Камень Чинтамани и Н.К.Рерих

Aug 18, 2018 09:00

В жизни и творчестве Н.К.Рериха особое место занимает образ священного камня, воплощающего высшую мудрость. Этот камень известен разным культурам. В буддизме он носит название чинтамани - драгоценный камень мысли. Символизирует духовные сокровища, которыми может овладеть просветленный ум. В буддизме Чинтамани входит в 7 символов царя-покровителя буддийского закона Чакравартина (в переводе с санскрита - вращающий колесо праведного проявления). На иконах-тханках его изображают на спине белого или бледно-серого коня. Такое изображение нанесено на тханку Шамбалы, которую Рерихи провезли по маршруту Центральной-Азиатской экспедиции в 1924 - 1928 гг.

В своей книге "Сердце Азии" Н.К.Рерих писал:  "Великий Тимур владел этим камнем. Камень обычно приносится самыми неожиданными людьми. Тем же неожиданным путем в должное время исчезает, чтобы опять появиться в сужденный срок в совершенно другой стране. Главная часть этого камня находится в Шамбале. Лишь небольшой кусок его выдан и блуждает по всей земле, сохраняя магнитную связь с главным Камнем".



фотографии из музея Рериха в Москве, сделанные в 2015 г









Портрет Е.И.Рерих, С.Н.Рерих, портрет хранится в музее Рериха в Нью-Йорке

На портрете, как и на предыдущих, изображен старинный ларец, в котором хоанился камень Чинтамани.Левая рука Елены Ивановны лежит на подлокотнике кресла. На руке серебряный браслет и кольцо простой формы, предположительно с нефритом. Похожее кольцо мы видим на руке Николая Константиновича Рериха, на его портрете в полный рост в костюме ламы, который экспонируется в Музее имени Н.К.Рериха в Москве. Кольцо - «символ подтверждения» ученичества, кольцо Учителя. На запястье правой руки Елены Ивановны - металлический (серебряный) браслет с символикой троеточия. На шее - тонкая ниточка бус из сандала.



Священный ларец, Рерих, 1928 Отсюда

На переднем плане картины изображен старинный ларец, под ним ткань с рисунком. Предметы расположены на возвышении, покрытом темным бархатом. На русских иконах так изображали Новый Завет. Вокруг ларца - 5 самостоятельных сюжетов, объясняюих смысл явления. За ларцом рисунок, создающий впечатление свечения. По бокам фигуры в восточных одеждах, держащие в руках чаши с огнем. В нижних углах картины в ореоле света изображены - справа многогранник, слева - птица.

Чинтамани был прислан Рерихам 6 октября 1923 г. в Париже в простом посылочном ящике. Он был завернут в вышитую материю и помещен в кожаный ларец. Этот ларец и ткань изображены на картине С.Н.Рериха "Священный ларец"



Н.К.Рерих, Белый камень, 1933 отсюда

Азиатские легенды рассказывают о белом коне Химават, который носит на себе огненную ношу - великий камень Чинтамани. Коню Химавата подобен монгольский белый конь Эрдени Море, также несущий на седле  драгоценный камень мудрости - из сборника "Врата в будущее", 1935. У тибетцев священный камень носит имя Норбу Римпоне. Камень Чинтамани - в индуистской и буддийской мифологиях магический кристалл, исполняющий желания. Многие хотели бы завладеть им, но он приходит только к тем, кто высок духом и чист сердцем, кто ради блага людей готов на подвиг и самопожертвование



Сокровище мира, Н.К.Рерих, 1924, отсюда

Белый конь без всадника, везущий на спине Сокровище, является одним и самых распространенных образов мифологии народов Центральной Азии. Белый конь с Чинтамани на спине изображен на сотнях и тысячах тибетских молитвенных флагов, развевающимися над опасными перевалами Гималаев - этот конь спешит на помощь путникам На картине Н.К.Рериха белый конь несет на спине знак трех сфер. Этот знак, избранный Рерихом  для Знамени Мира, принадлежит к числу древнейших символов человечества, известен еще с эпохи неолита. Он встречается в самых разных  культурах, философских системах. В христианстве это Троица,  в буддизме  - Триратна (Будда, его Учение и его Община).

Н.К.Рерих писал: Чинтамани - древнейшее представление Индии о счастье мира - содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете его изображение. На знаменитой картине Мемлинга ясно виден этот же знак, на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские неут на себе этот же знак... на гербе Самарканда... на старинной иконе Св.Николая в Баре, на тибетских перстнях, на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий...



