Про сознательное и бессознательное в культуре

Apr 09, 2014 14:46

В продолжение старой статьи про сознательное и бессознательное в музыке. Речь пойдёт примерно про то же, только несколько ширше.

Зайду, как обычно, издали. Посмотрел в интернете несколько выступлений тов. Дугина - в целом интересные вещи говорит, во многом пересекающиеся с моими собственными выводами. Вот, например, показательный пример не из политики - из психологии:

image Click to view



На мой взгляд, тема зело пересекается с моей давней статьёй про воспитание подросткового сознания у взрослых. Но речь сегодня не про то, кто у кого подсматривал идеи и всё такое. По большому счёту, все мои выкладки - они по сути не совсем мои, это компиляция фактов, увиденных и услышанных вокруг, и вряд ли из всего вороха моей писанины наберётся хотя бы десяток действительно свежих мыслей, которые никто ранее не высказывал в том или ином виде. Вполне возможно, что часть моих статей написана под влиянием идей того же Дугина, но опосредовано - в чьём-то пересказе.

Собственно, поводом для статьи послужила вот эта запись:

image Click to view



Здесь тов. Дугин громит современную культуру, в несколько непривычной для себя агрессивной манере, в определённом смысле демонизируя её. Его можно понять - культура в целом и есть то самое место, которые мы с вами как народ проигрываем в войне с "общечеловеками", то есть либеральными фашистами. Не каждый либерал == фашист, но их наиболее активная часть по сути занимается тем же самым, что и Гитлер, но только на информационно-идеологическо-культурном фронте. Путём вранья, передёргивания, полу-правды, произвольной трактовки фактов и двойных стандартов нео-либералы убивают в нас русское и оставляют только покорный их воле "общечеловеческий" тип мышления, в котором деньги превыше всего, всё продаётся и покупается, и прочая подростковая или уголовная чешуя. Под лозунгами свободы в корне выжигаются все альтернативы.

Я вам одну вещь скажу, только вы не обижайтесь. Не раз уже говорил, что несмотря на всю борьбу большевиков с русской культурой она до сих пор сохранилась в практически первозданном, архаичном виде - например, см. наши прошлогодние видео. А вот теперь, в царстве свободы, демократии и высокой духовности, просто некому перенимать эту культуру - деревня умирает как факт, и культура уходит просто по объективным причинам - некому перенимать её. Потому что глубинная русская культура - это деревня, широта и просторы, это всё кардинально отличается от городской суеты в плане причастности к окружающему. И вот так, вроде бы без всякой борьбы, "чисто рыночными методами" либералы от политики и экономики убивают не только никому не нужную деревню, но и всё, что она собой олицетворяет - деревенский, русский образ жизни и мысли.

И вот тут мы с гр. Дугиным слегка расходимся. Он оперирует высокими материями и глобальными понятиями, но я буквально вижу - особенно на примере видео "про хама" - что у него нет привязки с земле, уж извините. Он противопоставляет высокую духовную музыку шансону и прочему шлаку современно недо-искусства - и в этом он неправ. Потому что это вещи не-сравнимые имхо, просто по определению.

Поясню. Как уже писал в статье "про бессознательное в музыке" (ссылка в самом начале статьи), музыка - и культура в целом - бывает подсознательная и высокоуровневая, то есть, условно говоря, "примитивная" - в оригинальном смысле этого слова - "первый, ранний"; и высокая, "искусная". Они просто апеллируют к разным видам мозговой активности - одна к подсознательным, практически животным инстинктам, а другая уже к высшей мозговой активности. И вот тут, как вы понимаете, вырисовывается довольно интересная - и безрадостная для современного общества - картина.

На высшем уровне у нас может быть полный порядок - Бах, Бетховен и лучшие произведения массовой современной культуры - некоторые из них, вполне допускаю, можно выставить в один ряд со средневековой классикой. Но вот если посмотреть на "низы", то тут полная катастрофа - за исключением детских песенок про ёжиков и черепашек, вся остальная современная культура скорее зверит и скотинит человека, чем наоборот. А ведь речь, напоминаю, идёт именно о "низовой" культуре, то есть апелляции к подсознанию и практически животным инстинктам.

Недаром в прошлой части статьи упоминал про опасность поп-культуры - она по сути занимается воспитанием рефлексов у человека, некоего безусловного базиса ценностей - да-да, все эти обволакивающие современного общечеловечка песенки-клубы-тусовки по сути формируют некую ценностную норму, которую он воспринимает как само собой разумеющееся. Во многом поэтому так эмоционален тот же Дугин в вопросе культуры - он понимает, что из человека по сути формируют нелюдь, и ни к чему хорошему это не приведёт - не только для нас, "нормальных", но и для самих поражённых культурой потребления пассажиров.

Поясню глубинное отличие традиционной культуры от современной попсы - ещё раз. Традиционная культура, безусловно, куда более безыскусна, и голоса там не такие сладкие, как в красивых клипах по телевизору. Но в традиционной культуре важнейшей составляющей является передача культуры от старших младшим, от отцов детям - и это означает передачу лучшего, отсеивание мусора, и самое имхо главное отличие - искренняя заинтересованность в том, чтобы будущим поколениям было хорошо. Видите, куда я клоню - традиции это передача положительного опыта от старших или более сведущих остальным. Да, местами они могут тормозить прогресс - но кто сказал, что прогресс это однозначно хорошо? Например, с появлением сотовых телефонов общение стало куда удобнее, но при этом существенно уменьшились личные контакты, а с перерождением телефонов в смартфоны во весь рост встала проблема виртуализации общения в принципе - молодое поколение прекрасно видит, что сейчас запросто можно чатиться фконтакте посреди тусовки, то есть даже личное общение уже не спасает от виртуализации. Шаг вперёд и два назад получается.

