Быков, прекрасное

Nov 26, 2010 19:37

Быков, прекрасное

Дмитрий Быков в сёднишних  "Известиях".

(полностью - тут: www.izvestia.ru/bykov/article3148793/  Простим автору ту мысль, что "26 ноября 1095 года" -это "ровно 915 лет назад". Именно что не ровно, но ладно. Совершенная малограмотность автора по части того, как и на чем "строилась Европа", а также по части "эпосов" о крестовых походах - тоже без разницы).

Так хочет Бог
Дмитрий Быков, писатель

"Ровно 915 лет назад, 26 ноября 1095 года, Папа Урбан по завершении Клермонского собора сказал речь, обращенную к знати и духовенству. Ею открылась эпоха Крестовых походов. "Так хочет Бог!" - кричали слушатели после каждого обещания... [тр... тр... взятие Антиохии... Иерусалимская резня...]

...Вот так оно все было - с кровью, грязью, глупостью, перетягиванием побед, своими и чужими предательствами, сговорами, нарушениями клятв, чудесными спасениями, бегствами, вырезанием сарацинов и христиан, стариков и женщин, - и при желании не составило бы труда написать именно такой эпос о Крестовом походе, а вовсе не "Освобожденный Иерусалим" Тассо. Но Европа построилась на мифе о героическом спасении христианских реликвий, на легендах о подвигах рыцарства и коварстве неверных. А что ж, дома было сидеть? Гнить? Надо двигаться, идти, завоевывать. Так хочет Бог, который наделил человечество вечной жаждой идеала, убийства и гибели за этот идеал. И над кровью и грязью Крестовых походов воздвиглось светлое здание нынешней Европы, куда так стремятся все варвары мира.

Вот почему я думаю, что русский крестовый поход ХХ века - поход за справедливостью и братством, вдохновлявшийся великими идеалами и скомпрометированный людской тупостью и злобой, - еще войдет в историю как великий прорыв, и не миновать нам лет через двести своего героического эпоса. Если, конечно, мы хотим, чтобы на месте нынешней России было что-нибудь вроде Европы, а не выжженная земля. Всякий поход за идеалами можно объяснить властолюбием или корыстью. Всякая экспансия оборачивается великой цивилизацией. Так хочет Бог.

Христианский ли это Бог - не знаю. Но другого здесь нет".

Что же это Д.Л. за несколько лет перестал узнавать прекрасно известного ему бога? Это такой пастерначий как бы бог. Как бы бог, как бы христианский, но не христианский. Д.Л. должен отлично знать этого бога, поскольку именно в него герой его труда Б.Л. Пастернак веровал с 1918 по, примерно, 1946 год, когда дерзновенно решил перескочить на поклонение несколько иному псевдохристианскому варианту того же бога и сделать вид, что так и было - и у него получилось.

Про крестовый поход и великий прорыв - см. предыдущий пост про Крым. А так я совершенно согласен с Быковым, только зря он не дополнил список еще серией Крестовых походов 20 века того же пошиба - национал-социалистским, чойбалсано-монгольским, революционно-хутуйским (в Руанде), северокорейским, краснокхмерским, хомейнистским + талибанским, конголезским и дарфурским. Японский поход эпохи Сёва не покатит: идеализьму уж очень было мало и со своими обращались по справедливости, а чужаков хоть и резали сильнейшим образом, но без всякого порыва и не для великих целей. Не пройдет в положительные примеры.

Ах да. "Известия" - "праволиберальная" по-эрэфийски газета. Поневоле вспомнишь какую-нибудь дремучую "Нашу Страну", где все здешние числятся унтерменшами-совками,  кроме каких-нибудь катакомбников со святым Атаульфом Мюнхенским и Берлинским....
Previous post Next post
Up