Sep 08, 2014 17:22
Продолжаю серию рассказов о московских концертах в День города, благодаря которым в этом году мне удалось отметить этот праздник с таким размахом и, главное, с такими впечатлениями, как просто никогда. Кроме второй половины дня 6 сентября, в основном я оба выходных отмечал День города в моём любимом месте в Москве, в Саду Эрмитаж, где проходили концерты на открытой сцене с программой Моцарта и венской оперетты, исполненной в трёх отделениях по 40-50 минут - в 12:30, в 15:00 и в 17:00 - и в субботу, и в воскресенье. Выступления проходили на импровизированной сцене, смонтированной прямо на траве и совмещённой с временной "Венской кофейней с улицы Рингштрассе". Именно в честь предстоящего 150-летнего юбилея этой улицы вся программа праздника в этой части сада Эрмитаж, около памятников Глинке и Чайковскому, но чуть дальше от не действовавшей в эти дни постоянной открытой сцены, не только музыкальная, была связана с Веной. К сожалению, ведущего не было и программы тоже, поэтому названия некоторых малоизвестных номеров можно было узнать только у самих исполнителей, к которым можно было подойти после их выступлений. В концертах участвовали струнный оркестр, исполнявший отрывки из "Маленькой ночной музыки" и другие произведения Моцарта, и солисты любимой "Новой Оперы" Анастасия Белукова, Анна Синицына и Илья Кузьмин. Обычно вокалистам аккомпанировал концертмейстер на электропианино (может быть, неправильно называю этот инструмент), он звучал слишком отрывисто и однообразно, бедным тембром по сравнению с фортепиано, но часть вокальных номеров исполнялись со струнным оркестром, в частности, самый впечатляющий - ария Voi avete un cor fedele. Программа была напечатана на стоявшем около сцены плакате, но там были указаны далеко не все произведения, поэтому её уже после первой части в субботу убрали. Я был на первой и второй частях в субботу и на всех трёх частях в воскресенье. И необыкновенно впечатляющим для меня всё двухдневное празднование Дня города, наряду с ещё нескольким вокалистами, выступавшими в субботу вечером, сделала моя любимица очаровательная Анастасия Белукова. В утренней программе певица выходила на сцену в дуэте Папагено и Паапагены (с Ильёй Кузьминым, разумеется) и, главное, исполнила две концертных арии, Voi avete un cor fedele и ещё одну, не так хорошо мне знакомую, названия которой я не запомнил. Когда я услышал Анастасию Белукову в концертной арии Voi avete un cor fedele, как я теперь окончательно понял, самом коронном номере певицы, то у меня сразу исчезли все сомнения насчёт того, что эту программу стоит послушать два дня, хотя, честно говоря, я изначально был уверен, что посещу сад Эрмитаж оба дня. Пение Анастасии было так необыкновенно приятно послушать, оно прямо за душу захватывает благодаря нежному, чистому и завораживающему голосу, и все его достоинства позволяет в наибольшей степени раскрыть удивительный профессионализм певицы, великолепное владение голосом и такая совершенная, уверенная манера звукоизвлечения, сама по себе делает впечатления очень сильными, наряду с мягчайшим легато и потрясающей колоратурной техникой. Я просто не мог не испытать таких сильных эмоций, когда слышал, как голос Анастасии с невероятной лёгкостью переливается мелкими нотами в сложнейших пассажах концертной арии. И кантиленные фразы тоже звучали просто великолепно, столь же восхитительно, потому что так приятно было слышать, как до бесконечности беспрепятственно тянется такой отточенный звук, одновременно такой чарующий, чистый и нежный. Очень понравилось также продуманное разнообразие в динамике, эти длинные ноты удивительно проникали в душу как на форте, так и на пиано. Ария Voi avete un cor fedele в исполнении Анастасии - это просто что-то неземное! Но и в остальных произведениях певица также демонстрировала все перечисленные достоинства. Каждая ария - и каждый раз столько впечатлений! Во второй части концерта певица исполнила арию Деспины из "Так поступают все женщины", которая тоже очень понравилась оба дня, тоже вот Анастасия поёт - и от совершенства звука столько эмоций! И в программу этого же отделения входил дуэт Дон-Жуана и Церлины, он хоть и как бы считается несложным, но то, насколько голос приятный, очень хорошо чувствуется и там. В субботу после второй части концерта я встретил Анастасию в саду и изложил ей все искренние эмоции от её выступления, а также спросил насчёт арии, которую не узнал (видимо, по той причине, что Cosi fan tutte я слушал лишь однажды, и то уже ровно три с половиной года назад). Анастасия, так же, как и некоторые другие певицы, которыми я восхищаюсь, выразила мне благодарность даже просто за то, что я с таким интересом хожу на её выступления, и за тёплые слова о её пении, естественно, тоже. В первый день побывать на третьей части концерта часть я не смог, а во второй - после того, как в очередной раз я с огромным удовольствием послушал Анастасию в первой и второй частях, третья произвела как минимум столь же сильные впечатления. Она, хоть и открывалась произведениями Моцарта, в частности, инструментальными, была посвящена, как и сказала мне певица ещё сутками ранее, венской оперетте, благодаря которой, кстати, пять с половиной лет назад я и открыл себе дорогу к любви к Музыке. Однако в начале вокальной программы к моему ооооочень приятному удивлению Анастасия ещё раз, уже третий за эти два дня на моей памяти, а в целом, как я понимаю, четвёртый, спела свою коронную арию Voi avete un cor fedele - я был так рад даже несколько раз живьём услышать это интереснейшее произведение в таком замечательном исполнении! Ещё Анастасия спела куплеты Адели - технично, аккуратно и одновременно артистично, как и всё остальное, и, пожалуй, даже лучше, чем раньше, по яркости, звонкости и совершенству звука. Я давно не слышал куплеты Адели в исполнении Анастасии и очень соскучился по ним, так что тоже был очень рад, что они была включены в программу. Очень понравился мне также дуэт Арсены и Мирабеллы, в том числе и в плане слияния голосов (с Анной Синицыной). И в заключительном номере концерта на сцену выходила также Анастасия Белукова - с вальсом Моники из оперетты Н. Досталя "Моника", где тоже так приятно было слышать совершенный и чистый голос певицы! Брависсима, Анастасия!
