Толкиен о демократии и древней Греции

Jul 16, 2010 15:51

Толкиен о демократии и древней Греции

Письмо Толкиена 94, сыну (1944).

"Мистер Иден на днях выразил в палате огорчение по поводу событий в Греции, «на родине демократии». Он что, невежда или лицемер? "Демократия" в греческом языке термин нисколько не лестный и означал приблизительно «власть черни»; мистер Иден и не подумал отметить, что греческие философы - а Греция куда в большей степени родина философии, - демократию отнюдь не одобряли. А великие греческие города-государства, особ. Афины в зените могущества и в пору расцвета искусств, представляли собою скорее диктатуры, если не военные монархии, как в случае Спарты!" (Mr. Eden in the house the other day expressed pain at the occurrences in Greece 'the home of democracy'. Is he ignorant or insincere? Demokratia was not in Greek a word of approval but was nearly equivalent to 'mob-rule'; and he neglected to note that Greek Philosophers -- and far more is Greece the home of philosophy -- did not approve of it. And the great Greek states, esp. Athens at the time of its high art and power, were rather Dictatorships, if they were not military monarchies like Sparta!"

Как именовать этот бредовый сон? Можно подумать, что самые знаменитые английские писатели-католики давали тайные обеты ввергаться в какую-то феерическую безграмотность. Ладно Честертон - но это-то пишет профессор Оксфорда, филолог, индоевропеист!

И он, стало быть, не знает, что:

- исходно греческая политическая мысль выделяла просто единовластие, власть немногих и власть всенародную ("демократию"), причем выделяла во всех этих вариантах "хорошие" и извращенные/ плохие формы (так употребляли эти термины и в следующие века), и философы-досократики как раз обычно считали неизвращенную, нормальную "демократию" лучшей из форм правления (пифагореец Гиппас из Метапонта /cам Пифагор предпочитал неизвращенную аристократию/, Эмпедокл, Демокрит, сказавший "бедность при демократии предпочтительнее так называемого благополучия при царской власти", наконец, софисты в целом); затем Аристотель именовал неизвращенную здоровую демократию "политией", а ее испорченную форму - "демократией", и "политию" считал лучшей формой власти; наконец, со времен эллинизма укоренилось представленное у Полибия именование хорошей демократии "демократией" (ее и считали обычно наилучшей формой власти), а плохой демократии - "охлократией";

- "власть черни", mob-rule - это по-гречески вовсе не "демократия", а "охлократия", и эти два понятия четко дифференцировались и противопоставлялись как хорошая форма правления (демократия) и скверное перерождение этой формы (охлократия; такое скверное перерождение / коррелят имеется, согласно грекам, у любой правильной формы власти ); эта традиция представлена у Полибия и далее; как mob-rule греко-английский словароь Лиддел-Скотта переводить, естественно, греч. "охлократию";

- что Афины никогда не представляли собой ни диктатуры (разве что с перерывом на кратковременную тиранию Писистрата и его сыновей, если с натяжкой считать ее "диктатурой" - но она уж точно не зенит могущества и искусств Афин!), ни уж тем более военной монархии, каковой и Писистратидова тирания нисколько не была;

- что не была никакой "военной монархией" или "диктатурой" и Спарта, так как наличие в Спарте двух наследственно соправляющих "басилеев" монархией ее не делало даже в страшном сне - спартанские "цари" Спартой нимало не управляли, Спарта была республикой при суверенитете народного собрания и реальной власти совета старейшин и директории-эфората - в известной мере похожих на ЦК и Политбюро ЦК в СССР, только избирать туда могли любого спартиата с некоторого возраста, и любой спартиат с некоторого возраста мог выставить себя на выборы туда; избирал жен весь гражданский коллектив. Поэтому Исократ именовад Спарту "демократией", и Аристотель соглашался, что эфорат делал Спарту из "аристократии" (какой она была бы при одной герусии) "демократией": "Плохо обстоит дело и с эфорией. Эта власть ведает у них важнейшими отраслями управления; пополняется же она из среды всего гражданского населения, так что в состав правительства попадают зачастую люди совсем бедные..." , в общем итоге "из аристократии возникала демократия. Конечно, этот правительственный орган (эфорат) придает устойчивость государственному строю, потому что народ, имея доступ к высшей власти, остается спокойным... Цари желают внутренней стабильности благодаря оказываемому им почету, люди лучшие - благодаря герусии, - избрание туда является как бы наградой за добродетель, народ же - благодаря эфории и тому, что она пополняется из всех" ("Политика II, VI, 14). В общем итоге Спарта расценивалась все же как полис, более близкий к системе власти немногих, чем к "демократии" (власти всенародной). Но уж монархией, да еще военной монархией она не была даже в страшном сне: военная монархия - это система, где власть принадлежит монарху, опирающемуся на ОТЛИЧНУЮ от народа / общества армию. В Спарте есть наследственные "цари" (члены герусии, исполняющие функции командующих на войне) но нет монархов, имеющих власть а войско - всенародное ополчение.

(Причем и правильная "аристократия" греков классического периода в нашей терминологии является, в общем-то, демократическим строем, так как высшая власть и при ней всенепременно должна принадлежать всенародному собранию).

Мда. Любопытным местом был Оксфорд, если профессор-гуманитарий, получивший классическое образование, мог там
полагать, что Афины и Спарта времен расцвета были диктатурами и военными монархиями.
Previous post Next post
Up