Онейрокритика. "Бестиарий" - "животные, птицы, рыбы, гады и насекомые".

Jul 10, 2018 15:08

Продолжаем листать самый знаменитый сонник античности - "Онейрокритику" (Ὀνειροκριτικά) Артемидора Далдианского.

В прошлом выпуске мы узнали трактовку сновидений, в которых фигурировала какая-нибудь еда и напитки. Сегодня поговорим о значении снов с участием различных животных, птиц, рыб, гадов и насекомых.



Secrets d'histoire naturelle
Centre-ouest de la France, vers 1480-1485
BNF, Manuscrits, Français 22971 fol. 15v


Вслед за разделом об охоте следует раздел о животных, живущих на земле, двуногих, безногих и четвероногих. Начну с четвероногих.

Из собак одних выкармливают для охоты, иных - выслеживать, а иных - ловить зверей, других для охраны имущества - их мы называем цепными и сторожевыми; а третьих для удовольствия - их называют мелитскими [1]. Собаки, натасканные на зверей, означают доходы со стороны, поэтому видеть, как они охотятся, хватают что-либо, уже схватили или еще только собираются приступить к охоте - к добру, ибо все это означает работу, а собаки, возвращающиеся в город,- безработицу, ведь тогда они уже прекратили охотиться. Сторожевые собаки означают жену, домочадцев и накопленное имущество; поэтому сильные и ласкающиеся к хозяевам псы означают хорошую охрану жены и домочадцев и большую безопасность имущества, больные предвещают жене и домочадцам болезнь, а имуществу ущерб. Псы разъяренные, лающие или кусающие сулят обиды со стороны жены и домочадцев, а также большой ущерб имуществу. Чужие ласкающиеся собаки означают хитрости и козни от дурных мужчин или женщин, а кусающие и лающие - нападки и обиды [2], причем белые - явные обиды, черные - тайные, рыжие - не вполне явные, пестрые - самые жестокие. Ведь собаки подобны людям, отнюдь не благородным и свободным, а напротив, насильникам и наглецам, ибо таков нрав собак.

Часто они предвещают горячку из-за того, что звезду Сириус, вызывающую эту болезнь [3], некоторые называют Псом, в самом деле, пес - животное дерзкое, неразумное и подобное горячке. Наконец, мелитские собачки означают самое приятное и сладостное в жизни, поэтому если с ними происходит что-либо дурное, то эта знак печали и горя.

12. Об овцах древние полагали, что белые снятся к добру, а черные - к худу. Однако, по моему наблюдению, и белые, и черные овцы к добру, только белые в большей, а черные в меньшей степени. Ведь овцы подобны людям: потому что они слушаются пастуха, собираются в стада, а также означают продвижение вперед и к лучшему в соответствии со своим именем [4]. Лучше всего или иметь много собственных овец, или видеть и пасти чужих, особенно тем, кто хочет стать во главе толпы, софистам и учителям.

Баран (κριός) должен означать хозяина, правителя и царя: слово κρείειν у древних значит "властвовать", кроме того, баран предводительствует стадом. Хорошо, когда снится, что спокойно едешь верхом на баране по равнинной местности, особенно для ученых и стремящихся разбогатеть; ведь баран - животное быстрое и считается средством передвижения Гермеса.

Козы, как белые, так и черные, наоборот, снятся не к добру, а к худу, белые в меньшей, черные в большей степени, особенно для плывущих на корабле - ведь в разговоре мы зовем большие волны "козами" (αίγες) [5] Гомер называет сильный ветер "бурно устремляющимся" [6] (έποιγίζων), а самое опасное море называется Эгейским (Αιγαίον). Браки, дружбу и товарищество такой сон не создает и не поддерживает, ибо козы пасутся не стадом, но отдельно друг от друга на кручах и скалах, доставляя неудобства и себе и пастуху. Поэтому Гомер называет стадо коз "необъятным", говоря: "Они же, как стадо коз необъятное" [7].

