Те своей нечистотой нарушали правила ТБ при проведении ритуала и могли этим навлечь крайне неприятные последствия на всю общину (да как бы и не на само божество, от которого по общине и ударил бы рикошет). Кому могли навредить бабы, срыгнувшие причастие, сказать трудно.
А Вы разве не знакомы с фразами типа "Бог накажет"? Причём вовсе необязательно тех, кто провинился. Вот пример подобных верований: http://pr-daniil.livejournal.com/45307.html С этой точки зрения Бог может покарать всю общину, если она не накажет выплюнувших причастие самым решительным образом. Чем это отличается от языческих правил ТБ? Разве только наличием в картине Абсолюта.
С фразами типа "Бог накажет", естественно, знаком, только, по-моему, в любой деноминации христианских конфессий считается необычайной дерзостью, когда заместителем бога в любом, в том числе карающем, качестве объявляет себя человек. Однако в обоих случаях, о которых мы говорим, о божьем наказании речи не идет. И утративших целомудрие весталок казнила не Веста, а люди, приговором обычного общинного суда; и "женок" казнили формально по совершенно человеческому уголовному праву, по Соборному Уложению и закону Софьи. При этом сам законодатель мотивами предотвратить ущерб общине, "если она не накажет выплюнувших причастие самым решительным образом", не руководствовался нимало; он стремился покарать именно богохульство как таковое плюс содержащийся в нем антигосударственный/-общественный импет (богохульники "меж Христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж"). Вы, если я правильно понял, полагаете, что сибирские духовные власти и независимо от законодателя, по собственной инициативе, решили наказать выплюнувших причастие "
( ... )
Comments 23
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment