Вместо рецензии: Алексей Суконкин “Полковник Никто”.

Jan 08, 2023 01:13

Отсель.

Вот и подоспела если не первая книга про СВО по фактуре, то, как минимум, первое именно сильное произведение, поднимающая непросты вопросы о происходящих событиях. Почему Россия оказалась не готова к боевым действиям, кто эти “изумительные люди”, приведшие к такому развитию событий?

Алексея Суконкина я рецензировал несколько раз / здесь и здесь/. Сейчас подписан на ТГ-канал /тоже вполне интересный/. Стартанул он книгой “Переводчик”, где рассказано о взрослении молодого человека, превращающегося в воина. Собственно, нормальная армия и должна эту инициацию в мирное время осуществлять, а война лишь ускоряет этот процесс и делает выбраковку более жестокой. Книга отличная и её можно рекомендовать для прочтения юношам в рамках школьной программы.

А вот “Деривация” про саратовские дела имеет другую подоплёку, начатую в “Небесном щите” - попытка осознать суть современной российской армии, сформированной спустя три десятилетия капиталистического плавания. Не зря в этой книге активно поднимается роль языческого мировоззрения. Воин теряет христианскую ипостась Защитника - взамен обретая Ремесло для храбрых или избранных. Что язычеством описывается много лучше, чем христианством. Собственно, “Лучшие в аду” - это следующий этап программы. И здесь случается...

…Украина. Выяснилось, что языческой удалью психологический надлом данной войны не объяснишь и на страницах книги появляются христианские догмы /хотя о христианстве особо-то и не говориться/. Это триада: преступление - наказание - искупление. Причём, искупление именно в военном понимании этого значения - кровью.

В книге речь поднимается об армейской разведке, которая жидко обосралась в начале компании. Ну, истоки этого бедлама в книге вырисовываются из “святых” 90-х, проводя экскурс по значимым событиям последующих лет. Как “хорошие люди с красивыми лицами” перестраивали систему под свои коммерческие интересы. Собственно, мне эта часть книги показалась самой тяжёлой, хотя и написана лёгким, доступным языком. Ибо заняла она непропорционально много места. Две трети в книге занято ‘преступлением’, ‘наказание’ и ’искупление’ - оставшуюся треть. Тяжесть этой части была обусловлена пониманием того, что всё это блядство к добру не приведёт /более того, мы знаем, что всё закончилось февральским эпик-фейлом/, тем не менее, автор, как дотошный следователь, ведёт нас по мрачным закоулкам человеческой души, пока количество грехов не переходит на новый качественный поворот сюжета.

Собственно, эта часть книги, по большому счёту, является приговором государству и МО времён развитого путинизма. Если логика системы такова, то, рано или поздно, она сожрёт ресурсы, заложенные предыдущими поколениями, и случится большой БА-БАХ. Собственно, СВО и является преддверием разверзнутого ада, на пороге которого балансирует государство.

Можно ли это исправить? И вот здесь на помощь приходит именно христианская логика. Да, через наказание и искупление. Ибо в рамках язычества - ‘хорошие’ люди просто должны были замочить ’плохих’.

Что самое забавное, тем кругом ада, где происходит искупление - выступает ровно таже организация, которая раньше выступала форпостом коммерческого применения армии. Собственно, это показатель того, что в кризис общественные процессы, подчас, идут на грани. И не всегда понятно, что пересилит: плохое или хорошее. К сожалению, в переломные эпохи так и бывает. Поэтому жить и действовать в них сложно.

При этом, собственно, какого-то особого упора именно на религиозную составляющую в книге нет. Что показатель довольно интересного момента: христианские догматы/мировоззрение существует в нас /особенно это было заметно в советский период/ без привязки к религиозным обрядам.  Потому что они показали свою успешность в прошлом, помогли выжить и привели к определённому мировому статусу. Как это видится с идеологической точки зрения сейчас? Современная РПЦ делает упор на обрядовость и напрочь исключает именно использование христианских догматов в обыденной жизни. Так как они сильно противоречат, скорее, иудейской, чем христианской идеологии наживы. Поэтому про христианскую догматику рассказывает не то чтоб атеист, но точно не ортодоксальный верующий - к тому же симпатизирующий язычникам.  В общем, современной РПЦ это тоже приговор.

Из недостатков книги - слабо прописано перерождение героя. Такое ощущение, что для галочки. Чтобы побыстрее перейти к месильно-искупительному финалу истории. Автор сам говорит, что книга написалась очень быстро, как это водиться редактуру в издательствах такие произведения не проходят - поэтому можно посчитать это издержками современного писательского ремесла. А для логики сюжета эта часть была важна.

Финал aka искупление получился весел, бодр и энергичен, смывая липкую вязь жульнической части книги. Другое дело, что выглядит это, скорее, как пожелание автора закончить так свой жизненный путь для обосравшихся героев, чем реальная жизненная практика. В целом, в книге присутствует некий облик Государства, который по итогу бдит за ослушниками, что как-то в реалии особо не наблюдается. Возможно, посадки и наказание причастных происходят, но на свет широкой публике это не выносится. Поэтому и соотнести эти процессы с проебами СВО не получается.

Тем не менее, книга хорошая и правильная. Суть любой идеологии не в камлании каких-то лозунгов, а в практике, дающей результаты. И вот эта успешная практика и должна быть облечена идеологическими лозунгами и религиозными догматами. И всё это надо переосмыслить в рамках текущих реалий.

Православие, Война, Рецензии, Идеология

Previous post Next post
Up