Детективное расследование или история трех японских слов. Часть 2.

May 02, 2011 15:53

Одним из самых известных людей в сети, связанных с японской поэзией является Граф Мур:
graf-mur. Этот человек содержит бесчисленное множество штук пять очень серьезных сайтов, посвященных различным сторонам вопроса (в основном хайку). Насколько я знаю, он модератор ряда сообществ, находится в числе главнокомандующих, от которых зависят Командные Ренги, выпуски вполне даже живых бумажных альманахов и т.п., и т.д.
Графа Мура можно считать знатоком вопроса, хотя он отпирается обычно.
Одним словом, неудивительно, что я обратилась к Графу с вопросом про кёку.
Он направил меня по следам не менее удивительных людей, которых он рекомендовал как еще больших знатоков вопроса. Это Тайша taysha и Петрович petrovich_dk, о которых я лично тоже много наслышана (но, естественно, не нарываюсь на контакты, ибо кто оне, а кто я?)

Но в этот раз, пользуясь, наводкой Графа Мура, я стукнулась к обоим и один из них - Тайша - уже дала мне комментарии по поводу кёки.
С ее любезнейшего разрешения, я перепечатаю ее ответ.
Итак, Тайша

«Безумные стихи» (кёка)

«Безумные стихи» (кёка) - пятистишие в комическом стиле. Что-то вроде сенрю в пять строк: сатиричное, остроумное, актуальное.
Существовало в развитом виде уже в 13 веке. Параллельно и в альтернативу серьезной танка - вака. Кёка писали для увеселения гостей, для отдыха и т.п. Самая первая антология, которая известна - "Шуточные стихи о ста сортах вина", 14 век. Для кека характерна пародия на известные вака, использование каламбуров, игра слов. И вообще оно родилось в "высшем свете", среди самураев и зажиточных купцов, знакомых с традиционной вака и высмеивавших классику, мимоходом подчеркивая знание ее.
А вот собственных тем кека порой недоставало... Хотя и просто жизнь, социальная и политическая, попадали в фокус кека. Вот, например, одна:

Говорят, у нас
в этом мире два врага -
вино да любовь.
Только и мечтаю я
ближе тех врагов узнать!

Увлекались кека и Тэйтоку, важная фигура в развитии хайкай, и Хокусай, известный художник, который даже выпустил книгу со своими иллюстрациями к сборнику "безумных танка".
Как самостоятельный жанр кёка были формально признаны с выходом очень подробной сборной антологии кека за несколько веков и современных кека, составленной учеником Тэйтоку, будд. священником Гёфу. А одним из первых ярких фигур поэзии кёку (и профи в этом жанре) считается Нагата Тэйрю, тоже один из последователей Тэйтоку. Он, кстати, как-то дал определение поэзии кека: "Это как будто ты одет в богатый наряд, подпоясанный грубой веревкой" - типа того. Т.е. прежде всего кека служила - пародии на что-то утонченное, высмеивала ее. В таком виде кека дожила аж до 20 века! Среди ее стронников появился обычай - обмениваться новогодними гравюрами (суримоно - ответвление школы укие-э).
Но была еще одна школа кека - эдосская, основателем ее был Гатей (18). Этой школе была присуща большая аристокртичность. И все же и их стихи были далеки от вака в своей манере...

Еща одна из интересных "фигур" этого жанра - т.н. странноватый неудачник-врачеватель и поэт Тикусай, нарицательный, вымышленный персонаж, о котором пишет Басе в одном из своих трехстиший:

Зимняя вьюга.
Как Тикусай безумный
В лохмотьях брожу.

или:

Мне невольно пришёл на память мастер «безумных стихов» Тикусай

«Безумные стихи»… Осенний вихрь…
О, как же я теперь в своих лохмотьях
На Тикусая нищего похож!

Ну и Норштейн как раз и придумал встречу Басе и Тикусая в первой строфе многонациональной мульт-ренку Зимние дни". (http://norshtein.livejournal.com/52208.html)

А вот что писал Штейнер о кека: "Поэзия кёка (букв. «безумные стихи ») - такой же характерный феномен позднегородской японской культуры, как и Кабуки с Ёсиварой. Сохраняя старый классический размер танка, кёка отличались от нее новыми демократическими темами, подчас грубоватым юмором, рискованными аллюзиями, значительным расширением традиционного поэтического словаря. Это был голос новых культурных сил эпохи заката тысячелетней традиции, и, чтобы адекватно выразить себя, эти новые силы должны были поставить себя в позицию умеренной фронды по отношению к установленным канонам. Они декларировали демонстративное опрощение и отказ от старинных условностей, но в этом упрощении было немало своих собственных сложных словесных игр и второго уровня смысла, доступного далеко не всем. Веселая, остроумная, интеллектуально соревновательная, с привкусом заговорщицкой оппозиционности атмосфера собраний членов поэтических кружков типологически напоминает так называемые московские кухни или клубы самодеятельной песни эпохи советского застоя."

В завершении мне бы хотелось поблагодарить Тайшу за столь исчерпывающий и оперативный ответ, а также за разрешение на публикацию. И не только от своего имени, но и от имени остальных любопытствующих :)
Спасибо!!!

В виде послесловия. В Рунете есть целое сообщество хайдзинов, так или иначе друг друга знающих. Они многое делают для распространения японской культуры на русскоязычной территории (назовем это так, поскольку далеко не все они живут и являются гражданами России). Приведу некоторый список адресов по теме, который есть в Рунете (не полный конечно):
Хайкупедия http://www.haikupedia.ru/
Аромат Востока http://graf-mur.holm.ru/
Хайдзин.рф http://Хайдзин.рф/
Хайку до http://www.haiku-do.com/
Третий всероссийский конкурс хайку http://haiku3.ru/
(Это, между прочим, сайты Графа Мура)
upd Поправка. Про ВКХ - это сайт Шимизу

ЖЖ-сообщества на тему хайка, сенрю, хокку и прочее:
http://kritika-haiku.livejournal.com/
http://sen-ru.livejournal.com/
http://free-haiku.livejournal.com/
http://ru-haiku.livejournal.com/
http://ru-hokku.livejournal.com/
http://azbuka-haiku.livejournal.com/

информация, удивительное, Япония, хайку, ссылки, поэзия, я, японская поэзия, японская жизнь, японская культура, вокруг света, японские традиции, японский язык, японское искусство, китайский язык, история, история Японии, исследования

Previous post Next post
Up