Золото и ювелирное искусство этрусков

Oct 29, 2020 08:58


Этрусская цивилизация существовала в I тысячелетии до н. э. примерно на территории современной Тосканы в Италии. Культура этрусков предшествовала римской, оказала на нее значительное влияние, затем была ею поглощена. Сложилась на базе местной )культуры Вилланова и миграций на ее территорию ряда народов в древности. Для древнего искусства этрусков характерны геометрические формы, затем их искусство развивается под влиянием финикийского и греческого. От сиро-финикийцев пришли такие священные символы, как солнечный диск и полумесяц, цветочный дизайн и другие восточные элементы. У финикийцев этруски заимствуют ювелирные техники, в том числе филигрань и зернь, лучшие ювелиры сосредоточены в южных городах - Черветери , Тарквиния, Ветулония . Большую роль в формировании и развитии ювелирного искусства этрусков сыграла развитая торговая средиземноморская система

Горгоны, гранаты, желуди, цветы лотоса и пальмы были индикаторами греческого влияния в этрусских украшениях. Появляется такой вид украшений, как булла - грушевидный сосуд, в который помещали «лабданум», вещество, используемое в парфюмерии и украшали символическими сценами с помощью гравировки. Также в этрусском ювелирном искусстве появляется египетский скарабей, символизировавший удачу. К VI-VII вв до н.э..ювелирное искусство этрусков достигает расцвета. С помощью простых инструментов этруские ювелиры создавали изделия очень высокого уровня. Много украшений создавалось специально для захоронений.





Этрусский амулет, V в. до н.э. Голова Ахелоя. Кулон из этрусского золотого ожерелья, ок. 480 г. до н. Из Кьюзи (Chuisi). Ахелой обычно изображался в виде быка с человеческим лицом, иногда же в человеческом образе с бычьими рогами, рог Ахелоя - аналог рога Амалфем и рога изобилия. Представление о роге изобилия заимствовано из древнегреческой мифологии, в которой он является принадлежностью козы Амальтеи или обратившегося в быка Ахелоя В более древние времена рог изобилия (как и все, что имело отношение к богатству) был связан с Аидом, царством мертвых. Рог изобилия принадлежал богу богатства Плутосу. Не случайна языковая близость имен Плутоса ( Πλοῦτος ) - бога богатства в древнегреческой мифологии и Плутона ( Πλούτων ), владыки царства мертвых. В своей ранней форме Плутос, как и Плутон, связан с Персефоной. В элевсинских мистериях Плутос и Плутон отождествлялись. Последний мыслился обладателем несметных подземных богатств

Зернь (гранулирование) - украшение гладких золотых  поверхностей узорами из микроскопических гранул золота.  Эта техника была изобретена в Месопотамии в третьем тысячелетии до н. э. и впоследствии распространилась в  Анатоли, Сирии, Египте, на Кипре и в микенской Греции . Распад цивилизаций бронзового века привел к исчезновению подобных изящных искусств в Греции, но они выжили на Ближнем Востоке, и оттуда они вновь попадают в Грецию в IX веке и перенесены в Италию во второй половине VIII века ,Филигрань - это создание сложных узоров из тонкой крученой проволоки, в основном из серебра и золота, а также из других видов металлов.



По сути, у этрусков не существует такого понятия, как 24-каратное золото. Широко применялось комбинирование металлов, поскольку чистое золото слишком мягкое, почти как воск. Чтобы получить драгоценности, способные выдержать испытание временем, этруски должны были соединить свое золото с другими металлами.

С этой целью чаще всего использовали медь. Большинство этрусских ювелирных украшений - 18-каратное золото, варьируется - до 15 карат.  18-каратное золото намного прочнее и тверже, чем 24, а 15-каратное гораздо прочнее и «тяжелее», чем 18-каратное. Некоторые украшения гробницы Реголини-Галасси были слишком тонкими и большими чтобы их можно было носить, в то время как более прочные и менее золотые украшения можно было носить при жизни. Этруски также отливали украшения с помощью каменных форм.



Колье из Руво, V в до н.э. Неаполь, Археологический музей

Среди ювелирных украшений, найденных в могилах архаического периода, были большие серьги с дисками. Вероятно, это было тенденцией того времени, поскольку они были найдены в нескольких гробницах. Сережки такого типа изначально были ювелирным украшением лидийского типа и стали модным трендом в архаичный период, когда сильно распространилось восточно-греческое влияние (во второй половине VI в. до н. э) Серьги типа Valise в основном делали в Vulci и они были очень широко распространены. Тяжелые подвески стали модными, также как и цветочные элементы в ближневосточном и средиземноморском  стиле.

Фибулы в архаичный период стали более искусными.  В эпоху Вилланова они были в основном бронзовыми. Но постепенно они превратились в настоящие ювелирные украшения.

К сожалению, классическая эпоха была периодом кризиса для этрусков. В течение V века в этрусском ювелирном искусстве наблюдается спад. Филигрань и зернь постепенно исчезают. Другие, такие как repoussé, используются для украшения тонких погребальных лент, ожерелий и медальонов (или булл ). В этот период в моду входит другой вид серег - в форме виноградной грозди. Такие серьги закрывали все ухо, иногда свисали до шеи.

В архаичный период чем больше украшений - тем лучше. Большие висящие серьги, длинные ожерелья и тяжелые подвески или буллы были в моде и их носили как мужчины, так и женщины. Женщины были в большой степени украшены и носили большие диадемы , браслеты и кружева, спирали для волос , тяжелые серьги в форме гроздей винограда, большие тяжелые подвески (их также носили мужчины и дети).

Эти украшения юыли в моде на протяжении всего 5-го и 4-го веков. Ожерелья были парными. Будут носить большие ожерелья с разными бусами и еще одно с большой подвеской. Серьги с длинным овальным кулоном и подвеской меньшего размера были также распространены в этрусской общине. В начале 3-го века ожерелья из бисера и буллы остаются популярными, как и торсы, которые представляли собой кольца цвета волос или перья вокруг шеи. В конце классической эры все более популярными становились украшения для тела становились все более и более популярными, они сочетались с другими артефактами, такими как обувь, зеркала и т. д.

Все эти стили оставались популярными на протяжении всего эллинистического и римского периодов. В период эллинизма ювелирные изделия характеризует технический упадок и чрезмерно сложные формы. Они очень распространены, для них характерен унисекс. На изображениях женщины часто изображались только в тапочках и с ожерельем. Тяжелые ожерелья классической эпохи замененяются нитями из бисера.

В 2013 году из Этрусского музея в Вилле Джулия были похищены ювелирные украшения. Кража имела "русский след", но год назад все похищенное вернулось в музей. В основном грабителей заинтересовала коллекция Кастеллани, в состав которой входили старинные украшения VII в. до н.э. и украшения XIX века, выполненные семьей ювелиров Кастеллани по мотивам древних украшений. Об этом пишет il_ducess здесь





отсюда



Ожерелье XIX века на основе старинных украшений из коллекции Castellani.
Национальный этрусский музей Вилла Джулия

Источник
Кредит ...Национальный этрусский музей Вилла Джулия

О происхождении этрусков Александр Бутягин

image Click to view



Источник

символика, золото, история украшений

Previous post Next post
Up