Продолжение. "Медведки".
Все думали, что он Сеня, а он Беня.
Просмотр отзывов на "Медведок" Марии Галиной дает аналогичные результаты. Открытый финал, Геката, Ахилл, вмешательство богов в мир людей... Геката Борисовна Остапенко и Ахилл Миронович Остапенко, да.
Между тем в тексте-то прописано даже для беглого прочтения почти все.
(Собственно, даже время действия устанавливается точно - упоминается, что идет вторник 17 декабря, при этом прошло более семи лет после 1998, а отношения Украины и РФ при этом явно вполне нормальные. Вторник на 17.12 приходился в 2002, 2013, 2019; время действия, значит, 2013. Да, текст вышел в 2011, а время действия 2013. И? Автор мог и не думать обо всем этом, кстати, и желаемое им время действия могло бы приходиться на 2010/2011 или ранее - но вот написанное пришлось на 2013).
Итак,
преподаватель Э.Г. Левицкая из Одессы, замужняя, около начала 1970-х гг. вступает втайне от мужа в связь с неким Сергеем, беремеенет, чтобы доносить и родить ребенка в тайне от мужа, устраивается на многомесячные курсы повышения квалификации в Красноярске, там рожает, ребенка отдает в детдом, нарекая Сергеем Сергеевичем; фамилию ему присваивают Сметанкин. Какое-то время наводила справки о его судьбе, но потом забросила; он о ней ничего не знал. Еще в детстве этот Сметанкин сдружился со сверстником из полной семьи - Борей Остапенко, был принят в его доме (глава - отец Бори Мирон Остапенко). В 1990-е годы Сергнй Сергеевич Сметанкин и Борис Миронович Остапенко, уже отслужив в армии, подняли совместный бизнес; Борис Миронович также женился (жена - Валентина Павловна, по мужу Остапенко) и завел дочку Людмилу.
В 1998 на бизнес их наехали; Борис Миронович взял все имевшиеся у них деньги и сбежал на 5 лет в Турцию, сильно подставив тем самым Сергея Сергеевича, а Сергея Сергеевича убили, что Борис Миронович справедливо ставил себе в вину - но своя рубашка ближе к телу. Около 2003 Борис Миронович вернулся, но дальше был уже не самостоятельным бизнесменом, а работал в чужом строительном бизнесе. Жил с семьей.
Около 2005 г. он начал сильно повреждаться в уме (его роль в гибели лучшего друга на него давила) и в значительной степени отождествлять себя с покойным Сметанкиным, видимо, желая отныне жить "за того парня" и тем как бы его воскресить. Он оставил семью, купил бывшую квартиру Сметанкина в Красноярске (на ул. Мангазейской), переехал туда, а семью оставил на старой квартире; он также официально сменил ФИО на "Сергей Сергеевич Сметанкин" и вжился в биографию покойного, ощущая ее как свою. Не то коммерческие, не то психические дела у него пошли в конечном счете так плохо, что он сдал свою квартиру на Мангазейской, а сам подался на другой конец бывшего Союза и стал подвизаться прорабом в Одессе (как Сметанкин). Семья, естественно, была в курсе его психических проблем и того, что он отныне Сметанкин, но, по-видимому, не знала, куда он делся из Красноярска.
Меж тем в Одессе, в порядке развития своей мании, Остапенко-"Сметанкин" нашел - тут и начинается действие - некоего С.А. Блинкина, почти что хикикомори и не почти что параноика лет под 40, зарабатывающего в основном тем, что сочиняет для желающих тексты с героями, воспроизводящими этих самых желающих в том свете, о каком они в душе мечтали бы. Своего рода Мэри Сью/Марти Стью на заказ. К началу действия Блинкин живет на даче приятеля, переехавшего за гранпцу, а сосед по даче у него - археолог Л.И.Финке. К сожалению, сильно повредившийся, как потом выяснится, рассудком - на своей профессиональной почве ("реконструировал", по худшим шаблонам ремесла, исходный, якобы, облик Ахилла - по его мнению, это исконно был змееподобный бог в виде морского чудовища, сын Гекаты, которому приносили человеческие жертвы, - и теперь надо его опять умилостивить жертвами, а то всем плохо будет. Читать статью Финке, где он "доказывает", почему Ахилла надо считать исконно вот таким хтоническим богом и сыном Гекаты - очень смешно; мы и вправду, случается, откалываем штуки не умнее).
Псевдо-"Сметанкин", чье психическое ухудшение достигло новых глубин, излагает Блинкину измененную в части после 1998 г. биографию истинного Сметанкина как свою биографию (то есть сообщает Блинкину, что он-де детдомовец Сметанкин, некогда подружившийся с неким Борей, потом в 1998 кинутый своим другом, но уцелевший и снова поднявшийся, а теперь мол, видный бизнесмен, а тут, мол, в Одессе, отдыхает) и заказывает Блинкину сочинение ему, Сметанкину, родственников (вместо неведомых, мол, ему, Сметанкину, настоящих родственников - настоящий покойный детдомовец Сметанкин о своих родственниках и в самом деле ничего не знал) и обеспечение их фотографий.
Блинкин за это берется, приносит "Сметанкину" коробку из-под обуви, полную открыток и фотографий разного времени; они так вместе в коробке и стояли, когда она попала в руки Блинкину. Многие фотографии и открытки подписаны. Блинкин предлагает "Сметанкину" выбрать из их числа фото, персонажи на которых отныне будут считаться его родственниками, - а он, Блинкин, сохранит их фамилии и прочие сведения и сочинит Сметанкину связи с ними, а для них - сочинит или найдет связи с Красноярском. "Сметанкин" в восторге - а Блинкин не сообразил, что если фотографии достались ему стоящими большим одним блоком в какой-то старой коробке из-под обуви, то они с большой вероятностью и изображают родственников и иначе близко связанных людей.
