Ссылка на рецензию на сайте "Вокальный мир":
http://vocalworld.ru/note.html?20180622003102
20 июня в Малом зале Консерватории состоялся один из лучших концертов уходящего сезона, посвящённый столетию со дня рождения солистки Большого театра Ирины Ивановны Масленниковой. Необыкновенно чарующе звучали двенадцать волшебных голосов учениц певицы, одиннадцать сопрано и одна меццо-сопрано. Также в концерте приняли участие тенор и баритон. Трёх певиц я ранее слушал невообразимо много раз, особенно, конечно, бесподобную Оксану Лесничую, выступления всех остальных солистов и солисток, кроме одной, тоже прежде уже посещал, однако достаточно давно. Такого фейерверка эмоций от пения сразу многих потрясающих сопрано за один вечер на моей памяти не было уже более двух лет. Певицам и певцам аккомпанировали концертмейстеры Ирина Соловьёва, Алексей Луковников и Георгий Мигунов.
Несомненно, лучше всех пела одна из моих самых любимых певиц Оксана Лесничая, выступившая с двумя своими коронными произведениями в оперном и романсовом репертуарах - сценой и легендой Лакме и знаменитым "Соловьём" Алябьева, а также в красивейшем дуэте Лакме и Маллики (с Александрой Ковалевич). Изумительный голос Оксаны лился инструментально чисто и естественно, завораживая исключительной мягкостью и естественностью звучания и неописуемо глубоким и неповторимым тёплым тембром. Объёмный и округлый звук обволакивал без малейшего напряжения. Все сложнейшие пассажи, в том числе, стаккато, были исполнены одновременно удивительно наполненным звуком и с блеском и крайне редкой филигранной точностью. Благодаря и мягкости голоса, и его окраске, и вокальной технике эту арию прекрасная Оксана спела ещё более ярко и удачно, чем когда-либо раньше. В романсе Алябьева звук обрёл более лёгкий и светлый оттенок и восхитительно переливался в соловьиных трелях. Также в цветочном дуэте, который я обожаю с 2009 года, я просто слушал и наслаждался волшебной и ни на чью не похожей окраской звука. Нежный и летящий голос Оксаны очень красиво переплетался с густыми обертонами Александры.
Одна из моих любимых певиц Елена Семёнова великолепно исполнила редкую и сложную арию Доринды из оперы "Орландо" Георга Фридриха Генделя и арию Люси из оперы Джанкарло Менотти "Телефон". Яркий, мощный и совершенный голос Елены звучал ровно, связно и отточенно, очаровывая сочным тембром такого приятного солнечного оттенка. Очень понравились и кантилена, и колоратурная техника. Елена пела чуть более лёгким звуком, чем на концерте "Опера-найт" 29 декабря, но и очень люблю и плотные, и летящие голоса. Жду с нетерпением премьеру постановки оперы "Орландо" в Геликоне. Ария из "Телефона" также была исполнена впечатляюще артистично, чистым и мягким голосом. Брависсима!!!
Лилия Гайсина вышла на сцену с двумя очень разными произведениями - романсом Рихарда Штрауса "Завтра" и арией Эльвиры из оперы "Пуритане", включающей два куплета кабалетты. В Штраусе полётный и парящий голос певицы замечательно зависал в воздухе на мецца воче и пиано. Очень прочувствованно прозвучало это интереснейшее вокальное сочинение. Музыка арии Эльвиры, в том числе, в быстрой её части, чарующе лёгкая и прозрачная, как и во всех операх Винченцо Беллини, кроме моей самой-самой любимой "Нормы". И прекрасный голос певицы, сильный и яркий, но при этом почти невесомый, удивительно тонко сочетался с музыкой. Кабалетта также прозвучала очень аккуратно и технично.
Юлия Яшкулова замечательно исполнила Прощание Чио-Чио-сан и монгольскую народную песню "Посвящение родителям" (вместе с баритоном Бадралом Чулуунбаатаром) потрясающе крепким драматическим голосом чарующе глубокой окраски, плотно охватывающим слушателей, очень эмоционально, с огромным динамическим диапазоном и продуманным разнообразием оттенков. На мой взгляд, по сравнению с концертами сезона 2014/2015 прекрасный голос Юлии стал ещё более сочным. Баритон тоже понравился благодаря густому и насыщенному звуку в верхнем и среднем регистре.
