для уха современного человека; там в том числе применяется
секундовое пение; когда между голосами всего один тон (а то и половинка). В "обычной" музыке такие интервалы подразумевают, что кто-то мимо ноты попал, а здесь наоборот, попасть в секунду - самый смак. Даже выражение такое придумали - это мы не лажаем, это секундовое пение. :)
Кроме секунд также используются постоянно сменяющиеся интервалы между голосами - во многих традициях популярны песни "в терцию", а здесь таких почти нет; кварты-квинты и меняющиеся интервалы между голосами - для неподготовленного уха музыка сложная, фактически джаз.
2) Ритмическое разнообразие. В большинстве современной музыки, да и в традиционной зачастую тоже, используется хоровое исполнение песен - все участники песен должны петь строго в одном ритме: "Во-по-ле-бе-рёёё-за-сто-яяя-ла". В семейской песне постоянно используется
синкопирование и вообще вольное отношение к ритму - кто-то забегает вперёд, кто-то наоборот, тянет ноту; получается разнобой, вплоть до
полифонии; зачастую в пределах одной песни разные голоса поют как бы разные мотивы.
3) Вставка "лишних" слогов в слова; если нота распевается, то вместо продолжения того же слова тут зачастую вставлается любой слог, не относящийся к словам песни - получается своего рода криптография, сиречь шифрование. Классический пример - песня "Стой, рябина" - вместо слов "А я себя-то сгубила" поётся "А-ва я-ва то сама-я то себя-я-то сгубя-яла"; в итоге выслушать слова в таких песнях чрезвычайно сложно, иногда приходится переспрашивать. А уж неподготовленные люди иногда спрашивают "А это вы на каком языке спели?"
4) Повышение тона в процессе песни. В музыке имеется такой приём, как модуляция - повышение всей мелодии на фиксированный интервал; только что играли и пели с ноты "ля", а теперь хоп - и уже с "до". Здесь почти то же самое, только по-другому :)) - тональность песни повышается в процессе исполнения одного и того же куплета, плавно, без скачкообразного перехода - толком и не поймёшь, когда успели поменять тональность - просто так получилось. Классическая модуляция применяется редко - обычно при запевах, то есть в начале нового куплета; но ничего не мешает совмещать одно с другим. На многих записях можно сравнить первый и последний куплет и убедиться, что тональность песни плавно уехала на 2-3 тона вверх - зачастую без всяких модуляций, так оно само как-то получилось.
Учитывая вышенаписанное, отсылаю к
демотиваторам про семейских, изготовленных нашими свердловскими друзьями из "Поселенцев"; они тоже поют эту традицию.
Семейская традиция - это некий такой "джаз" народного творчества. Его сложно пропагандировать в широких массах - потому что к этой музыке надо прийти самому. Мы стараемся, но без фанатизма. Понятно, что в народ надо нести что-то попроще, чтобы всем понятно было - но что поделать, нам интересен вот именно этот пласт народного творчества.
В пределах семейской традиции существует не только большекуналейская "классика", но также и "Читинская" ветка семейских, Красночикойский район - как минимум Кочон и Урлук, где традиция немного другая, чем в Куналее, но всё вышеперечисленное и к ней также можно применить; да и в пределах "бурятской" ветки семейских много интересного есть помимо Куналея. Разнообразие просто прёт, а ведь кто-то нам пытается заяснить, что русская культура - это в пьяном виде под баян...
А при чём тут политика, спросите вы? Да всё при том же, что надо знать свои корни, чтобы противостоять навалу зарубежной пропаганды, убеждающих современных россиян, что они - быдло, и им надо сидеть и слушать, что скажут белые люди из Европы. Когда покопаешься в собственной культуре, возникает ровно обратное чувство - а не построить ли этих европейцев в колонну по три и не попросить ли их заткнуться и послушать, что такое настоящее русское... В плане построения человека зело полезное занятие, знаете ли.