[...Говорят, одному человеку приснилось, будто он сидит на баране, а потом падает с него вперед. Перед этим он посватался и собирался через несколько дней справить свадьбу. Ему сказали, что жена его будет блудить и, стало быть, наставит ему рога. Так оно и вышло. Из-за такого предсказания сновидения он расторг помолвку, и лишь через немалое время, уступая уговорам друзей, женился все же на той, к которой сватался; но, опасаясь сна, он очень стерег свою жену и принимал всяческие предосторожности. Через год жена умерла, ничем не запятнав себя, и он, рассудив, что сон уже свершился, женился на другой, по тут-то и пришло несчастье - эта жена оказалась блудлива до самой последней крайности.]

Ослы, навьюченные, послушные погонщику, сильные и быстро передвигающиеся, к добру для женитьбы и товарищества, причем жена и товарищ не будут вводить сновидца в расходы, но охотно будут ему подчиняться и хорошо к нему относиться. И для других дел этот сон хорош из-за самого слова "осел", ибо оно означает "пользу" [8] и радость, так как ослы посвящены Силену, самому радостному богу. Еще они хороши против страха из-за известного рассказа и предания о них [9]. В путешествии они предвещают безопасность, отвлечения в сторону и неторопливость из-за медлительности их поступи.

Мулы благоприятствуют всему из-за своей выносливости в трудах, а особенно - земледелию:

"Долее мулы волов тяжконогих
Могут плуг составной волочить по глубокому пару",

как сказал Гомер [10]. Только для брака и деторождения они противопоказаны, потому что бесплодны. А когда снятся разъяренные ослы или мулы, то это означает злоумышление со стороны подчиненных, а мулы, но моим наблюдениям, еще и болезнь.

Волы подъяремные всем к добру, а пасущиеся в стаде означают смуту и огласку из-за своего имени [11].

Бык, особенно угрожающий или преследующий, означает немалую опасность и угрозу со стороны вышестоящих лиц, если сновидец бедняк или раб. Находящемуся в плавании [увиденный во сне бык] предвещает бурю, а если он бодается - кораблекрушение из-за повреждения главной реи, ведь бык своей шкурой и рогами подобен корабельному парусу и мачте.



Livre des propriétés des choses Flandre, 3e-4e quart du XVe siècle. Traduit par Jean Corbichon Paris, BNF, département des Manuscrits, Français 134, fol. 337

О животных ручных и домашних сказано достаточно, теперь следует рассказать о диких зверях.

Льва видеть, ручного, ласкающегося и дружелюбно подходящего,- к добру и приносит пользу воину от царя, атлету - от крепости его тела, гражданину от должностного лица, а рабу от хозяина. ибо лев силой и могуществом подобен этим людям. Когда же лев кому-нибудь угрожает или ярится, то это устрашает и пророчествует болезнь (ибо болезнь подобна зверю), а также угрозу со стороны упомянутых важных лиц или опасность от огня. Львят видеть всем одинаково к добру, так как по большей части это предвещает еще и рождение ребенка. Львица означает то же, что лев, только в меньшей степени, и пророчит, когда ласкается - то помощь, а когда угрожает и кусается - то вред, но не от мужчин, а от женщин. Я неоднократно замечал также, что для богатых мужчин она означает обвинение в мужеложестве.

Барс означает как мужчин, так и женщин, коварных и злонравных из-за пестроты его шкуры, а часто принадлежащих к племенам, где большинство покрывает себя татуировкой. Кроме того, означает болезнь, сильный страх и опасность для глаз.

Медведица означает женщину (ибо в мифологических рассказах о превращениях говорится, что в этого зверя превращена аркадинянка Каллисто [12]), болезнь из-за своей дикости, а еще передвижение и отъезд из дома, так как она соименна вечно движущемуся созвездию. С другой стороны, она предвещает возвращение на то же самое место, потому что созвездие это не заходит, а все время вращается в одном и том же месте [13].