Во второй день я тоже смог чуть-чуть поговорить с Анастасией, причём два раза, пусть и очень коротко, я изложил впечатления, поблагодарил за такое прекрасное пение, и мы обменялись наилучшими пожеланиями. Анастасия такая милая, обворожительная, и когда я с ней говорил, всегда так необыкновенно приятно улыбалась, буквально излучала положительные эмоции, и выходя на сцену тоже. Уже с зимы я слежу за творчеством Анны Синицыной, перспективной молодой меццо-сопрано. Голос Анны в сравнении с концертами февраля-апреля стал ещё лучше, он такой свежий, чистый и прозрачный, может быть, сравнительно редкий для меццо в том плане, что не совсем окрашенный, но послушать такой голос очень приятно - Анну я тоже, можно сказать, заслушивался. В том числе, благодаря мягкому звуковедению. Кроме того, понравилось владение голосом и полное отсутствие шероховатостей за два дня (как и у баритона и сопрано). И голос стал ровнее. Великолепно прозвучали оба раза две арии Керубино, а также в третьей части - фрагмент, давно воспринимаемый мной, как визитная карточка Анны - куплеты Орловского, тоже ещё более впечатляюще, чем раньше. Вместе с Ильёй Кузьминым Анна Синицына исполнила дуэт "Помнишь ли ты", с которого и началась моя любовь к Музыке - когда-то услышав по телевизору именно его (транслировали юбилей Татьяны Шмыги), я сразу захотел ходить на оперетты, а чуть позже - на оперы. Великолепно во всех отношениях звучал голос, аккуратно, насыщенно, чего обычно нельзя сказать об артистах оперетты, у которых, по моим старым воспоминаниям, ходы наверх получаются резковатыми и с бедным тембром и вообще голоса не такие яркие. Это было одно из лучших исполнений дуэта "Помнишь ли ты" на моей памяти, который я, несмотря на то, что уже давно вообще не хожу на оперетты, всегда бываю рад услышать в исполнении настоящих оперных вокалистов. Как и все остальные самые известные фрагменты из оперетт. В воскресенье и Анна Синицына, и Илья Кузьмин дали мне автографы, а автограф Анастасии у меня есть уже давно. Илья Кузьмин в первых двух частях концертов, помимо уже названных дуэтов, исполнял арию Папагено и арию, если я ничего не перепутал, Дон-Жуана и продемонстрировал мягкое звуковедение, очень хороший контроль над голосом, совершенство впетости произведений и прекрасную дикцию (хоть я и не владею ни немецким, ни итальянским, но понимаю, что очень разборчиво каждое слово и каждое знакомое по ариям и дуэтам созвучие). Но самое впечатляющее разнообразие тембровых красок у этого певца, почти как в "Зимнем пути", я услышал в арии Мистера Икс, которая очень проникновенно и выразительно прозвучала, глубоким голосом, тоже очень редко эту арию поют так замечательно, потому что чаще всего исполняющие её артисты оперетты обычно не могут демонстрировать такого впечатляющего звука, несмотря на то, что на первых порах многие из них мне очень нравились. Кстати, приятно, что почти все произведения звучали на языке оригинала. Только "Помнишь ли ты", ария Мистера Икс и Тост Орловского (тоже в исполнении Ильи Кузьмина) были исполнены с использованием хорошо знакомых мне по временам любви к оперетте русских текстов (именно старых, хорошо знакомым, потому что сейчас, к сожалению, стало модно заново переписывать любимые несколькими поколениями театралов привычные русские слова оперетт). И вальс Моники прозвучал по-русски, что было, на мой взгляд, на завершающей стадии концерта очень уместно.
Всем исполнителям огромное спасибо за такой незабываемый День города!
Сад Эрмитаж,
Анастасия Белукова,
вокал,
Кальман,
опера,
концерт,
Новая Опера,
Моцарт,
Анна Синицына,
Илья Кузьмин,
музыка,
Штраус