Меж тем "Сметанкин" по ходу дела шизофренически уверовал не только в то, что он Сметанкин, но и в то, что все эти люди на фото - в самом деле нашедшиеся родственники его, детдомовца Сметанкина, - и стал связываться с представителями соответствующих семей, чтобы собрать их на встречу рподственников. Похоже, что среди них и в самом деле имеется копна родственников друг другу (что неудивительно, если вспомнить, что фотографии, по которым их отыскивыали, стояли в одной коробке), и вдобавок выясняется, что сам С.А. Блинкин в реальном родстве с этой копной (что не так уж удивительно, учитывая, что коробка-то с фотографиями оказалась у него). Это только сам "Сметанкин" (как и настоящий покойный Сметанкин) к ней отношения не имеет.
"Сметанкин" тем временем успел и в СМИ раззвонить, что собирает родственников (СМИ о таком трогательном сюжете дали публикации, мол, Сергей Сергеич Сметанкин, бизнесмен, родных теперь собирает), и с кем-то в Красноярске связаться по их вопросу. К этому времени он уже явно и давно вытеснил из сознания тот факт, что у него реального - Б.М. Остапенко - есть реальная семья в Красноярске. А вот дочка его обо всей этой шумихе узнала (надо думать, из сетевых СМИ) - тем самым узнала, где ее батюшка, и вылетела из Красноярска в Одессу за ним. Остановмлась у Блинкина (которого нашла через СМИ по цепочке контактов), причем честно ему сказала, что зовут ее Людмила, а матушка ее - Валентина Павловна Остапенко, и она, Людмила - дочка Сергей Сергеича Сметанкина, бросившего их семью. Единственное, чего она, понятно, не сказала - это что т.н. Сметанкин есть на деле Остапенко. Она собирается явиться на "встречу родственников" и увезти безумного батюшку обратно к семье.
На ту беду сосед, Л.И. Финке, уверовал уже по собственному безумию, что эта самая Людмила Остапенко - Геката, а "Сметанкин" - хтонический Ахилл, они явились в мир, и надо срочно совершить жертвоприношение, чтобы ничего ужасного не случилось.
Меж тем из тех же СМИ о детдомовце Сергее Сергеевиче Сметанкине из Красноярска, собирающем родственников, узнает Э.Г. Левицкая. Думая, что это действительно детдомовец С.С. Сметанкин из Красноярска, то есть ее сын (она связалась и с самим Красноярском - все данные сошлись, ведь Остапенко последовательно присваивал биографию покойного истинного Сметанкина), она решает явиться на эту встречу и открыться. "Сметанкин"-Остапенко собирает свою встречу родственников, на нее является и дочка (которую он не узнает, естественно), и Э.Г. Левицкая - та заявляет, что она его мать, "Сметанкин" ее с истерикой отклоняет: в его воображении его мать - та, кого ему сочинил в этом качестве Блинкин. Заодно выясняется, что он никакой не бизнесмен, а просто прораб. Посреди общей неразберихи Людмила Остапенко, которую он по-прежнему не узнает, но тем не менее начинает слушаться, его уводит - и на этом они из повествования исчезают. Блинкин в Людмилу успел влюбиться.
Тем временем сумасшедший Финке приносит в жертву "Ахиллу" (которым он считает псевдо-Сметанкина) свою собственную жену, чтобы отвратить его гнев. Полиция г. Одесса его берет.
Блинкин выясняет в конце концов (благодаря информации, раскопанной уже после всего изложенного одним из его новообретенных родственников - не то они реально связаны родством, не то нет), что Сметанкин - это присвоивший себе биографию Сметанкина Борис Остапенко, а также адрес, по которому тот оставил жену и дочь, когда переезжал в бывшую квартиру Сметанкина на Мангазейской. Блинкин в Красноярске проверяет обе квартиры - но квартира Сметанкина и Псевдо-Сметанкина на Мангазейской давно сдана китайцам, а при проверке квартиры, которую Остапенко оставил семье при переезде, там из-за запертой двери отвечает девочка 7 с лишним лет, у которой нет старшей сестры, а есть мама. По хронологическим соображениям Людмила Остапенко мамой 7-летней девочки быть практически не может - какой год действия ни выбирай, 2013 или 2011. Стало быть, давно они из этой квартиры уехали, живет тут уже иная семья. Стало быть, исчез след Людмилы Борисовны для героя, и на все он с горестью машет рукой.
Правда, Людмила Борисовна главному герою упоминала, что они с матерью живут в Красноярске на Мангазейской. Герой несколько раз к этим словам в памяти возвращался и что-то тут не складывалось - ведь на Мангазейской жил как раз сам "Сметанкин" после того, ккк оставил семью, а теперь там и вовсе китайцы арендаторы. Не иначе как соврала Людмила.
Оно, конечно, не исключено. Но то обстоятельство, что на Мангазейской не один дом и не одна квартира, и что семья "Сметанкина"-Остапенко могла перебраться поближе к нему на Мангазейскую, герою в голову не пришло, он унылый параноик - и искать Валентину Павловну Остапенко и Людмилу Борисорвну Остапенко в Красноярске по ФИО, используя, в частности, старый адрес как отправную точку, ему тоже в голову не пришло.