После совершенно феерического "Евгения Онегина" любимая "Новая Опера" преподнесла поклонникам ещё один прекраснейший подарок - величайшую комическую оперу всех времён не просто с самым лучшим составом за всю историю постановки, но вообще без хотя бы чуть-чуть слабых звеньев. Вообще, всегда по возможности должны быть такие составы. Всеми исполнителями были восхищены и слушатели, многие из которых кричали "Браво" и после арий и дуэтов, и на финальных поклонах, и администраторы театра. Очень понравился мне мой любимый дирижёр Василий Валитов, который уже далеко не первый раз на очень высоком уровне вёл спектакль от начала и до конца и всегда был внимателен к солистам, может быть, в увертюре и была одна совсем небольшая неточность, но любые недостатки, о которых я пишу сегодня, оооочень незначительные и совершенно тонут в изумительных впечатлениях, не имея никакого значения. Замечательно получилась сцена грозы, которую я просто обожаю, и не менее любимая увертюра тоже. Хор был тоже, как и обычно, великолепен.
Мне показалось, что в постановку теперь внесены некоторые нововведения (простите, пожалуйста, если вдруг всё это было раньше - значит, я не замечал, потому что плохо видел, пока не заказал летом новые очки для того, чтобы лучше видеть крымскую природу). Вроде бы раньше не было такой гротескной сцены передачи денег Фигаро, сначала одной купюры, а потом сразу и целой пачки. Кроме того, я никогда раньше не замечал у Бартоло лупу (интересно, что он через неё рассматривает?) И теперь доктор в конце первого акта не падает в обморок. Поэтому, заметив изменения, я даже понадеялся услышать Чессу. К сожалению, напрасно.
Уже очень давно я просто безумно мечтал снова услышать в Розине обожаемую Елену Терентьеву, день рождения которой не так давно я отмечал
пешим восхождением на гору Ай-Петри по Кореизской тропе, без посторонней помощи и какого-либо снаряжения, несмотря на то, что прежде никогда в горы не ходил. Как и прошлым летом, а возможно, ещё даже в чуть большей степени, Прекрасная Елена меня порадовала волшебно чарующим звуком ещё в начале первого акта, сразу после каватины Фигаро. На протяжении всей партии певица демонстрировала просто божественные тембр и кантилену, невероятно лёгкий (просто как ни у кого) и удивительно чистый и полётный голос, льющийся абсолютно без всякого напряжения и просто неописуемо завораживающий как бесконечным зависанием над слушателями, так и колоратурными пассажами, в которых, что особенно ценно, полностью сохранялись объём звука и глубина тембра, оставаясь такими же, как и в медленных фразах.Кроме того, меня совершенно безумно восхитила колоратурная техника - от начала и до конца как первой арии, так и дуэта и всех остальных фрагментов прямо все пассажи с мелкими нотами были спеты невероятно аккуратно и отточенно, ни одной даже самой мелкой ноты не было потеряно, и таким впечатляющим было, в частности, стаккато. И, естественно, мягкость легато как в быстрых фрагментах, так и в медленных, была просто поразительной, совершенно изумительной. Пение прямо необыкновенно захватывало за душу связностью, кроме наполненности и полётности. Может быть, в начале первой арии голос был не такой звонкий, как чуть позже (и то только и исключительно в сравнении тем, что было потом), но всё равно великолепно окрашенный. А уж к середине арии звук стал таким необыкновенно ярким и светлым, что я просто слушал и таял. Так же, как и в следующих фрагментах: дуэт, вторая ария... Неописуемо приятно было слышать звук этого лёгкого, но округлого волшебного голоса! Как сколь угодно долго без нажима тянущегося, так и переливающегося короткими и не совсем короткими нотами. В некоторых коротких сольных фрагментах, в частности, в последних, голос тоже был скорее окрашенным, а не светлым, как и в начале первой арии, но это тоже звучало очень завораживающе, на что я особенно обратил внимание в самых последних фразах. На мой взгляд, пение Елены теперь уже окончательно обрело ровность и плавность: от прежде иногда заметных небольших порожков теперь ничего не осталось, ходы наверх совершенно беспрепятственные и без какого-либо изменения силы звука, а когда голос идёт вниз, то это тоже очень интересно звучит, голос из светлого становится более окрашенным, обычно нисколько не теряя объёма и насыщенности. Чистый звук на пиано мне тоже очень понравился. На финальных поклонах Елена, как и обычно, была очень эмоциональна и махала поклонникам рукой. Я снова заметил, что у Елены теперь появились ямочки на щеках, которых до последних месяцев, как мне казалось, не было (в противоположность Ольге и ещё нескольким моим любимым певицам) и которые делают её ещё более обворожительной.
