ПО СЛЕДАМ ЖИЗНИ
Девушка выходит, автобус же должен следовать дальше. А жаль - в пути молодой водитель уже ухитрился познакомиться с симпатичной пассажиркой
Читка газеты через плечо - старый, известный всем нам, прием
Известный французский историк киноискусства Жорж Садуль, гостя в прошлом году в Польше, сказал, что из всех разделов польского кинотворчества ему нравится больше всего документальный фильм, то-есть та область нашей кинематографии, которая меньше всего известна за рубежами нашей страны.
Садуль прав. Схватить «на горячо» современную жизнь - это совсем нелегкая задача. Польская действительность преобразовывается, изменяется и растет так быстро, что творческие работники находятся в непрестанной погоне за тем, что есть в Польше нового, интересного, свежего. Вот один из многих примеров. В 1952 году режиссер Людвик Перский заснял многометражный фильм, посвященный восстановлению, строительству и будням Варшавы
[1]. Однако уже в 1954 году фильм этот стал почти неактуальным, сохранив только ценность исторического документа. Переменилась жизнь города, в Варшаве появились новые районы и новые стройки, придавая ей совершенно иной характер. И режиссер Перский, желая сохранить хоть на несколько месяцев актуальность своего фильма, должен был произвести дополнительные снимки, отразившие эти новые явления.
Документальный фильм - это не только та область кинематографии, которая ближе всех стоит к современной жизни. Это также область самых передовых творческих экспериментов, давших не раз очень хорошие результаты. Эти эксперименты проводит - как эти всегда бывает - молодежь, самое молодое поколение киноработников, в большинстве воспитанников Государственной высшей киношколы. Их трудом являются фильмы, идущие сегодня в авангарде польской кинохроники; фильмы, стремящиеся показать на экране подлинный облик страны и в то же время найти новый, отвечающий этому облику стиль документальной кинокартины. Среди творцов этих фильмов одно из первых мест занимают молодой режиссер Анджей Мунк и его товарищ по работе и творческим исканиям - Витольд Лесевич.
Начало новаторскому движению в документальном фильме положил фильм Лесевича «Весола II»
[2], являющийся репортажем с одной из угольных шахт. Когда-то режиссер сам столкнулся с работой горняка, что помогло ему глубже, полнее, чем до сих нор, показать труд под землей. В то время, в 1952 году, режиссер Мунк работал над фильмом о железнодорожниках, под названием «Слово железнодорожника»
[3]. Содержание этой кинокартины очень просто: она рассказывает историю поезда, выезжающего со своей базы и прибывающего на конечную станцию. Однако фильм показывает весь сложный механизм, целую сложную организацию железной доро-
[8]
ги, которая должна действовать так, чтобы поезд мог беспрепятственно и во время доехать до цели. В пути поезда не было ничего драматического, с ним не случилось ничего необыкновенного, но весь фильм обладал необычайной силой воздействия, исходящей из показа повседневной самоотверженной работы железнодорожников. В фильме не выступал ни один актер, все персонажи его - подлинные железнодорожники, которые сумели показать себя с проникновенной правдой.
Авторы фильма «Воскресное утро»: оператор Роман Кропат и «притаившийся» за кинооператором режиссер Анджей Мунк. В автобусе не очень-то удобно работать в такой позе
После «Весола II» и «Слова железнодорожника» молодые режиссеры приступили к коллективной работе над фильмом «Звезды должны гореть»
[4]. Это история борьбы за производственный план на трех угольных шахтах. В этом фильме использованы все предыдущие достижения молодых творческих работников: вновь подлинные горняки, играющие самих себя; вновь сравнительно простая фабула, насыщенная, однако, глубоким внутренним динамизмом, и вновь - как в двух предшествующих фильмах - полное использование технических средств фильма, прежде всего звука. Мунк и Лесевич, используя натуральные звуки и шорохи, усиливая их, придают им необычайную эмоциональность, создавая одновременно с действием фильма богатую симфонию звуков шахты. «Звезды должны гореть» - произведение искусства, насыщенное публицистической страстью и огромной правдой жизни, без сомнения один из лучших польских документальных фильмов.
Молодые новаторы не успокаиваются на достигнутом и не идут по той же самой линии. За фильмами «Слово железнодорожника» и «Звезды должны гореть» последовал новый фильм Мунка, мягкий по настроению, веселый и спокойный рассказ о варшавском автобусе
[5]. Из окон автобуса мы видим улицы и площади Варшавы. Внутри автобуса разыгрываются повседневные, короткие бытовые сценки, передающие в меткой и юмористической форме жизнь города. Нитью, связывающей фильм в одно целое, является легко зарисованный, именно выхваченный из жизни, флирт между девушкой-кондуктором и водителем автобуса.
Фильм о варшавском автобусе заснят в натуральных красках, создающих прекрасную цветовую гамму от золота до лазури. Интересно разрешенное цветовое оформление является новым, пожалуй, опять-таки одним из самых значительных достижений польской кинематографии и, в частности, работников польской кинохроники.
Документальный фильм - это самая живая, богатая экспериментами и творческими поисками область киноискусства в Польше. Молодые творцы поколения Анджея Мунка - это авангард нашей кинохроники.
КШИШТОФ ТЕПЛИЦ
Фото Р. ГОЛЬЦА
[9]
Теплиц К. По следам жизни // Польша. - 1955. - №1. - с. 8-9.
[1] „Warszawa: Dokumenty walki, zniszczenia, odbudowy” 1952-1954
[2] „Wesoła II” 1952
[3] „Kolejarskie słowo” 1953
[4] „Gwiazdy muszą płonąć” 1954
[5] „Niedzielny poranek” 1955
Все примечания мои - worowski