Самый знаменитый сонник античности - "Онейрокритика" Артемидора Далдианского

Jan 23, 2018 20:10

Самый знаменитый сонник античности - "Онейрокритика" (Ὀνειροκριτικά) Артемидора Далдианского датируется II веком.

Артемидор Далдианский, надо сказать, был весьма разносторонним прорицателем. Он также написал "Ойоноскопику" (Οἰωνοσκοπικὰ) - работу о предсказании по поведению птиц, ауспициям, и "Хироскопику" (Χειροσκοπικά) - руководство о предсказании по ладони, хиромантии. Но эти произведения не сохранились, зато до нас дошли целиком все пять книг "Онейрокритики". С момента своей первой публикации на греческом в Венеции в 1518 году знаменитый Сонник вновь становится необычайно популярным; люди во все времена одинаковы, европейцы не менее своих античных предшественников желали знать значение того, что им привиделось во сне. Многие и сейчас сверяются с сонниками - дабы принять верное решение, узнать будущее или же просто ради развлечения.



Willem Claesz Heda, Breakfast Table with Blackberry Pie, 1631

Что означает сон, в котором вам приснилась какая-нибудь еда и напитки? Первый пост об "Онейрокритике" посвящен именно этому. Внимание, есть немного "каннибализма", что, по уверению Артемидора Далдианского, [неожиданно] имеет благоприятное значение для сновидца.

И да приснятся вам весенние яблоки, гусятина и пироги без сыра!

65. Говоря о пище, следует ради полнозначного толкования различать сухую пищу и жидкую и не смешивать их значения; поэтому о свойствах сухой и жидкой пищи мы будем говорить по отдельности. Начнем с жидкой.

66. Пить холодную воду - к добру для всех; пить же теплую воду для тех, у кого нет к этому постоянной привычки, означает болезнь или безработицу, потому что теплая вода вещь в природе неестественная.

Пить вино понемногу из небольших чаш и не пьянеть - к добру, потому что, по-моему, очень точно сказано у сократика Ксенофонта:[1] "...вино печали усыпляет, как мандрагора людей, а веселость будит, как масло огонь". Оттого и хорошо, когда снится, что пьешь немного, в меру потребности; пить же много и без меры для всех одинаково бывает причиною многих бед. Поэтому справедливо Феогнидово слово:[2]

Пить сверх меры немалое зло. Но пить с разуменьем -
Это, коль здорово судить, вовсе не зло, а добро.

Я бы сказал даже, что не только самому пить много вина не к добру, но и находиться в обществе пьющих, потому что за выпивкой бывает опьянение, а от него раздор, родитель войн.

Пить мед с вином, мед с соком, мед с водою или вино, настоянное на мирте или еще на чем-нибудь, для богатого к добру, потому что это роскошь, а для бедного к худу, потому что такие напитки ему приходится пить не иначе, как в болезни. Пить уксус означает домашние ссоры, потому что от него сводит рот. Пить рыбный соус означает разложение, потому что в нем нет ничего, кроме гнили. Пить оливковое масло означает болезнь или отраву.[3]

Пить в жажде всегда хорошо. Напротив, когда нечего пить или когда подходишь к реке, источнику или колодцу и не можешь зачерпнуть воды, то это означает неисполнение желаний, потому что жажда есть не что иное, как желание, а питье - утоление желания.

Далее, следует обращать внимание и на сосуды. Золотые, серебряные или глиняные сосуды означают для всех добро и надежную безопасность, потому что золото и серебро прочны, а глина всегда рядом с нами. Роговые сосуды тоже к добру, потому что они старинные и не бьются; стеклянные же не к добру и предвещают опасности, ибо стекло хрупко, и разоблачение тайн, ибо оно прозрачно. Есть также и другое толкование, тоже правильное - что сосуды означают тех, кто подходит с поцелуями; стало быть, если сосуд разобьется, то кто-нибудь из таких родственников умрет, а если человек одинок, то смерть грозит ему самому; я и сам наблюдал такое. Для мореплавателей разбитый сосуд означает крушение. Это старое толкование; а в недавнее время, говорят, часто сбывается вот какой сон. Есть среди сосудов один узкогорлый, недавно выдуманный; так вот, если он разобьется, то это сулит избавление от стеснения и гнета.