Александра Ковалевич, знакомая мне по конкурсу меццо-сопрано памяти Федоры Барбьери в 2012 году в Питере, была великолепна в двух, пожалуй, самый известных ариях для этого типа голоса - Хабанере и третьей арии Далилы. В начале арии Александра неожиданно появилась не на сцене, а в зале, из главного входа, и оба куплета почти целиком спела, проходя между поклонниками вокальной музыки. В Хабанере плотный, округлый и сфокусированный голос певицы наполнился жгучими красками, наилучшим образом подходящими для образа Кармен. А в Далиле, моей самой любимой арии для меццо-сопрано, глубокий и обволакивающий звук завораживающе связно тянулся в воздухе почти до бесконечности. Очень эффектными получились верхние ноты, плотным, ярким и мягким голосом. Александра более чем выразительно, все чувства каждой оперной героини очень точно передавались именно манерой звучания. Брава! Также меццо-сопрано выходила на сцену в дуэтах, о которых я рассказываю отдельно.
Наира Асатрян исполнила вальс Джульетты Гуно и армянскую народную песню "Ласточка" поистине ангельским голосом светлого и чистейшего тембра, с искренними эмоциями, наполнившими ровный и совершенный звук, и впечатляюще аккуратными пассажами стаккато.
Светлана Кухнова, запомнившаяся мне по событиям весны и лета 2013 года в Консерватории, особенно благодаря "Поцелую" Ардити, выступила в роли ведущей вечера, а также открыла концерт двумя вокальными номерами - первой арией Снегурочки и романсом Рахманинова "Маргаритки". Певица продемонстрировала тонкое чувство стиля каждого произведения, глубокую продуманность интонационных нюансов и лёгкий и звонкий, как колокольчик, и одновременно тёплый оттенок звука. Инструментальный голос очень чётко, с блеском переливался мелкими нотами в Снегурочке, так же, как и пять лет назад в этом же зале в "Поцелуе". Как ведущая Светлана мне тоже очень понравилась, её голос, как и у подавляющего большинства певиц, очень приятный благодаря мягкости и тембру, даже когда она просто говорит. А когда Светлана поёт, окраска и отточенность звука просто повергают меня в восторг.
Очаровательная Светлана Мареева, которую я слышал впервые, сначала представила очень редко исполняемое сочинение известнейшего композитора - большую арию сопрано из Большой мессы до минор Вольфганга Амадея Моцарта. Светлый лирический голос нежно и связно тянулся в длинных и связных фразах и по ходу арии наполнялся всё более глубокими и чарующими обертонами. В сложном романсе Рихарда Штрауса "Цецилии" певица безупречно контролировала звук, моментально ставший более плотным.
Мария Сёмочкина выступила с ариями Розины и Маргариты с жемчугом. Я прежде слушал Марию в этом же зале в 2012 году, когда мне очень запомнились любимая каватина Норины и вальс Джульетты. Теперь замечательный голос певицы стал более крепким и обволакивающим, что создало очень интересную интерпретацию Маргариты. Тёплый тембр и густой звук прекрасно подошли к музыке. Также обе арии прозвучали удивительно эмоционально.
Об Ольге Гуряковой я читал ещё в начале 2000-х годов, и Ольга была одной из первых певиц, которую спустя приблизительно семь лет я увидел в афишах после начала любви к Музыке - в связи с исполнением заглавной партии в спектакле "Летучая мышь" (на котором в постановке МАМТ СНД я так и не побывал), а к любви к опере я пришёл через любовь к оперетте. Позже мне довелось слушать Ольгу три раза, и именно нынешнее выступление стало, несомненно, наиболее удачным из этих трёх. Ольга очень прочувствованно исполнила выход Елизаветы из моей любимой оперы Вагнера "Тангейзер" и арию Тоски и оставила сильное впечатление благодаря очень достойному владению голосом и интересно окрашенному тембру.
Дарья Зыкова очень ярко спела и сыграла Адель, а также вышла на сцену в Баркароле Оффенбаха с Александрой Ковалевич. Очень красиво слились голоса в финале произведения в длинной ноте на пианиссимо.
Завершали концерт Лариса Рудакова и Роман Муравицкий, выступавшие с романсом "Весенние воды" Рахманинова и неаполитанской песней "Рассвет" Леонкавалло соответственно, а на бис прозвучала "Застольная" из "Травиаты", в которой вместе с тенором солировала Дарья Зыкова, а все остальные участницы вечера исполнили партию хора.