Интересную информацию обнаружила у
rus_sumer. Оказывается Гугл создает гигантскую цифровую библиотеку, уже оцифровано 78 миллионов книг из 114. Можно в поиск ввести любое интересующее вас слово - откроется полный каталог книг, где оно встречается (вначале график, потом выбрать временной период). В том числе на русском языке. Если так дальше пойдет - добавятся архивы и т.д - источниковедческие базы можно будет на любую тему собрать в два щелчка). Космос. Ссылка
здесь Я проэксперементировала с любимым словом "тролль" и попала на "Русские народные сказки" А.Н.Афанасьева, издание 1863 года, где и застряла надолго. Попала на то место, где Афанасьев сравнивает норвежскую сказку про старую высокую ведьму Trollweib с головой подмышкой и мешком за спиной, которая хотела съесть мальчика, с нашей бабой Ягой. Афанасьев считал, что это отголоски памяти о древних человеческих жертвоприношениях. Ссылается на соч.Спезневскаго Исследования языческого богослужения древних славян. В сказках, где змей уносит и прячет прекрасную златокудрую царскую дочь, - заключены древние легенды о похищении девы - солнца (богини, должно быть), которую отправляется вызволять богатырь, владеющий волшебным мечом, сам бог грозы и молний Перун. Он проникает в мрачные подземелья, выпивает там сильную воду и поражает змия - разбивает тучу молнией, проливает на землю дождь и выводит из змеиных пещер деву-солнце. Прямо-таки легенда о японской Аматерасу, писала о ней и ее бусине
здесь.
Как-то у меня был порыв перечитать сказки Афанасьева и я думала на эту тему, выяснив, что вместе с Тютчевым в Московском университете учился Максимович М.А., фактически первый наш фольклорист, а также этнограф, филолог, исследователь русского и украинского языков. А Афанасьев был женат на дочери Тютчева. Это я к слову. Божественные филологи) Все перемешалось и взывало к моему вниманию) Но книжки под руками не оказалось) Афанасьев пишет о важности сказок во введении и приводит в пример Германию, где были тщательно собраны и изданы не только свои сказки, но и сказки других народов. Любовь к отеческим богам логически привела к рождению великого тролля Вагнера) Я знаю, что очень трепетно относятся к своим троллям в наше время в скандинавских странах. Щедро раздаются гранты на изучение фольклора.
Художник Теодор Киттельсен
А ведь мы своих троллей не сохранили. Знаем только домовых, да немного про чуров и про чудь - поскольку местами чудь ассимилировалась славянами они стали и нашими героями))
Афанасьев сказки не просто собирал - он их анализировал и сравнивал со сказками других народов. Высказал мысль о существовании индоевропейского пра-эпоса, сходство сказок и мифов особенно прослеживается у народов, состоящих в близком племенном родстве - в славянских, литовских и немецких сказках. В.Пропп отмечал, что А.Афанасьев не корректировал текст, в отличие от братьев Гримм, и приводил варианты одной сказки)
Еще процитирую. Поверья и предания, встречаемые в сказках, говорят о старинном доисторическом быте славянских племен, олицетворенные стихии, вещие птицы и звери, чары и обряды, таинственные загадки, сны и приметы - все послужило мотивами, из которых развился сказочный эпос, столько пленительный своею младенческою наивностью, теплой любовью к природе и обаятельной силой чудесного.
Чем не рельеф Берни?
Могучие силы и поразительные явления природы, призванные в эпоху язычества за богов, в следствие обычного развития древних верований воплощались не только в птиц и зверей, но и в антропоморфические образы, и сблизившись мало-по-малу с человеческими формами и свойствами, снизошли, наконец со своей недосягаемой высты на степень героев, доступных людским страстям и житейским тревогам и породили богатырские сказания, повествующих о их чудесных подвигах. Таковы все герои финской Калевалы и греческие полубоги, таков наш змей-горыныч, который в былинах является уже богатырем, хотя и сохраняет все атрибуты огненного змея (молниеносной тучи),таковы в народных сказках великаны и богатыри, удерживающие даже свои стихийные названия: Вихорь, Гром, Град. Эти сказочные герои усвоили себе то страшное могущество, какое принадлежат силам природы, и получили громадные, соответствующие этому могуществу размеры, само слово богатырь (от слова бог через прилагательное богат, сравни латинск. deus, dives, dious от корня div - блистать, светить, откуда и наши баснословные дивы) означает существо, наделенное высшими, божескими качествами... ))
Другой ряд народных сказок в таких же пластических образах изображает годовое обращение этого светила. Невеста-земля, в полном цвете и роскоши своих летних уборов, вдруг под влиянием чар злой колдуньи-зимы превращается в камень и засыпает долгим непробудным сном, во всем ее царстве жизнь приостанавливается и как-бы застывает до тех пор, пока жаркий поцелуй молодого царевича - весеннего солнца не разбудит красавицы для любви и общей радости. Пробужденная невеста вступает в брак с светозарным царевичем и земля начинает свои роды.
На содержании сказок сказалась эпоха великой борьбы христианских идей и язычества. Многие древние предания были подновлены, но из-под этих подновлений до сих пор сквозит дохристианская старина.
Более современные исследователи в сказках про бабу Ягу и других подобных видят ритуалы инициации, в которых герой перерождается - умирает и рождается в новом качестве)) Поэтому избушка входом повернута к другому миру и поэтому же она на курьих ножках - как хтонический персонаж) Напрашивается параллель с
рельефом Берни - там у богини тоже птичьи ноги и крылья, что говорит о том, что она летает, как и баба Яга на своей ступе. А ходить баба Яга не умеет - у нее нет ног))
Про троллей писать люблю) например
здесьИсторические корни русской сказки, Пропп
здесь и
здесьМорфология сказки
здесьПодборка лекций от университетов мира
здесь Обряды перехода, Д.А.Баранов
Click to view
Ночь на лысой горе, мультик на музыку Мусоргского
Первоначально композитора привлек сюжет драмы Ведьма Г.Ф.Менгдена) Мусоргский очень тщательно изучал описания шабаша в различных источниках, чтобы изобразить как можно точнее) Почему в мультике действие перенесено на небо - ума не приложу)
Click to view
А это альтернативное мнение о бабе Яге
Click to view
Click to view
А может быть она такая? Подземный мир с участием НагаСиты и Мечтховела ...
Click to view