Слон, если он приснится не в Италии [14] и не в Индии, означает опасность и страх из-за своей кожи и величины, ибо это животное страшное, особенно для людей, непривычных к его виду. В Италии [15] же слон означает хозяина, царя и важного человека; поэтому когда слон послушно к безопасно несет своего седока, то это пророчит благодеяние с их стороны, а когда вредит ему, то вред. Преследующий и угрожающий слон часто предвещает болезнь; схвативший и умертвивший сновидца означает смерть, а не схвативший - спасение от величайшей опасности, ведь говорят, что слон посвящен Плутону. Женщине видеть приближающегося или везущего ее слона - отнюдь не к добру: я знал одну женщину в Италии, очень богатую и здоровую, которой приснилось, что она едет на слоне, и вскоре она умерла.

Онагр означает вражду к кому-либо, неразумную и малоблагородную, ведь онагр сродни ослу. Следует помнить также, что все дикие животные соответствуют врагам, поэтому всегда лучше иметь их во власти, чем быть в их власти, ибо это означает одолеть врагов и возвыситься над ними.

Волк (λύκος) благодаря своему имени означает год, и поэты называют годы λοχάβαντες, из-за одной особенности этого зверя: волки пересекают реку, всегда следуя друг за другом [16], так же как времена года, следя друг за другом, составляют год. Кроме того, волк означает врага злобного, хищного, наглого и нападающего открыто.

Лисица имеет то же значение, что и волк, с той только разницей, что означает врагов, не открыто нападающих, по тайно злоумышляющих и по большей части нападающих женщин.

Обезьяна означает человека коварного и обманщика. Псоглавая обезьяна имеет то же значение, а вдобавок приносит болезнь, по большей части так называемую "священную" [17], ибо это животное посвящено Селене так же, как, по словам древних, и эта болезнь. Сфинксы, линксы [18], длиннохвостые и все прочие обезьяны имеют такое же значение.

Гиена означает женщину с мужскими повадками или зелейщицу, а также мужчину - мужеложца отъявленного разбора [19].



Le Livre de la chasse, Paris, c. 1407. NY, Morgan, MS M. 1044, fol. 1v.

Кабан означает для путешествующих по суше и по морю сильную бурю, для судящихся - опасного врага, невежественного, грубого и крикливого, для крестьян - недород из-за порчи посева, а для вступающих в брак - жену неблагоразумную и неуживчивую. Рискуя показаться малоубедительным, я все же приведу в подтверждение моих многочисленных наблюдений вот что: кабана называют дикой свиньей, а она, понятным образом, означает женщину - ведь так называют распутных баб, да и Менандр говорит: "Ты похотлива, как свинья, проклятая" [20].

Олень означает на корабле кормило и быстроту корабля; а в дороге под конец пути легкость или, наоборот, затруднение в странствиях - в соответствии с тем, каково будет положение оленя. В остальных случаях такой сон делает беглецов хотя и рассудительными, но трусливыми и нерешительными, а также преследуемых по суду и оставляющих супружество.

Если приснится какое-либо не упомянутое здесь животное из нераспространенных, но редких, какие водятся в Ливии [21] или у Океана, то следует его толковать, исходя из сходства и общности природы с названными мной животными.

Думаю, что о животных четвероногих, ручных и диких, сказано достаточно для любого, кто ищет не словесной пышности, но истинности сообщения. При этом следует учитывать и то, что животные, из ручных ставшие дикими,- плохое предзнаменование и, наоборот, из диких ручными - благое и полезное. Большие блага сулят животные, подавшие голос и заговорившие по-человечески, особенно если они скажут что-либо благоприятное и радостное. Но что бы они ни сказали, все будет правдой и этому следует верить: если скажут простое, то так его и принимать, а если что-нибудь загадочное, то попытаться разгадать. Далее я поведу речь о безногих животных.

13. Дракон означает царя из-за своей силы, время - из-за своей длины и из-за того, что он сбрасывает старую кожу и снова становится молодым,- ведь то же самое происходит и со временем при смене времен года, богатство и могущество, так как обитает при сокровищах, а также всех богов, которым он посвящен: Зевса Сабазия, Гелиоса, Деметру и Кору, Гекату, Асклепия и героев. Если дракон приблизится и что-либо даст или произнесет и язык его при этом не будет страшным, то такой сон означает великие блага со стороны этих богов или через них. А противоположное действие - плохой знак. Опутав и связав кого-нибудь... [22] и заточение предвещает, а больным - гибель и как бы сведет их в землю, ибо дракон - сам исчадие земли и живет в земле.



