«От такой коварной скотины всего можно ждать». Как товарищ Сталин усмотрел в тексте Катаева...

May 10, 2009 17:44


«От такой коварной скотины всего можно ждать». Как товарищ Сталин усмотрел в тексте Катаева скрытое издевательство, которого там не было, или как Катаев пострадал за Гаврика.

То, что Катаев выдавал фразочки с двойным дном, - это отнюдь не мое вчитывание в его текст. Его способность к таким вицам была настолько хорошо известна, что в этом качестве ( Read more... )

Leave a comment

Comments 18

mithrilian May 10 2009, 14:47:42 UTC
Поразительно. Я читала второе и третье продолжения "Паруса" единожды, по диагонали, было неинтересно. Поэтому не отметила то, что Гаврик остался Гавриком официально. Я-то всегда считала, что это сокращенно-прозвищный Гаврила.

Reply

wyradhe May 10 2009, 19:54:45 UTC
Так это и есть сокращение от Гаврилы. Просто товарищ Сталин и Бубеннов обратили внимание на то, что имен много, а уменшительных форм имен и кличек тоже много, а секретарю райкома Катаев припаял именно форму "Гаврик".

А уменьшительные формы разных имен в слэнге стандартно и употребляются для обозначения то чего-нибудь непристойного, то каких-нибудь отрицательных типов.

Reply


haliplea May 10 2009, 16:50:50 UTC
Да, кстати, очень странное было чувство, когда "нашла" героического Гаврика в "Разбитой жизни". Никакого геройства. никакой революционной сознательности, никакой романтики с матросом и патронами в ранце. Просто дружок уличный.
А "Гаврик" немного ассоциируется с Гаврошем Гюго. Встретимся на баррикадах, и т. п.

Reply


benni72 May 10 2009, 17:30:53 UTC
Читаю Ваш цикл о Пастернаке и Катаеве с большим интересом, только, по обыкновению, нередко фиксируюсь на частностях. Целое требует для осмысления времени - и, наверное, не только его.

Подумал про "подвалы без прикрас и чердаки без занавесок": не имеется ли в виду образ жизни тех людей, которые на чердаках и в подвалах _жили_ и не имели средств даже на украшение этих убогих помещений?

А о Катаеве: Вы знакомы с произведениями Дэвида Юма? Не видите ли Вы сходства между отношением шотландского философа к христианству, например, в эссе "О бессмертии души", да и в недавно переизданных "Диалогах о естественной религии", и катаевским отношением к Советской власти?

Reply

wyradhe May 10 2009, 20:11:31 UTC
Именно эти люди и имеются в виду, но в том и дело, что занавески и прикрасы были не первым, а ПОСЛЕДНИМ по счету и приоритетности показателем благополучия для этой среды (именно занавески - символ мещанской зажиточности в сатире 20-х). Фраза Пастернака похожа на такую: "это был такой бедняк, что он даже кремовых пирожных на ужин не ел".

Про Юма - читал очень давно, удивлялся тому, почему при очевидной истинности излагаемого он, в общем, не на свету. Про схожесть - Вы имеете в виду, что "о бессмертии души" он не публиковал при жизни? Тогда да.

Reply

benni72 May 11 2009, 06:50:29 UTC
Может быть, в том и дело, что сейчас утверждения Юма так широко признаны, что кажутся тривиальными, хотя в его время воспринимались совсем иначе?

По-моему, он и в некоторых прижизненно опубликованных произведениях иронизирует над ортодоксией, не отвергая ее формально.

Reply


(The comment has been removed)

wyradhe May 10 2009, 19:58:17 UTC
Вкратце затруднительно. Но если совсем вкратце, то Сталин - вот оно самое, Пастернак его тем не менее любил, а Катаев - наоборот.

Reply


pautchok May 10 2009, 18:22:42 UTC
Как Ваша знакомая хорошо сказала "попишет-попишет о своем детстве в Одессе, очень здорово, потом как вспомнит: ой, ё, мне ж еще про Революцию вставлять для отмазки, - вставит - и опять пишет о детстве" Вот это, о детстве, очень нравилось.

Reply

haliplea May 10 2009, 18:40:59 UTC
Тут еще близко "Кондуит и Швамбрания". Недавно перечитала и ужаснулась. С одной стороны, такой чудесный образ дома, эти шахматы, этот козленок, юмор, родительские чудачества, свободомыслие в полном виде. И вдруг - трескучие фразы ( ... )

Reply

lynx9 May 10 2009, 19:00:20 UTC
Забавно. А в детстве эти вещи совершенно не воспринимались. Или воспринимались как сами собой разумеющиеся.

Reply

haliplea May 10 2009, 19:15:03 UTC
А вот меня как-то неосмысленно огорчали. Портили настрой, но понимания не было, конечно.
Поэтому как-то рано ушла в сказки без идеологии. Где было внутренне уютно, и не возникало диссонанса. Потом залезла по уши в Вальтер Скотта, средние века, возрождение, Лопе де Вега...

Reply


Leave a comment

Up