"Товарищи, читая статьи в «Правде», я подумал о том, что под этими статьями подписался бы Лев Толстой"… А что могла бы значить эта фраза? Что-то похожее по конструкции употребляли в несколько ином смысле: под "этим" мог бы подписаться любой враг Советской власти. "это их "Принимай меня целиком" - ага, и еще подтверждалось сравнением: нельзя быть чуть-чуть беременной :-)
Ссылка на Льва Толстого как на высший авторитет нередко употреблялась в 20-е - 30-е гг. всеми. Ср.: на дискуссии в середине 1920-х Булгаков сказал, что в России было “явление Льва Толстого русским читателям”. “- Явление Христа народу!" - крикнул кто-то с места. Булгаков ответил, что для него явление Толстого в русской литературе значит то же, что для верующего христианина евангельский рассказ о явлении Христа народу
( ... )
Спасибо, странно, что мне (в школьные годы :-) ) такое положение Толстого в литературе казалось естественным, хотя сейчас - весьма неестественным. А вообще разные бывает у людей меры внутреннего приличия. Я знаю по крайней мере один такой случай, когда человек, занимающийся литературной критикой, отлично мог ошельмовать современников, написать донос, сделать разгром, при этом прекрасно осознавая. что для ошельмованного все это закончится хорошо если только 10 годами заключения, но никак, даже под страхом потери высокого положения, не соглашался приписать давно умершему классику не написанное им стихотворение.
Эта логика как раз понятна: "Людей не жалко ломать и портить, жалко ломать и портить надчеловеческую реальность. Люди слякоть, и все равно помрут, а фальсификация текста или поэтического корпуса - это причинение непоправимого вреда тому, что могло бы жить вечно и неизмеримо лучше людей".
Страшный сон, вообще-то, хотя в детстве мне бы так не показалось. Боюсь, что насчет Толстого автор едва ли не прав. Подписался бы или нет Л.Н. под статьями - не знаю, это другой вопрос, а вот найти обидные слова для непонятного в искусстве - это он мог.
Он находил их и без всякого "бы" для всего в жизни вообще сверх удовлетворения физически необходимых потребностей... Причем непонятное в искусстве было для него не хуже понятного, если это понятное было действительно искусством, то есть, согласно позднему Толстому, прелестью и соблазном, зря раздражающими и отвлекающими от Истины человеческий дух.
Всерьез, к сожалению. Это действительно точно известно, в том числе по его записям лично для себя. Да он во всю глотку "за большевиков" орал еще в Одессе весной 1919.
Потрясающая феерия. Впервые вижу, чтобы человек настолько откровенно исповедывал принцип "колебаться вместе с линией".
"Если дары принимаем с благодарностью от Господа, то как кары не примем с благодарностью?" (вот, кстати, пытался найти, кто именно выражался в этом духе - навскидку не вспомнил).
Вообще-то это Иов отжёг: "неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?" (2:9)
P.S. Развиртуализовались с леди Антрекот - исключительно приятно.
Comments 29
А что могла бы значить эта фраза? Что-то похожее по конструкции употребляли в несколько ином смысле: под "этим" мог бы подписаться любой враг Советской власти.
"это их "Принимай меня целиком" - ага, и еще подтверждалось сравнением: нельзя быть чуть-чуть беременной :-)
Reply
Reply
А вообще разные бывает у людей меры внутреннего приличия. Я знаю по крайней мере один такой случай, когда человек, занимающийся литературной критикой, отлично мог ошельмовать современников, написать донос, сделать разгром, при этом прекрасно осознавая. что для ошельмованного все это закончится хорошо если только 10 годами заключения, но никак, даже под страхом потери высокого положения, не соглашался приписать давно умершему классику не написанное им стихотворение.
Reply
Это не Зелинский ли был?
Reply
Боюсь, что насчет Толстого автор едва ли не прав. Подписался бы или нет Л.Н. под статьями - не знаю, это другой вопрос, а вот найти обидные слова для непонятного в искусстве - это он мог.
Reply
Reply
Reply
Да он во всю глотку "за большевиков" орал еще в Одессе весной 1919.
Reply
"Если дары принимаем с благодарностью от Господа, то как кары не примем с благодарностью?" (вот, кстати, пытался найти, кто именно выражался в этом духе - навскидку не вспомнил).
Вообще-то это Иов отжёг: "неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?" (2:9)
P.S. Развиртуализовались с леди Антрекот - исключительно приятно.
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Leave a comment