Amiens, Bibliothèque municipale, 0399, detail of f. 241. Bartholomaeus Anglicus, Le livre des propriétés des choses in the French translation of Jean Corbechon 1447

Змея означает болезнь и врага, и поэтому, как она поступит с кем-либо, точно так же болезнь и враг поступят со сновидцем.

Аспиды и гадюки означают деньги из-за того, что у них много яда, и богатых женщин по той же самой причине. По моим наблюдениям, когда они жалят, подползают и обвивают, то это благое предзнаменование. Если жена прячет любую ползучую тварь на груди и радуется на нее, то по большей части такой сон означает, что ее соблазнит враг сновидца; если пугается и мучается, то она заболеет, а если змея окажется у нее в животе, то младенец у нее во чреве погибнет и не сможет родиться [23].

Гидры означают то же, что и змея, а кроме того, водяную болезнь, опасность на воде или врагов, которые кормятся от воды или благодаря воде [24].

Дриины, пареи и фисалы [25] - плохое предзнаменование и означает обиды на людей не городских и не в городе живущих.

Сепс, дипсада, дифата, так называемый хамелеон и все прочие вредные твари, перечисленные Никандром, не означают ничего хорошего, ни когда их просто видишь, ни когда они нападают, но, напротив, предвещает немалые опасности.

Фаланги, скорпионы и сколопендры означают дурных людей.

14. Различного рода рыболовные сети и все прочие снасти для рыбной ловли, сплетенные из льняных нитей, означают то же, что и охотничьи сети, о которых я упоминал раньше. Лесы, крючки, удочки и остроги (δόλωνες) означают хитрости и козни (δόλους) [26]. Поэтому всегда лучше видеть с этим снаряжением себя, чем другого. Поймать много рыбы, и к тому же крупной,- к добру и прибыли для всех, кроме занимающихся сидячей работой и софистов: для первых сновидение означает безработицу, так как невозможно одновременно заниматься привычным делом и ловить рыбу, а для последних - отсутствие достойных слушателей, так как рыба безгласна [27]. Пойманная мелкая рыбешка: халкиды, трихии, мениды, псисты, афии - означают неприятности и невыгоды, о чем я уже упомянул в первой книге в разделе о пище [28].

Кроме того, рыбы имеют различное значение в зависимости от внешнего вида. Здесь дело обстоит так. Все пестрые рыбы, например кихла, фикида, ханн, иулида, строматей и им подобные, означают для больных отравление, для здоровых - хитрости и злоумышления. Все красные, например сростнозуб, барабулька, кукушка и тригла [29], означают для рабов и злодеев пытки, для больных - воспаление и изнурительную лихорадку, а для тех, кто пытается скрыться,- изобличение. В частности, тригла к добру для бесплодных женщин, ибо мечет икру трижды: поэтому ей и дано такое имя, как пишут и Аристотель в сочинении о животных и Аристофан в комментариях к Аристотелю [30].



Livre de la Vigne nostre Seigneur. France, c. 1450-1470. MS. Douce 134, fol. 042v

Те из рыб, которые сбрасывают кожу, к добру для больных, узников, бедняков и всех, у кого невзгоды: это значит, что они вызволятся из своих трудностей. А сбрасывают кожу те из рыб, которые покрыты мягкой скорлупой, как, например, креветки, краб, рак, омар, так называемая "старуха" и все им подобные; они часто предвещают также и удары из-за того, что сами себя бьют, и отъезд на чужбину, потому что они - земноводные. Те из рыб, которые возбуждают утробу и вызывают понос, означают то же самое и приносят такую же пользу, как и овощи, о которых я рассказал в разделе о пище. А прослабляют нам желудок все черепокожие, например пурпурная улитка, керик, устрица, стромб, морской еж, ракушник, пелорида, сердцевик и все прочие этого рода. Притом пинна и тот рак, который с нею живет, хороши для брака и товарищества, потому что живут вместе в добром согласии [31].

