Грядущий какнапраздник

Jul 05, 2020 14:05


На злобу дня: экзамены
У нас в Хеломе решается и никак не может решиться вопрос с экзаменами в университетах и колледжах. Проводить их в обычном формате (письменный экзамен на несколько часов, студенты сидят в аудитории и потеют, за ними надзирают специально выделенные церберы) не даёт Минздрав, министр науки и холодной воды Элькин согласился, как организовать экзамены "по удалёнке", никто толком не знает, у всех трубы горят.

Мне самому судить трудно: так уж сложилось, что андерградам я никогда не преподавал, всегда учил либо школьников, либо читал graduate courses (единственное исключение - семестр калькулюса-1 в У. Торонто на факультете Electrical engineering, поток в 250 человек (один из трёх параллельных), экзамены пришлось проверять (втроём) у 750 студентов, но там я был пристяжным и делал, что мне говорят. Может, когда-нибудь и опишу свои впечатления в деталях, сейчас только скажу, что электроустановками в Канаде, от лифта до эскалатора, я стараюсь не пользоваться до сих пор.

С graduate course'ами (и школьниками) всё было всегда очень просто. Я давал весьма объёмистый экзамен на дом на долгое время (обычно весь месяц сессии плюс неделю каникул, до самого начала следующего семестра). Экзамен составлялся по принципу "московских листочков": каждая задача состояла в том, чтобы какую-нибудь красивую и важную теорему, не вошедшую в курс из-за недостатка времени, разбить на 5-10 шагов, сформулированных в виде цепочки связанных задач. Пройдя по такой цепочке, студент "сам" доказывал результат, увеличивая тем самым эффективный объём курса процентов на 10-20. Конечно, разгадав схему, можно пойти и погуглить конечный результат, найти учебник, где он доказан и перекатать его. Но для этого надо найти именно то доказательство, которое я "измельчил", и привести в соответствие отдельные шаги с этапами доказательства, не всегда чётко выделенными. Короче, человек, сумевший разобраться в том, как разобрать готовый автомобиль на части, из которых потом можно собрать работающий механизм, вполне заслуживает высокой оценки, куда больше, чем тот, кто угадал, какой подстановкой взять замысловатый интеграл "из Демидовича".

При этом вопрос о самостоятельности никогда не возникал, - я просил не писать коллективные работы, и их не писали.

Было, впрочем, одно забавное исключение: в самом начале 90-х трое "русских" студентов подали работы, идентичные с точностью до корявых английских фраз. При этом работа была чисто "сотенной", претензий к математике не было. Я призвал мушкетёров к себе и сообщил им, что оценка за работу - 100, но за очевидное списывание я накладываю тридцать баллов штрафа: вот вам оценки 100, 90 и 80, и распределяйте их между собой, как хотите. (Для справки: на второй степени оценка 90 - средненькая, а 80 - довольно позорная). Через пять минут троица вернулась и с изрядно покрасневшим видом спросила, а нельзя ли перераспределить штрафные баллы так, чтобы было 100, 85 и 85. Я милостиво согласился, и справедливость была восстановлена (делинквенты были не самыми тупыми студентами, просто рука дрогнула, как у Шуры Балаганова).

Эти сентиментальные воспоминания к тому, что я не очень понимаю беспокойство своих коллег (по крайней мере, профессоров-математиков). Если дать возможность писать экзамен 3 или 4 часа с требованием включить камеру и звук, то вариант, что кто-то, кто способен решить этот экзамен, будет сидеть под столом и подкладывать сбоку листочки с решениями, мне кажется технически труднореализуемым, по крайней мере, en masse. Коллега Ир-кудский пишет, что-де уже созданы вот-цап-сообщества тех, кто будет экзаменоваться, в которые записались миллионы. У меня большие сомнения насчёт такого варианта: списывание на экзамене - один из самых страшных грехов, за который выгоняют безжалостно. Вот-цап - штука, которая не может не оставлять следов: достаточно во всём сообществе найтись одному "стукачу", - и риск, что аннулируют экзамен всему сообществу явно перевесит ожидаемый бонус от чуть более высокой оценки. А может, и вообще без стукачей можно обойтись, - что мешает самому экзаменатору подключиться и наблюдать за процессом?

Может, конечно, я недооцениваю изобретательность и смарт-культуру нынешних студентов. А вы, коллеги? Чай, не первый год дрючите юную поросль, должны уже иметь адекватное представление о клиентуре. Много ли из ваших подопечных будут мухлевать, если им дать возможность писать из дома? Понятно, что какие-то вопросы (например, изложить доказательство такой-то теоремы из учебника) в такой экзамен нет смысла включать, но есть ведь масса других вариантов проверить, что студент знает, а что нет? Не говоря уже о том, что идентичные работы отловить можно почти всегда...

математика

Previous post Next post
Up