Ганс Мемлинг, Поклонение Христу



Маттео Джованни. Мадонна с младенцем и двумя ангелами, фрагмент XV в.



Храм Неба, Пекин, XV в.



Керамический кувшин о.Санторини, Греция, VII в

Еще фото в статье Спириной Н.Д. здесь
и в статьев журнале Восход, стр 6 здесь









Авалокитешвара - бодхисатва, вплощение бесконечного сострадания всех будд. Одна из форм его проявления - чинтамани-чакра. Воплощением Авалокитешвары считается Далай-лама, который регулярно проводит инициации Авалокитешвары. Другие его санкритские эпитеты - Падмапани (держащий  лотос) и женская ипостась - Манипадма (держащая драгоценность и лотос). В восточноазиатском буддизме бодхисатва Авалокитешвара ассоциируется с женским проявлением под именем Гуань Инь в Китае и Каннон в Японии, которые являются одними из самых почитаемых представителей буддийского пантеона.

Один из главных атрибутов Авалокитешвары - шестисложная мантра Ом мани падме хум) Он белого цвета и имеет различные аспекты проявления. Первые две руки сложены вместе у сердца в жесте, умоляющем всех Будд о заботе и поковительстве над всеми живыми существами и избавлении их от страданий. В них он держит драгоценность, исполняющую желания - символ бодхичитты. В другой правой рукое - хрустальные четки, символизирующие его способность освобождать всех существ от сансары через практику начитывания шестисложной мантры Ом мани падме хум. В правой руке он держит стебель синего лотоса утпала, символизирующего его безупречность и сострадание. Полностью расцветший цветок утпала и два бутона показывают, что сострадательная мудрость Авалокитешвары пронизывает прошлое, настоящее и будущее. На его левое плечо наброшена шкура дикого оленя, символизирующая добрый и нежный характер сострадательного бодхисатвы.

Камень крупным планом отсюда







Росов В.А.: «Знаменательное событие произошло незадолго до отъезда из Франции. 6 октября 1923 года в дверь гостиничного номера отеля «Лорд Байрон», где остановились Рерихи, постучали. На пороге стоял служащий одного из парижских банков «Банкерс Траст». Он доставил посылку, которую принял Юрий Рерих. В обычный деревянный ящик был запакован ларец. На нем проступало изображение причудливых фигур - силуэты мужчины и женщины, священные зимородки и четыре готические буквы «М» по самому краю. А внутри находился чёрный аэролит… Полагают, что более столетия он хранился в Париже, в одном тайном обществе, специально созданном, чтобы оберегать сокровище. В 1920-е годы возглавлял это общество знаменитый французский режиссер Жан Кокто».

- Кто принёс посылку?
- Птицы приносят, не надо много говорить, ибо много гончих по следу. Прирасти дайте гостю к дому». (6.10.23)«…Учитель положил видеть ковчег на горе Алтая. Учитель настойчиво просит сохранить тайну до срока. Учитель любит дух другой у Камня. Учитель просит не раскрывать ковчег часто». «До завтра не трогайте Камня руками. Через ткань можно, но вынимать не нужно».

Наконец, последний вопрос - куда делся и где сейчас находится камень? Никто не знает, но более развернуто на этот вопрос отвечает Беликов П.Ф. "Рерихи: опыт духовной биографии" здесь

"...Как уже отмечалось выше, Рерихи не хранили Камень у себя дома. Ларец Камня запечатлен Святославом Николаевичем в портретах Елены Ивановны, Николая Константиновича и на отдельной картине. Николай Константинович изобразит Его на полотнах “Сокровище мира”, “Чинтамани”, “Держательница Мира”. В триптихе “Фиат Реке” изображен сам Камень в Руках Владыки. Имеется фотография открытого Ларца с покоящимся на вышитой ткани Камнем. Она относится к 1923-24 годам..."

Источник, еще здесь, также Википедия
О Гуань-Инь писала здесь

Здесь пост о музее Рериха в Санкт-Петербурге,
здесь - о музее в Москве
Сайт музея Рериха в Нью-Йорке здесь
Николай Рерих "Эрдени Мори"

image Click to view



Николвй Рерих.Зов Шамбалы

image Click to view



Фильм Дмитриевой о Рерихе и его картинах "Жемчуг исканий"

image Click to view



символика, камни, музеи, богини

Previous post Next post
Up