Мягкие рыбы хороши только для хитрецов, ибо они, меняя цвет кожи и приспосабливаясь к месту, где живут, остаются невидимыми, а для всех прочих они означают препятствия и помехи из-за своей липкости и способности ухватывать, а также предвещают большую вялость в делах из-за того, что у них нет костей, ведь в костях - крепость тела. К этому виду рыб относятся: полип, кальмар, акалефа, навплий, эледопа, пурпурник, каракатица, последняя - к добру и для беглецов, потому что умеет спасаться, испуская чернильную жидкость. О таком сне упоминает и Антифонт Афинский [32]. Из хрящевых рыб все крупные означают напрасный труд и несбывшиеся надежды, так как они выскальзывают из рук и не окружены чешуей, как люди - имуществом. К этому роду рыб относятся мурена и различные угри. Плоские рыбы означают опасности из-за свирепости и коварства, например, скат-шипонос, электрический скат, морской бык, так называемый орел, пятнистая акула и прочие. Все рыбы, подобные чешуйчатым, но не имеющие чешуи, а именно тунец и его разновидности - премада, пеламида, сим. сфирена, колий и прочие,-означают несбывшиеся надежды. Мормиры, черпохвостки, морские скорпионы и пескари означают, что сновидец попадет в руки людей хитрых и неприятных, а коракины и бленны - дурных и негодных. Озерные рыбы - к добру, но в меньше степени, чем морские, ведь они и ценятся меньше и менее питательны.

15. Лягушки предвещают попрошаек и пустомелей, к добру они тем, кто живет за народный счет. Я знал одного слугу, которому приснилось, что он бьет кулаком лягушек: после этого он был поставлен над всеми людьми в доме его хозяина, ибо болото означало дом, лягушки - людей в доме, а кулачная расправа - приказы.

16. Морских животных, за исключением дельфина, видеть в море - никому не на пользу. Дельфин же в море - хорошее предзнаменование [33] и означает ветер, который подует оттуда, куда он плывет.

Вне моря и воды всякое морское животное - на благо: ведь оно уже не может причинить вред там, где само не в силах спастись [34], и умирает мучительно и в судорогах. Поэтому такой сон означает, что враги не только окажутся бессильны, но и погибнут злой смертью. Наоборот, дельфин вне моря не к добру; он означает смерть кого-то из самых близких людей.

17. Чайки, поморники и прочие морские птицы сулят плывущим на корабле крайнюю опасность, но не гибель - ведь и сами они погружаются в воду, но не тонут. Для остальных же людей они означают или гетер и сварливых жен, или обманщиков, жадных и бесцеремонных, или людей, добывающих пропитание из воды или благодаря воде. А у кого что потеряно, то уже не отыщется, ибо что чайки хватают, то и пожирают.

18. Найти в море мертвых рыб не к добру: они означают тщетные надежды и то, что задуманное не сбудется. Поймать живых рыб лучше. Приготовление рыбы и приправу к ней следует толковать так же, как приготовление мяса. Видеть рыбу в своей постели для плывущего на корабле и для больного не к добру: для первого она означает кораблекрушение, а для второго - опасность из воды или через воду. Если беременной женщине приснится, что она родила рыбу, то, как утверждают древние толкователи, ребенок родится немым, а по моему наблюдению - недолговечным. Многие после такого сна рожали мертвых детей, ибо всякая рыба, вынутая из своей среды, умирает.

19. Птицеловный тростник и птичий клей возвращают уехавших, настигают беглецов, находят потерянное и выполняют ожидания, хотя и не все, ибо одних птиц они даже издали залучают к птицелову, а некоторым удается избежать птицеловного тростника. Так называемые "облака" и все прочие сети, сплетенные для ловли птиц, имеют то же значение, что и звероловные и рыболовные сети.

Далее следует сказать о животных, летающих по воздуху.



De proprietatibus rerum (BNF Fr. 217, fol. 185v), 4th quarter of the 15th century

20. Священные птицы [35] больше на пользу богатым, чем бедным, но мелкие больше всего на пользу бедным. В самом деле, большие птицы гнушаются простой пищей и поэтому часто голодают, так как гоняются за большой добычей и не хватают первое, что им попадется, а птицам мелким и зерноядным легко добыть себе корм, и нуждаться им не приходится. Впрочем, я думаю, что лучше будет перечислить птиц по породам.

