Что это на вас за поповские подрясники!

Jul 07, 2020 18:00


Кто ты, нынешний бурсак?
Недавнее обсуждение того, почему и как сдувают студни на экзаменах и что с этим можно поделать, немного опешило. Единодушное мнение всех, кто преподаёт андерградам - эти сволочи будут сдувать самыми изощрёнными способами, если только будет хоть малейшая возможность, и никакое давление на совесть или запугивание карательными мерами не помогает.

С одной стороны, ничего удивительного нет: "сдувая, ты повышаешь свою оценку"©. То, что это не так, демонстрировалось бесконечно многими экзаменаторами несчётное число раз, но это суеверие древнее самых древних языческих культов, его, похоже, не искоренить. Остаётся только примерно наказывать ослушников, но несмотря на все сурово наморщенные брови, университеты весьма неохотно на это идут. Соответственно, фактор устрашения перестаёт устрашать, со всеми вытекающими. Хотя на самом деле, если вдуматься, никакого смысла бороться за оценку на несколько баллов выше, нет. Для андерградов важно только "сдал/не сдал" (курс придётся брать заново и платить лишнего), а средний балл диплома B.Sc., насколько я понимаю, не волнует никого, кроме тех, кто собирается потом учиться дальше (не о них речь, хотя и эти тоже списывают, если дают, - волчары позорные). В СССР была ещё одна причина бороться за четвёрку вместо тройки, - стипендия. Если бы за списывание была бы реальная угроза отчисления, пускай и с невысокой вероятностью - это должно было бы вполне устрашить тех студентов, у которых есть хоть немного мозгов.

Но эти все (очевидные) соображения лишь отражение того, что сами университеты не понимают, кого и зачем они принимают и выпускают.

Тут могла бы быть копипаста из Википедии, что первые университеты появились при монастырях, чтоб учить грамоте часть монахов (бывших по тем временам и чиновниками, и лекарями, и юристами). Потом диспозиция сменилась несколько раз, но всё равно Главный Вопрос оставался заметённым под ковёр. Есть два варианта ответа, зачем нужны университеты в каждую эпоху:
  1. Отбирать и шлифовать кадры для общества в той мере, в которой в них есть потребность.
  2. Изучать разные нужные обществу вещи и передавать знания новым поколениям, которые дальше понесут.
Первый подход - прагматический. Британской короне нужны чиновники и администраторы для управления разной деятельностью в метрополии и в колониях. Никаких специальных знаний для этого не нужно, но хорошо бы найти на эти должности не неграмотных идиотов, а людей, которые как минимум способны писать, читать и понимать прочитанное, иметь хорошую память, прочесть разные полезные сочинения классиков, а при нужде и проявить изобретательность и способность к анализу неординарной ситуации. Классический английский университет прогонял студентов через тяжёлые испытания и экзамены (тебе семестр объясняют морфологию грифонов, а потом на экзамене требуют описать их метаболизм по аналогии с известными существами). Американские университеты унаследовали основные принципы этой системы с очевидными оговорками: есть профессии, где необходимы конкретные знания (медицина, юриспруденция, инженерное дело), и соответствующие школы отличаются радикально от "liberal arts" и по срокам обучения, и по программе. Основной критерий качества таких университетов - надёжность сертификата, который они выдают. Выпускника Оксбриджа или Гарварда предпочтут выкормышам других университетов (при прочих равных условиях) потому, что эти прошли дробилку, огранку, шлифовку и за годы учёбы продемонстрировали убедительно свои способности. Неважно, к какому делу их приставишь, - через семестр они будут разбираться в этом гораздо лучше, чем выпускники университета Восточной Дакоты, которых наняли твои конкуренты.

Лет 15-20 назад я слышал такое про рынок informatique во Франции: серьёзные компании предпочитали набирать на работу выпускников-математиков, а не выпускников специальных "программистских" специальностей. То, чему учат в университетах, скорее всего устареет к тому моменту, когда надо будет работать. А математики хотя бы продемонстрировали умение освоить абстрактную чепуху типа теории меры, теории Галуа или бесконечномерного функционального анализа. Интеллектуальные подвиги, которые от них потребуются, - гораздо более скромные, беда только если им эти подвиги покажутся неинтересными и не вдохновляющими. Но тут уж полновесным франком надо действовать.

Второй подход, - изрядная маниловщина. Как уже было сказано, вывести в рамках университетских курсов студиозуса на "передовой уровень" знаний, который ему потребуется, чтобы сразу начать осмысленно работать - невозможно. Провербиальную фразу "Забудьте всё, чему вас учили в институте" слышали, наверное, 99% выпускников технических/инженерных ВУЗов. Так если забыть всё, нахрена вообще тратить время на университет? (некоторые, самые умные, и не тратят). Лёжа на диване (подобно Манилову), можно было рассуждать о том, что-де знания образуют пирамиду, и задача университета - какие-то нижние (или средние) этажи этой пирамиды вложить в упирающиеся головы студентов. При этом самые опытные из маниловых понимают, что процесс обучения - не линейный, а возвратно-поступательный. Когда первокурснику рассказывают, что такое жорданова нормальная форма, это воспринимается, как пытка на дыбе (и по справедливости), а хороший третьекурсник, прошедший испытания дифурами, уже плохо понимает, что там было такого уж сложного.

Не могу не отметить в этом месте определённое блядство маниловых. Штудент, получивший на первом году еле-еле проходной балл за линейную алгебру, мог бы легко получить сотню на третьем-четвёртом году, если б дали пересдать. Но соображения "прагматиков" не позволяют такое: вес надо брать с разрешённых подходов: дай волю, так они все свои оценки увеличат! а как же тогда ярлычки о способностях выпускников? какая будет им вера?

Из комментариев (израильских) коллег вытекает парадоксальный вывод. Израильские университеты делают вид, что работают по "второй" модели, но при этом где-то в уме держат "первую" модель. Ничего хорошего от такой шизофрении не может произойти.
Previous post Next post
Up