Ум ищет божества, а сердце не находит. Лежанкин и Заболоцкий

Apr 27, 2009 15:42


Ум ищет божества, а сердце не находит. Лежанкин и Заболоцкий

В 1889 родился в Забайкалье Петр Лежанкин. В 1920-1921 начал печатать в Чите стихи. Вот, к примеру, про маяки:

Почему же шипят: "маяковщина!
Проходите, нежные, мимо них!"
Ведь огнем цветет маяков стена
И встают частоколами гимны!

Маяки! маяки! маяки везде!..
 Так спешите же заново жизнь ( Read more... )

Leave a comment

Comments 44

el_d April 27 2009, 12:52:35 UTC
То, что не прихватили в 37-38 - это судьба. А что в ополчение пошел - это уже выбор.

С уважением,
Антрекот

Reply

wyradhe April 27 2009, 13:10:24 UTC
В октябре 1941 это был для большинства не выбор: туда верстали силой. Кто-то и добровольно сам шел, но и с РККА то же самое.
Оффтоп: сегодняшнее мэйлрушный мэйл дошел?

Reply

el_d April 27 2009, 13:48:08 UTC
Хм. У московских знакомых есть родственники с аналогичными датами смерти - и все добровольцы.

Дошло и отвечено. Дошел ли ответ?

С уважением,
Антрекот

Reply

wyradhe April 27 2009, 20:32:09 UTC
Так в московское ополчение записывались с июня, потом еще были массовые "добровольно-принудительные" записи, потом просто верстали, а бросили в бой все вместе в октябре - и в октябре огромная его часть и пропала.

Reply


reineke April 27 2009, 13:29:43 UTC
вот кстати, Александр Аркадьевич, Вам не попадалась никогда книга А. М. Топорова "Крестьяне о писателях"?

Reply

wyradhe April 27 2009, 20:30:34 UTC
Попадалось. Густая фальсификация. Аналог произведения Софьи Федорченко ("Народ на войне"), где выдумано всё (тут уж она и сама призналась), и чуть ли не подражание ей ( ... )

Reply

reineke April 27 2009, 20:39:50 UTC
Изумительное мнение! Это тогда одна из самых грандиозных и продуманных фальсификаций - ведь её "доигрывали" до 1960-х годов!
Мне кажется, что здесь Вас всё-таки подвело текстологическое чутьё :-). Ну да ладно. Вообще очень неожиданно.

Reply

wyradhe April 27 2009, 20:52:15 UTC
Помилуйте, она же сама печатно призналась потом в 1927, что всё сочинила, а выдала за народное, "чтоюбы никто не стал рассуждать талантлив автор или нет, а просто приняли бы книгу как документ, что ли". Да и опознали ее люди действительно понимающие (Бунин, например) еще до этого. А сочиненный псевдофольклор в стиле этого гой-еси с поправкой на 20-й век доигрывался не то что до 1960-х, - до 1980-х! И примеров ему гораздо больше. (Самый хрестоматийный пример - "пословица" "жить - родине служить"). Даже ту же Федорченко продолжали цитировать якобы как подлинные записи, как будто не зная (или и вправду не зная) о ее признании в 1927, и не видя вопиющей фальши в этих ее текстах.

Сохранились ведь огромные материалы _действительных_ записей от крестьян 20-х и 30-х, они просто ничего общего с этим не имеют - знакомился с ними в свое время, учитывая, что жена фольклористка.

Reply


raf_sh April 27 2009, 14:43:53 UTC
Трудно нам распоряжаться за судьбу. Хотелось бы, чтобы это было еще труднее ( ... )

Reply

wyradhe April 27 2009, 20:06:33 UTC
Распоряжаться за судьбу - боже избави... А если бы дождался т. Незнамов того, что ему причиталось по справедливости - то было бы это в лучшем для него случае лет пять трудовых работ с пожизненным запретом на профессию, а при применении прецедента Траяна (у которого были аналогичные проблемы с тем, что делать с доносчиками Домицианова времени) посадили бы его на плохонький катер с запасом пищи и воды и отправили бы в чистое море в направлении безлюдных островов и с запретом причаливать к берегу, ибо Траян к восторгу Плиния Младшего распорядился с этими добрыми людьми именно так.

Обидно именно то, что этот человек разделил смерть с теми, о ком написали Вы, а по делу его и на милю к честной смерти не следовало бы подпускать.
Еще обиднее, конечно, что тем, о ком написали Вы, привелось погибнуть в 18 лет любой смертью, хоть самой доблестной .

Reply

raf_sh April 27 2009, 20:15:45 UTC
С опаской выслушиваю Ваши решительные речи.

Reply

wyradhe April 27 2009, 20:44:03 UTC
Я как раз не за Траянов прецедент - все-таки две тысячи лет прошло, требуется проявлять бОльшую мягкость. Но погубители и враги людей - опять же термин римский, а также термин английского морского права и права международного, hostes generis humani, они одинаково hostes что при Домициане, что при Сталине. "Марья Ивановна, они нелюди" (с) Швабрин из телеверсии "Капитанской дочки". Т. Лежанкин основательно, крайне вредоносно и вполне добровольно травил от имени и во имя разбойничьего нацистского государства людей вполне живых и безвинных, и пословица "собаке - собачья смерть" к нему относится в полной мере... Трудно было бы приискать человеческий закон, по которому эту разновидность hostes generis humani можно было бы по справедливости покарать за совершенное ими, но уж если сама судьба их изничтожает плохой смертью, ей можно только сказать за это спасибо. Если же судьба им дает смерть славную, то это, возможно, более высокая "справедливость" (применяя этот термин с необходимой условностью, - какая у судьбы справедливость...), чем ( ... )

Reply


lynx9 April 27 2009, 18:14:52 UTC
Это было идеологическое или зависть обыкновенная (если по творчеству самого поэта судить)?

А "правильный конец" - это разве не исключение? Вон, чтоб далеко не ходить, юзерша Ева Химлер - примерно того же уровня личность. Между тем на правильную в этом смысле судьбу для нее можно расчитывать разве что по маловероятному случаю.

Reply

wyradhe April 27 2009, 20:10:25 UTC
Идеологическое.
Юзерша Ева Химлер и пр. и пр. живут в условиях, когда их высказывания никому ровным счетом ни во что не обходятся, и высказывания их частные, а не газетные.

А т. Незнамов играл совершенно сознательно роль целеуказчика, доносчика и агента травли инакомыслящих в тоталитарном государстве.

Что там у них у всех внутри, в том мне вообще разбираться нечего, а "по делам своим" их и сравнивпть невозможно.

Reply

lynx9 April 28 2009, 02:07:31 UTC
Так ведь условия - это не заслуга перечисленных лиц. Что бодливой корове Бог рог не дал, это не коровья заслуга, а божья. :) Хотя, конечно, если считать, что там треп кухонный обыкновенный,то да. В противном случае все-таки выйдет то же самое, ибо мечты у них одного рода.

Reply

wyradhe April 28 2009, 12:38:56 UTC
Так "заслуженное"-то заслуживается не за внутренние импульсы и мечты, какие они ни будь (треп или всерьез), а за _дело_.

Reply


Leave a comment

Up