67. Переходя к сухой пище, мы начнем с овощей.

Овощи, которые, будучи съедены, сообщают свой запах, означают разоблачение тайн и ненависть окружающих: таковы редька, цикорий, рубленый порей. Овощи, которые очищают и едят сырыми, означают убыток из-за этой утраты лишнего: таков салат и тому подобное. Артишок[4] означает горе, потому что он колючий и с шипами, а также безработицу; потому что он непитательный.



Frans Snyders, Fruit Stall, between 1618 and 1621

Белая свекла, мальва, щавель, конский щавель и лебеда к добру только для должников, потому что они прослабляют желудок и выводят испражнения; а желудок и внутренности у нас подобны взыскателям-заимодавцам. Напротив, корнеплоды, морковь и другие съедобные овощи означают пользу для всех, кроме тех, у кого тяжба за землю - потому что вырывают их из земли вместе с корнем.

Капуста ни для кого не бывает к добру, особенно же она в пагубу трактирщикам, виноградарям и Дионисовым актерам, потому что только вокруг капусты не может обвиваться виноградная лоза.[5] Из так называемых белых овощей репа, брюква и тыква означают несбыточные надежды, потому что они толстые и непитательные; для больных они означают хирургические операции, а для путешествующих - раны от железа, потому что эти овощи едят нарезанными. Огурцы же нарезанные к добру для больных, потому что они оттягивают воду. Дыни (πέπονες) к добру для дружеского и любовного соединения, поэтому употребляют обращение πέπον в смысле "милый", но такой сон не благоприятствует, потому что о расслабленности тоже говорят πέπον.

Есть лук и чеснок не к добру, а иметь к добру. Только для больных лук означает разное. Именно здесь Александр Миндский[6] сильно заблуждался, так и не сумев разобраться; я же скажу так: если больной во сне будет есть много лука, то он выздоровеет, но оплачет кого-нибудь другого, если же будет есть мало, то умрет. В самом деле, кто умирает, тот плачет мало, а кто оплакивает, тот много, потому что проливает слезы долго.

68. Все стручковые овощи - не к добру; исключение - только горох, по причине своего названия (πίσον), означающего убеждение (πειθώ): особенно он благоприятен кормчим и ораторам, потому что кормчих будут слушаться кормила, а ораторов судьи. Бобы молотые и натуральные означают ссору: одни, потому что молотые, а другие, потому что от них бывают дурные ветры; и не только поэтому, а еще и потому, что бобы отлучены от всего праздничного и священного.[7] Чечевица означает горе, а ячменный отвар - усталость, потому что чечевица и ячмень трудно размалываются. Просо, просянка и полба означают нищету и лишения и к добру лишь для тех, кто кормится от народа. Хрящевик и козляк, поскольку съедобны, постольку полезны, но поскольку выращивать их трудно, постольку означают непомерные труды, а для бедняков - болезни. Сесам, льняное семя и горчица к добру только для врачей, остальным же сулят тяжкие труды и разоблачение тайн.

69. Хлеб есть во сне хорошо такой, к какому привык: бедному человеку подобает хлеб непровеянный, богатому провеянный. Если не так, то это не только не к добру, но даже к худу, ибо означает для бедняка болезнь, а для богача нужду. Ячменный хлеб для всех к добру, потому что он, говорят, был людям первой нищей и получен был в дар от самих богов.[8] Крупа пшеничная и ячменная означает то же, что и хлеб, только в меньшей степени.