Видеть во сне орла, сидящего на скале, дереве или на ином каком возвышении, к добру для тех, кто принимается за дело, и не к добру для тех, кто чего-нибудь боится. Видеть орла в полете, спокойном и свободном, тоже к добру для человека, только сбывается такой сон медленнее. Орел, воссевший на голове сновидца, предвещает ему смерть, потому что орел губит все, что схватит в когти. Летать на орлах предвещает смерть для людей богатых и вельможных, потому что по старинному обычаю таких покойников рисуют и ваяют именно летающими на орлах и в таких изображениях почитают их [36]. А для бедняков этот сон к добру: их возьмут под опеку какие-нибудь богачи к немалой их пользе, особенно - после возвращения из дальних стран. Когда орел грозен, то это предвещает угрозу от человека значительного; а когда он ручной, прилетает и что-то приносит, и клекочет собственным голосом, то это, судя по наблюдению, к добру. Если женщине приснится, что она родила орла, то она родит сына, и этот сын, если беден, то пойдет на военную службу и станет военачальником, потому что орлы следуют впереди войск; если среднего достатка, то пойдет в атлеты и прославится; если богат, то будет властвовать или даже царствовать над многими. Видеть орла мертвым на пользу лишь рабам и тем, кто чего-нибудь боится, потому что это предвещает смерть для хозяина и для угрожающего; а для всех остальных это означает безработицу. Кроме того, орел означает наступивший год, потому что написание его имени (ἀετός) означает "первый год". Впрочем, разные породы орлов означают разбое и сны сбываются, надо полагать, соответственно.

Скопа означает женщину богатую и знатную, довольную своей красотой, рассудительную и с хорошим нравом.

Коршун-ягнятник означает то же самое, что и орел [37].

Коршуны-стервятники к добру для гончаров и кожевников, потому что те живут за городской стеной и имеют дело с мертвыми телами, а не к добру для врачей и для больных, потому что коршуны любят мертвецов. Кроме того, они означают врагов, которые осквернены, осуждены проклятием и живут вне города. Да и во всем остальном коршуны не к добру.

Ястреб и сарыч означают разбойников и грабителей: ястреб - тех, которые нападают открыто и прямо, сарыч - тех, которые исподтишка.

Ворон напоминает вора и прелюбодея - по его окраске и по тому, как он часто меняет голос [38]. Ворона означает долгий срок, промедленье в делах и старую женщину, потому что долго живет, а также бурю, потому что ворона - вестник бури.

Скворцы означают чернь, бедноту и пустую смуту, галки - то же самое, что и скворцы.



Français 9140, fol. 211

Вяхири и горлинки означают женщин: вяхири - большей частью блудниц, а горлинки - честных и хозяйственных; при этом много голубей могут означать одну женщину и один голубь - многих. Горлинки означают также утеху в любовных делах, потому что они посвящены Афродите [39]; они к добру для дружбы, товарищества и всякого соединения, потому что птицы эти живут стаями.

Журавли и аисты в стаях означают нападение врагов и разбойников; приснившись зимой, они сулят бурю, а летом - засуху. По одиночке же аисты и журавли к добру для тех, кто собирается в путешествие или возвращается из путешествия, потому что в урочную пору года они улетают и возвращаются. Аист особенно к добру для рождения детей, потому что птенцы аиста, как известно, пекутся о своих родителях.

Лебедь означает музыку и тех, кто к ней причастен, а окраской своей означает раскрытие тайн. Недужным он во сне предвещает выздоровление, но если запоет - то смерть, потому что лебедь поет лишь перед смертью [40].

О ласточках мы скажем в разделе о смерти.

Пеликаны означают людей невежественных, которые все делают без ума и смысла [41]; а еще они означают вора или беглеца возле пруда или реки.

21. Утки и иные какие есть речные и болотные птицы означают то же, что морские чайки и нырки.

Далее, так как насекомые тоже принадлежат к летающим животным, то в связи с птицами я расскажу и о них.



