Именно на примере танковой промышленности. На ЧТЗ в 1941 году были эвакуированы Ленинградский Кировский завод и Харьковский моторный завод. По воспоминаниям ветеранов, действительно цеха начинали работать под открытым небом. И это в условиях уральской зимы! Потом, когда появлялась крыша над головой, люди неделями не выходили из цехов, работали по 14 - 16 часов, спали тут же в цехах. Был известный подросток Василий Васильевич Гусев, который перевыполнял намного норму взрослого рабочего. Цифру я не помню. После войны многие остались здесь работать. В частности, Василий Васильевич стал председателем Тракторозаводского исполкома. Он вернулся в Ленинград, когда достиг пенсионного возраста. Тогда ведь никто не спрашивал, легко ли тебе работать? Было короткое слово - приказ. И попробуй не выполни. Директору завода, выходцу с Ленинградского Кировского завода, выдали пистолет и предоставили право стрелять в случае невыполнения приказа. К чести т. Зальцмана, он за всю войну ни разу не воспользовался своим правом. Хотя, ветераны рассказывали,
( ... )
Зальцман еще некоторое время после войны продолжал руководить заводом. Потом попал в опалу, не знаю за что. Вернулся в Ленингрвд, работал там сменным мастером. Старость встретил в очень тяжелом материальном положении. Благодаря челябинцам получил хорошую квартиру. Больше ничего о его судьбе я не знаю. Могу только добавить, что его вспоминают в Челябинске добрым словом. Он много сделал для людей в городе.
то, что люди работали по 14 часов и спали в цехе - это вполне реально, тут спорить не с чем. скорее всего так и было. действительно, время военное, надо много продукции. про избиение пистолетом тоже реально. но вот рассказы про станки под открытым небом - это извините. а особенно зимой. развертывание нового производства, пусть и на базе имеющегося - очень сложный и длительный процесс, а общее перенапряжение военного времени его только усложнит. причем процесс требующий заблаговременного планирования. например, есть целые проектные институты типа гипроцветмет, гипромез и т.д., которые проектируют заводы. то есть для того, чтоб только спроектировать завод, нужны усилия целого института. а потом нам рассказывают, как цеха строятся вокруг работающих в тридцатиградусный мороз станков. я хочу сказать, что то, что нам рассказывают об эвакуации, скорее всего не соответствует действительности в части собственно эвакуации и строительства заводов заново.
Простите, но Вы не понимаете разницу между металлургическим и механосборочным производствами. Для проектирования металлургического производства действительно необходим проектный институт. Для изготовления танков нужно механосборочное производство. Для того чтобы заработал токарный станок надо выровнять площадку площадью 3 кв.м и подвести питающее напряжение. Станок будет работать. Технические подробности я опускаю. Так для каждого станка. Литейное производство на ЧТЗ уже было. Надеюсь, после этих пояснений, Вы поверите в реальность эвакуации
( ... )
Разницу между этими производствами я понимаю прекрасно. И с точки зрения проектирования эта разница минимальна, особенно когда речь идет об огромном заводе уровня ЧТЗ, а не о кустарной мастерской
( ... )
1. В 1941 году ЧТЗ был совсем небольшим заводом, а огромным он стал уже в результате эвакуации. Не надо забывать, что сюда влились два таких действительно огромных завода: Ленинградский Кировский и Харьковский моторный
( ... )
2. Так а именно в этих технических подробностях и скрыта существенная часть сложности. 3. А как тогда быть с рассказами об отоплении цехов паровозами? мол, загоняли паровоз в цех, он стоял и грел воздух. 4. То, что касается деталей - согласен. По военному времени могли гнать продукцию любой ценой, бесспорно. Но что касается собственно производства, то не соглашусь. То есть погрузка ладно, можно как попало закидать оборудование в вагон и вывезти. Но развертывание обратно в чистом поле без документации невозможно. То есть конечно возможно, но такое производство встанет через пару дней.
Кстати, Вы вообще что хотите доказать? Какой точки зрения придерживаетесь?
Доказать я ничего не хочу. Просто знаю, что наличие плана, даже самого блестящего, не дает гарантии, что он без всяких изменений будет воплощен в жизнь. Те более во время войны. Такой план должен быть составлен еще до начала эвакуации, чтобы знать, что в какой вагон загрузить. Но кто мог сказать заранее, какой именно эшелон и какой вагон будет разбомблен во время движения. Отсюда ценность всех планов. Но как бы там ни было, только в Челябинске во время войны появился такой завод, как металлургический, ныне Мечел, причем появился он на чистом месте. Инструментальный завод, Строммашина, табачная фабрика и мн.др. В помещении театра оперы и балета построенном перед войной разместили завод по производству снарядов. Кроме этого, в городе Миасс Челябинской обл. появился автомобильный завод. Можно долго перечислять заводы и фабрики эвакуированные на Урал. Я убежден, что никаких планов эвакуации не было. Иначе надо было, чтобы половина страны работала над проектированием этих планов.
Эвакуированные предприятия заработали на новом цикле только через год-два. До этого максимум сборка из имеющегося задела.
Лучше всего изучать процесс эвакуации на примере танковой промышленности.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
но вот рассказы про станки под открытым небом - это извините. а особенно зимой.
развертывание нового производства, пусть и на базе имеющегося - очень сложный и длительный процесс, а общее перенапряжение военного времени его только усложнит. причем процесс требующий заблаговременного планирования. например, есть целые проектные институты типа гипроцветмет, гипромез и т.д., которые проектируют заводы. то есть для того, чтоб только спроектировать завод, нужны усилия целого института.
а потом нам рассказывают, как цеха строятся вокруг работающих в тридцатиградусный мороз станков.
я хочу сказать, что то, что нам рассказывают об эвакуации, скорее всего не соответствует действительности в части собственно эвакуации и строительства заводов заново.
Reply
Reply
Reply
Reply
3. А как тогда быть с рассказами об отоплении цехов паровозами? мол, загоняли паровоз в цех, он стоял и грел воздух.
4. То, что касается деталей - согласен. По военному времени могли гнать продукцию любой ценой, бесспорно. Но что касается собственно производства, то не соглашусь. То есть погрузка ладно, можно как попало закидать оборудование в вагон и вывезти. Но развертывание обратно в чистом поле без документации невозможно. То есть конечно возможно, но такое производство встанет через пару дней.
Кстати, Вы вообще что хотите доказать? Какой точки зрения придерживаетесь?
Reply
Reply
Leave a comment