70. Мясо, когда его едят и готовят, по опыту считается к добру, за немногими лишь исключениями. А именно, баранина означает неприятности и слезы в доме, потому что овцы суть не что иное, как люди.[9] Говядина не к добру, потому что трудно расколачивается, и означает малые заработки, потому что дешево стоит, а для рабов - наказание, потому что бичи делаются из бычьей кожи. Козлятина, судя по опыту, хороша для тех, кто попал в непогоду, потому что коза, χίμαιρα, подобна своим именем непогоде, χειμών, и когда ее режут, то уносит с собою эти бедствия; для остальных она без пользы, а костлявостью своей сулит мелкие заботы. Но лучше всего свинина, и понятно: пока свинья жива, человеку от нее нет никакой пользы, но когда ее зарежут, то нет мяса вкусней,- остальные же твари все лучше живые, чем зарезанные. И вовсе хорошо - видеть, будто ешь свинину жареною, потому что здесь к благополучию прибавляется быстрота в виде огня; мясо, просто вареное, означает такое же благополучие, но не так скоро. Мясо, приготовленное точно так же, но руками поваров, предвещает то же благополучие, но с расходами и не без неприятностей. Совсем нехорошо есть сырое мясо - это предвещает лишиться какого-то имущества, потому что желудок наш не переваривает сырого мяса.



Frans Snyders, Still Life with Fruit, Dead Game, Vegetables, a live Monkey, Squirrel and Cat

Но гораздо лучше всего, по моим наблюдениям, видеть во сне, будто ешь человечье мясо,- если только это не мясо родственника или знакомца, потому что кто ест мясо родственника, тот этого родственника похоронит и сам после съеденного недолго будет жить, ибо это знак великой нужды, которая бывает от войны и голода и которая одна может довести человека до подобной пищи. Ужаснее всего есть мясо собственного сына: это предвещает близкую погибель, кроме лишь тех случаев, когда поедаются те части тела, которыми сын зарабатывает на жизнь: ноги бегуна, руки ремесленника, плечи борца, ибо такой сон обещает сыну прибыль, а отцу от этого выгоду. А есть мясо посторонних людей - к добру, потому что когда люди наживаются друг от друга, то этим в некотором роде поедают друг друга. При этом всегда лучше есть мясо мужчин, чем женщин, и мясо детей, чем стариков.

Есть гусятину и дичь к добру для всех: дичь предвещает выгоду от женщин и от судов (потому что птицы произошли из превращенных женщин или потому, что птицы ласковы, а гуси - от мужчин-хвастунов). Есть мясо всякого зверя тоже к добру: это предвещает выгоду от имущества своих врагов, а каковы эти враги, на то указывают вид и порода поедаемого животного. Об этом я еще буду говорить в разделе об охоте. Есть рыбу тоже к добру, особенно жареную, но также и приготовленную иным образом; нехороша только мелкая рыба, потому что в ней больше костей, чем съедобной мякоти, и это означает не выгоду, а только ссоры с домашними и неоправдавшиеся надежды. Но и о рыбах я буду говорить подробнее в разделе о рыболовстве.

71. Мясо засоленное и просоленное означает промедления и проволочки в делах, потому что солью мясо сохраняется надолго; а во всем остальном- томление и тоску и нередко даже болезнь, потому что от соли мясо мякнет.

72. Пироги без сыра - к добру, а пироги с сыром означают хитрости и козни, так же как и сыр сам по себе. Пироги с толченым сесамом и с медом к добру для всех, особенно у кого дела в суде, потому что в старину медовый пирог был наградою за победу.[10] О других печеньях, какие бывают на праздниках и при жертвоприношениях, толкования нужно делать по смыслу праздника. Что же касается каперсов, оливок, всяких заготовленных впрок овощей, каши с пряностями и тому подобного, то об этом я намеренно умалчиваю, ибо ясно, что к добру это быть не может.

73. Яблоки весенние, сладкие и зрелые, видеть и есть - к добру: это обещает любовные утехи (особенно для тех, кто думает о жене или любовнице), потому что яблоки эти посвящены Афродите.[11] Кислые же яблоки означают ссоры и раздоры, потому что посвящены Эриде. Яблоки зимние, так называемые кидонские, означают горе, потому что вкус у них терпкий.