Caius Julius Caesar, Aulus Hirtius, Pseudo-Caesar, De bello gallico (ff. 2-106v), f. 2 Detail

22. Пчелы к добру для крестьян и для тех, кто от пчел кормится; для остальных же они означают беспокойство из-за их жужжания, раны - из-за их жала и болезнь - из-за их меда и воска. Если они садятся сновидцу на голову, то это к добру для военачальника [42] и для мастера; для остальных же не к добру и предвещает сновидцу гибель, по большей части от черни или от солдат - ибо пчелы подобны черни или войску тем, что слушаются вождей, а погибельны потому, что водятся на падали [43]. Убивать же пчел или заточать их, наоборот, к добру для всех, кроме лишь крестьян.

Осы не к добру ни для кого: они означают встречу с людьми дурными и жестокими.

Кузнечики, саранча и так называемая жвачная саранча (μάστακες) для крестьян предвещают бесплодие и гибель урожая, потому что они портят и губят посевы; для остальных же они означают злых мужчин и женщин.

Навозные жуки и светляки полезны только тем, кто живет работой грязной и непочетной; для остальных же они означают безработицу и ущерб, в особенности - торгующим миррой и благовониями.

Книга II, Звери (11-12), рыбы и гады (13-16), птицы (17-21, 46, 66), насекомые (22).
Перевод Гаспарова М.Л., Левинской И.А.

также по теме:

"Онейрокритика" Артемидора Далдианского - еда и напитки
Сонник мага Астрампсиха

*1 - Мелитские (мальтийские) собачки (вроде нынешних болонок) упоминаются неоднократно в баснях и пословицах.

*2 - Ср. Плутарх. Кимон, 18 (сон Кимона перед последним походом: лающая собака сказала ему, что скоро он будет ей другом, и это значило, что скоро он умрет, потому что стать другом врагу значит умереть).

*3 - Восход Сириуса означал самую нездоровую знойную пору лета; упоминания о наводимых им болезнях тянутся от Гесиода (Труды и дни. 587) до Вергилия (Энеида Х.273) и далее.

*4 - Артемидор связывает слово ηρόβατον - «овца» с глаголом προβαίνειν - «идти вперед». Эта этимология принята и ныне.

*5 - Ср. в русском языке слово «барашки» для обозначения пенистых волн.

*6 - Илиада. II.148; Одиссея. XV.293.

*7 - Илиада. 11.474. Цитата у Артемидора слегка изменена.

*8 - Ὂνος - «осел», ονασθαι - «извлекать пользу».

*9 - Может быть, миф о том, как осел спугнул бога Приапа, домогавшегося нимфы Лотиды (Овидий. Фасты. I. 415-440).

*10 - Илиада. X. 352-53.

*11 - Βους - «вол», βοή - «крик, шум».

*12 - См. Овидий. Метаморфозы. П. 409-507; Аполлодор. III.8.2; Павсаний. VIII.3. 6-7.

*13 - Находясь около небесного полюса, Большая Медведица «не спускается в воды Океана» - образ, идущий от Гомера (Илиада. XVIII. 487-489) и ставший традиционным в античной поэзии.

*14 - Герхер предлагает весьма правдоподобную поправку: «в Ливии».

*15 - Конъектура Герхера: «В Индии».

*16 - И даже, будто бы держа зубами друг друга за хвосты, чтобы не снесло течением (Элиан. О природе животных. III.6).

*17 - Священная болезнь - эпилепсия.

*18 - Сфинксы и линксы - разновидности обезьян.

*19 - Устойчивое поверье, будто гиены ежегодно меняют пол (Плиний Старший. VIII.105), тщетно опровергал еще Аристотель (История животных. VI.32. 579b). О колдовских свойствах гиены ср. Плиний. XXVIII.42 и Элиан. О природе животных. VI.14.

*20 - Менандр. Фр. 666 Koerte.

*21 - Африка считалась краем невиданных зверей, «в Ливии всегда что-нибудь новенькое» - пословица, которую приводит еще Аристотель (История животных. VIII.28.606b) и комментирует Плиний Старший. VIII.42 - в Африке-де из-за безводья звери всех видов пьют в одних и тех же местах, сходятся друг с другом без разбора и рождают удивительных гибридов.