Алексея Татаринцева я слушал в Альмавиве уже в четвёртый раз. И теперь, мне кажется, я был даже ещё больше приятно поражён необыкновенными объёмом, мягкостью и насыщенностью голоса, как и обычно, такого разнообразного по тембру. Изумительны были зависающие ферматы, в частности, в конце каватины, и вообще голос необыкновенно чарующе тянулся до бесконечности в медленных фрагментах, в частности, в канцонетте. Колоратуры в каватине звучали с потрясающей лёгкостью. Единственное, что вызвало небольшие сомнения, и то тоже в сравнении со всем остальным - это первая часть дуэта Альмавивы и Фигаро, где возник небольшой призвук и тембр понравился чуть меньше, но потом до самого финала (как и в каватине и канцонетте) Алексей был просто неописуемо хорош тембром, звуковедением и всегда продуманными и яркими интонациями. Не говоря о том, что безупречен в плане контроля над звуком. Голос у Алексея исключительно живой благодаря объёму и тембру, в частности, многообразию его оттенков, что не всегда можно почувствовать у лёгких теноров. Каждая строчка непередаваемые эмоции оставляла!
Игорь Головатенко, для выступления которого тоже актуальна предыдущая моя фраза, в этот раз исполнил партию Фигаро лучше всех на моей памяти (про почти всех остальных тоже так сказать можно). Его отличали мягкий, яркий и мощный обволакивающий звук, потрясающая благородная манера звукоизвлечения, замечательный окрашенный тембр, великолепная техника в пассажах с мелкими нотами, продуманные фразировка и динамические и интонационные оттенки. И у баритона не было ни одной ноты, которая бы вызвала даже малейшие сомнения. Всегда невероятно впечатляющее пение! Брависсимо!
Евгений Ставинский, как я рассказал уже после мартовского спектакля с Белуковой, просто потрясающий Бартоло. Я был очень рад его снова услышать - в это раз певец продемонстрировал те же великолепный окрашенный тембр, совершенное и приятное звуковедение, а также, что немаловажно в этой партии, впечатляющую выразительность пения и, как и у всех, полное отсутствие шероховатостей. Прекрасно, в том числе и по тембру, получились скороговорки. Каждым из вчерашних солистов можно восхищаться гораздо дольше, чем я о нём пишу, все были просто молодцы!
Вернувшийся в Москву после многочисленных выступлений в ведущих театрах по всему миру, Сергей Артамонов, в первую очередь ассоциировавшийся у меня с замечательным рязанским Русланом, а также хорошо знакомый по выступлениям в партии Базилио прошлым летом и раньше, снова звучал очень объёмно и при этом очень хорошо контролировал звук. Ария Базилио очень хорошо сделана с точки зрения динамических нюансов. Если сравнивать оттенки, то у Ставинского тембр более окрашенный, у Артамонова - более прозрачный, хотя тоже глубокий, но именно такой тембр, на мой взгляд, больше всего подходит для арии Дона Базилио. А в следующих сценах голос уже обрёл некоторую окраску.
Анастасия Бибичева - потрясающая Берта, мощный и отточенный голос свободно лился, звук связный, каждая фраза в песенке Берты очень хорошо продумана, включая разнообразие в динамике. Голос Александра Попова, который тоже хорошо звук контролировал, тоже очень подходит к партиям Фиорелло и Офицера полиции. Огромнейшее спасибо любимому театру и исполнителям за этот великолепный спектакль! После финальных поклонов чуть ли не все слушатели передавали благодарность через администратора!