С вражеской стороны традиционной культуре противостоят попса и прочее шансонное непотребство. Они не несут в себе положительное начало по определению - хотя это и не означает, что прямо всех певичек, художников и танцоров надо отлучать и расстреливать, хотя через одного этим заняться можно совершенно смело. И почему - нетрудно догадаться. Как уже писал неоднократно, мы живём в мире нео-либеральных стандартов, где деньги решают всё и ничего не имеет смысла, кроме денег; отсюда следует, что ни о какой пользе для будущих поколений даже речь поднимать никто не будет. Будущее - это вообще что? Правильно, это выдумки проклятых большевиков. Потому что сейчас надо ковать железо, пока горячо; мы живём в предельно сиюминутном мире, мире без будущего.

image Click to view



В этом плане я совершенно согласен с общими выводами тов. Дугина насчёт попсы и шансона - это нечто такое, что можно воспринимать именно как оружие по борьбе с будущим, как однозначное зло. С другой стороны, не могу согласиться с оценкой Розенбаума - он, конечно, не Утёсов, но кроме ничего имхо никто лучше не писал про Афганскую войну (пусть "афганцы" поправят, может и ошибаюсь):

image Click to view



Эдак и Высоцкого проклинать придётся - вот уж кто блатную романтику из гроба достал во весь рост! По моему мнению - виновен, но мало ли мнений на свете...

Здесь важно понимать, что без наведения порядка "на низах" ни о какой высокодуховной культуре речи быть не может. Пока в уши и глаза населению льют разжигающие примитивные инстинкты раздражители, никакие более высокие уровни не построишь - потому что основания нет-с.

Я не против массовой культуры, если она выступает на более высоком уровне - то есть не пытается заместить собой культурный базис человека, а воспитывает человека и поднимает над собой. А вот визжащие толпы на концертах - это уже как раз прямое оскотинивание человека. Именно поэтому смотрю на тех же Битлов не благодушно, а настороженно, через прицел. Мне-то они вреда не нанесут, у меня базис другой, а у не таких верных ленинцев башню сносит на раз-два:

image Click to view



Вроде безобидные тренди-бренди - и какой сотонизм кругом? А как же "не сотвори себе кумира" - на минуточку, вторая заповедь, во вроде как христианской стране? Позорище и срамота. И ведь это - сугубо позитивные Битлы, а что творится на мероприятиях более "тяжёлых" групп - ни в сказке сказать, ни бульдозером убрать.

Обличать "современную" культуру ума особого не надо - она сама себя обличает, как те "либералы", стоит им только рот открыть. Но я показываю, в чём конкретно её опасность, и что всему этому можно противопоставить.

Не зря я в своих статьях в последнее время частенько ставлю военные песни - это тоже часть нашего базиса, глубинного уровня понимания жизни. Человека, воспитанного на "Катюше" и "Тёмной ночи" не заставишь вот так колбаситься, как британская биомасса - потому что его животный уровень находится много выше. Советская культура - ровно такая же неразрывная часть русской традиции, как и архаичный фольклор, и она вполне способна сформировать нормальный, позитивный - в хорошем смысле - базис человека; в неразрывной связке с глубинной народной культурой, вестимо.

Обращаю внимание на феномен военных песен - несмотря на самый кровавый конфликт в истории человечества, военный период дал нам огромное число весьма добрых песен, как бы это теперь не казалось удивительным, как это вообще возможно:





С точки зрения современного человека война и доброта - вещи сугубо несовместимые, а поди же ты, всё про войну и без малейшей агрессии и "мачизма", ну и без модного пацифизма.

Что ещё хочется добавить... В тысячный раз повторюсь, что культура - это не арфы и не колоннады - это отношение к жизни, некая система ценностей в целом, если хотите. Она работает на уровне подсознания - и жизненно важно, чтобы это подсознание подсказывало верные вещи, а не выгодные кому-то-там в телевизоре. Идёт война мифов, символов и лозунгов - всерьёз идёт, вполне себе на уничтожение; только уничтожают пока что не русских, а русское в человеках, чтобы превратить их в бессловесное послушное стадо, управляемое на уровне рефлексов; я эту тему слегка упоминал в статье про системные недочёты России. Переть на "мировое сообщество" шестерок США с тылами в виде зомбированного общечеловеческой пропагандой населения - как-то даже не смешно.

image Click to view



Как вы думаете, Василий Иваныч про какую-то там птичку поёт или про призрак смерти?.. В этом сила традиционной, глубинной культуры - что она оперирует образами на уровне подсознания, и крайне важно, чтобы эти образы были "той системы". Иначе мы не будем понимать собственное население, увы, или им будет управлять кто-то другой. Вот такие вот политические выводы из, казалось бы, вполне "культурной" статьи.

терминология, психология, размышления, культура, политика

Previous post Next post
Up