Willem Claesz Heda, Breakfast Still Life

Миндаль и орехи со скорлупою толстой, тонкой и всякой, которую нужно раскалывать, означают смуту, потому что трещат, и горе, потому что вкус у них горький. Я знал одного человека, пользовавшегося в Греции большим почетом: ему приснилось, что кто-то дает ему орех, он проснулся, и этот орех был у него в руке: а потом, после многих неприятностей, он оказался лишен гражданских прав.

Смоквы в свойственную им нору бывают к добру, а в несвойственную означают обиды и ябеды, потому что ябеда в старину называлась "сикофантством". Кто работает под открытым небом, для тех светлые смоквы означают добрую погоду, а черные - ненастье и ливень, для остальных же смоквы о погоде ничего не предсказывают.

Виноградная гроздь бывает к добру и в пору винограда и не в пору, ибо означает выгоду, обычно - от женщин или через женщин; светлый виноград- явную выгоду, а темный - тайную. Гранат означает раны - по причине своего цвета и пытки - но причине острых шипов, и рабское подчинение - по смыслу элевсинского сказания[12] Персики, абрикосы, черешни и прочие плоды , кроме лишь тутовой ягоды, означают в урочную пору удовольствие и обман, а в неурочную пору - напрасные труды. Тутовая же ягода означает то же самое, что и гранат; а тутовое дерево означает род сновидца, и когда оно в цвету, то это к добру, а когда оно выкорчевано, то это к погибели всего рода. Груши садовые бывают к добру, потому что и при хранении они не портятся и тотчас после сбора годятся не только в пищу, но и на сок: я знаю таких, которые приготовляют из них напиток.[13] Лесные же и дикие груши к добру только для земледельцев, а остальным не сулят ничего приятного.

О каких плодах здесь не сказано, о тех следует судить по образцу сказанного, рассуждая точно так же.

Книга I, Пища (65-73).
перевод М. Л. Гаспарова, В. С. Зилитинкевич

Приятных сновидений!

также по теме:

Сонник мага Астрампсиха

Пифагор и бобы



Willem Claesz Heda (1594 - 1680), Breakfast Still Life with Herring

1 - «Пир», 2. 24.

2 - Феогнид. 211-212.

3 - Потому что масло считалось противоядием (Диоскорид. I. 30. 2).
вернуться

4 - Текст испорчен. Читаем κινάρα вслед за Герхером.

5 - Считалось, что образованию и действию вина мешает сильный капустный запах (Феофраст. О растениях. IV. 16. 6), и поэтому даже виноградные лозы избегают соприкосновения с капустой (Цицерон. О природе богов. II. 120). Греки ели капусту перед выпивкой и после выпивки, чтобы избежать похмелья (Плиний Старший. XX. 84; XXIV. 1).

6 - Александр из малоазийского города Минд, по прозвищу Полигистор - греческий грамматик, историк, естествоиспытатель I в. до н.э. Образование получил в Пергаме, был привезен в Рим в качестве военнопленного и отпущен на свободу. Его сочинения не сохранились.

7 - Известный пифагорейский запрет.

8 - Ср. Плиний Старший. XVIII. 72 (со ссылкой, например, на то, что гладиаторов в старину называли «ячменниками»).

9 - См. ниже Артемидор. II. 12, где овцы уподобляются людям из-за того, что слушаются пастуха, собираются в стада и устремляются к лучшему.

10 - За победу в выпивке (Афиней. XIV. 647 с); ср. реплику «за умение мы снискали пирог» у Аристофана (Фесмофориазусы. 94).

11 - Яблоки считались даром любви - ср. миф об Аконтии и Кидиппе у Каллимаха. Кидонские яблоки (айва) часто имели то же значение - Плутарх. Римские вопросы. 65.

12 - О том, как похищенной Персефоне пришлось остаться у Плутона, потому что она съела в его царстве гранатовый плод (так уже в Гомеровом гимне к Деметре).

13 - Упоминается Плинием Старшим (XIV. 103).

pflanzen, it's gey an' easy spierin', lors fut ouy ce mot trinch

Previous post Next post
Up