*22 - В тексте лакуна, отмеченная Герхером. Из восстановлений предпочитаем сделанное Крауссом: «запутанность дел» (περιπλοκάς τών πραγμάτων).

*23 - Ср. Плиний. XXX.128: если беременная переступит через змею, то она выкинет плод.

*24 - Т. е. рыбаки и моряки.

*25 - Дриины - дубовые змеи (?), парея - священная неядовитая змея, посвященная Асклепию, фисал - ядовитая жаба. Далее перечисляются другие экзотические змеи и ящерицы.

*26 - Здесь Артемидор использует игру слов.

*27 - «Рыбами» называют бестолковых невежд (Плутарх. О сообразительности животных. 22: ср. Лукиан. Рыбак. 51; Каллимах. Ямбы. 2.11-12).

*28 - Артемидор. 1.65-73.

*29 - По-видимому, это разные названия одной и той же (или близких) пород рыбы.

*30 - Аристотель. История животных. V.9. 543 а 5; Аристофан Византийский. Сокращение о животных. 1.40; ср. Плиний Старший. ΙΧ.162; Афиней. VH.324 D.

*31 - Пинна - двустворчатый моллюск; рак пиннофилакс (страж пинны), живущий при ней, дает ей толчком сигнал о приближении добычи, а потом поедает ее остатки. Об этом примере симбиоза писал еще Аристотель (История животных. V.15.547b 28).

*32 - О снотолковании Автифонта упоминают Цицерон (О гадании. 1.39 и 11.144) и Сенека Старший (Контроверсии. II.1.33); в «Правдивых историях» Лукиана (11.33) он - первосвященник храма на Острове Снов.

*33 - То же самое - у Цицерона (О гадании. 11.145) и Плиния Старшего (XVIII.361).

*34 - Так, Октавиану выброшенная на берег рыба предсказала победу при Милах (Светоний. Август. 96).

*35 - Священные птицы - соколы, ястребы (ιέρακες) и близкие к ним.

*36 - По Диону Кассию (56.42), при похоронах Августа орел взлетел над «погребальным костром, и было решено, что он возносит душу покойника; по Спартиану (SHA.Sept. Sev. 22.1), Септимий Север перед смертью видел сон, что его возносят в небо четыре орла.

*37 - Орел и коршун часто смешивались греками; так, птицей, терзающей печень Прометея, назывался и коршун, и орел.

*38 - Так как на воронов и ворон издавна обращалось при птицегадании особое внимание, то разнообразные оттенки их крика учитывались отдельно. Так, непрерывное карканье вороны сулило вёдро, а прерывистое - бурю (Плиний Старший. XVIII.363).

*39 - Голуби как подарок любящих упоминаются, например, у Феокрита (V.96 и 133), Овидия (Метаморфозы. ΧΙΙΙ.833). Ацид хочет вместо обычных голубей подарить Галатее двух медвежат.

*40 - О лебединой песни упоминает еще «Илиада». II.460; о том, что она предсмертна, впервые - у Эсхила (Агамемнон. 1444), у Платона (Федон. 85 А) - слова готовящегося умереть Сократа.

*41 - Гораполлон (I.54) толкует иероглиф, изображающий пеликана, как знак или детолюбия, или неразумия: пеликан откладывает яйца не в недоступных местах, а в низинах, люди обкладывают эти места огнем, пеликан хочет загасить его крыльями, но только раздувает, опаляет крылья и попадает в плен.

*42 - Ср. Цицерон. О гадании. 1.73 (по Филисту): рой пчел в гриве лошади Дионисия предвещал ему тиранию.

*43 - Считалось, что пчелы самозарождаются в трупах быков,- ср. знаменитый миф об Аристее (Вергилий. Георгики. IV.296-314).

birds, tieren, букашки, несёт меня лиса за синие леса, de monstris marinis, it's gey an' easy spierin', Чудо-юдо Рыба-кит, за окном идут молодые львы, lors fut ouy ce mot trinch, here be dragons, snails and puppy-dogs' tails, elephants on parade, мурена

Previous post Next post
Up