Великолепный концерт Елены Терентьевой и Алексея Татаринцева в Ставропольской филармонии 21 марта

Mar 25, 2017 19:47

21 марта в Ставропольской филармонии состоялся интереснейший концерт моей самой любимой певицы Елены Терентьевой и моего самого любимого тенора Алексея Татаринцева "Золотая маска с визитом". Солистам аккомпанировал Симфонический оркестр Ставропольской филармонии под управлением Юрия Михайленко, также открывший первое и второе отделения увертюрами к операм "Ромео и Джульетта" и "Травиата" соответственно. Несмотря на то, что я регулярно посещаю музыкальные мероприятия в Москве по нескольку дней подряд, гвоздём программы всего оперного сезона стал для меня именно этот вокально-симфонический вечер, потому что на одном концерте сразу два солиста исполнили каждое из 13 произведений, в подавляющем большинстве своём очень сложных и длинных, одинаково бесподобно и безупречно, на высочайшем уровне, так, что абсолютно не к чему было бы придраться, даже если бы я этого хотел, и одинаково ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО глубокими, насыщенными и отточенными голосами. Такое обилие настолько восхитительно спетых арий и дуэтов является большой редкостью даже в контексте всей истории моей любви к Музыке. Фойе филармонии было специально подготовлено к этому яркому музыкальному событию: оно было оформлено фотографиями сцен из спектакля Новой оперы "Ромео и Джульетта", которые также транслировались на большом экране во время первого отделения.

Программа концерта была чисто оперной, и даже одно кажущееся отступление от данного репертуара является лишь формальным: Болеро Делиба, коронный номер прекрасной Елены, на мой взгляд, технически очень похоже на некоторые арии для колоратурного сопрано, значительно отличаясь по требованиям к манере звучания почти от всех камерных сочинений. Первое отделение было целиком посвящено опере Шарля Гуно "Ромео и Джульетта", и, кроме вступления, в его программу вошли вальс Джульетты, ария Ромео и три дуэта Ромео и Джульетты - из первого, четвёртого и пятого актов (точнее, два дуэта и пятый акт целиком). Я ждал арию с напитком, но, поскольку репертуар Елены и Алексея на этот вечер и так получился очень объемным, и поскольку каждый номер был очень интересным и при этом исполненным с огромным успехом, никакие претензии к составителям программы в этот вечер совершенно не уместны. Вторая часть концерта включала в основном фрагменты опер великого Джузеппе Верди, дополненная четырьмя вокальными сочинениями других авторов: кроме уже упомянутой "Испанской песни" Лео Делиба, это были куплеты Олимпии, романс Неморино и дуэт Адины и Неморино. Я, конечно же, мечтал о Болеро Елены, но Елена спела даже ещё более желанную для меня арию - Виолетты из первого акта "Травиаты", к моей радости, вообще без сокращений, с Альфредом - Алексеем за сценой. Ещё в этот вечер прозвучали песенка Герцога, дуэт Герцога и Джильды и венчающая вечер "Застольная", которую ещё певцы и оркестр повторили на бис.

Великолепная Елена Терентьева на протяжении всего концерта с такой разнообразной программой демонстрировала безупречное владение голосом, неописуемо мягкий и чистый звук и завораживала необыкновенно сочным и ярким тембром, настолько ярким, какого я ещё не слышал ни у одной сопрано. Волшебный голос певицы одновременно сильный и нежный и при этом совершенно исключительно лёгкий. В первом дуэте с Ромео прозрачный невесомый голос Елены, неописуемо чарующе и вообще без напряжения зависавший в воздухе, очень точно рисовал образ юной девушки. Впечатляюще задушевное исполнение получилось. В вальсе Джульетты, прозвучавшем после первого дуэта (а не до него, как это положено по либретто оперы), звук очень аккуратно и уверенно переливался нотами, с округлым и даже чуть более плотным верхним регистром, а медленные фразы по-прежнему очаровывали кантиленой и парящим звуком. Потрясающе артистично Елена и Алексей спели третий дуэт Ромео и Джульетты. Благодаря очень выразительным интонациям я прекрасно понимал, о чём солисты поют в каждой строчке, не зная французского. В этом фрагменте голос Елены наполнился ещё большим многообразием тембровых красок, которыми певица продолжала восхищать до самого финала вечера. Светлым и проникновенным был звук в заключительном дуэте, не только восхитительно спетом, но и мастерски сыгранном, с множеством точных актерских деталей.

Первым вокальным номером второго отделения стала ария Виолетты, о которой в исполнении Елены Терентьевой я мечтаю больше, чем о любой другой арии, на протяжении последних пяти лет. И это была бесподобная Виолетта благодаря отточенному звуковедению, исключительно богатой окраске тембра и вновь выдающейся выразительности интонаций. Потрясающе тонко певица передала голосом состояние Виолетты. В первой, медленной части арии лёгкий и сфокусированный звук парил над слушателями до бесконечности, а во второй - все пассажи с мелкими нотами были спеты исключительно чётко филигранно, без малейшего напряжения, в том числе, и при ходе наверх. Как и в других номерах концерта, включая Олимпию, в Виолетте я не заметил ни одной, даже самой малейшей неточности. В Болеро Делиба прекрасная Елена очень тонко показала колорит произведения, и яркий, округлый и уверенный голос с блеском переливался. Я был очень рад был услышать любимую певицу с Испанской песней Делиба трижды в течение недели: на концерте солистов Новой оперы в галерее Ильи Глазунова, на вечере памяти Маргариты Миглау и затем в Ставрополе. И все три раза Елена пела необыкновенно ярким и сочным звуком. Ещё один сольный номер - куплеты Олимпии - тоже стал настоящим украшением вечера: такого глубокого тембра, сочетаемого с таким неописуемым совершенством вокальной техники, я не слышал больше ни у кого. Невероятно богатой окраской отличались, в частности, самые верхние ноты. И средний и нижний регистр тоже впечатляли чарующей наполненностью. Даже у самой Елены Терентьевой в Олимпии я прежде не замечал таких сочных обертонов - раньше звук был просто светлым. В двух дуэтах - Адины и Неморино и Джильды и Герцога - солисты продемонстрировали не только безупречный вокал, но и превосходное чувство стиля, в том числе, в отношении манеры звучания, и из тонких нюансов тембров и плотности голосов можно было легко сделать выводы об образе и характере каждого героя. Елена и Алексей крайне быстро перевоплощались. В Застольной, исполненной дважды, тоже голоса звучали неописуемо красиво. В финале вечера солистам подарили много цветов, и Елена Терентьева разобрала один из букетов и, продолжая изумительно петь свою партию, бросала розы по одной обратно в зал.

Ничуть не менее сильное впечатление произвёл и Алексей Татаринцев. На мой взгляд, голос этого певца отличался ещё большим совершенством и благородством звучания, чем в каждом из многочисленных предыдущих выступлений, которые мне посчастливилось посетить. Сама манера звукоизвлечения отличалась невообразимой отделанностью, и глубина тембра, как и у Елены, не поддаётся никакому описанию. Уже в первом дуэте Ромео и Джульетты и в арии Ромео Алексей заворожил слушателей чарующей и бесконечной кантиленой, и сочнейшим тембром отличались гениальные длинные верхние ноты в финале сольного фрагмента. Потрясающе проникновенно, густым и уверенным звуком, с невероятно тонко отделанной каждой нотой любимый тенор спел сцены из четвёртого и пятого актов оперы Гуно. На мой взгляд, в этот вечер в голосе Алексея стало существенно больше тёмных красок, замечательно сочетавшихся с музыкой и сюжетом в партии Ромео. Но в подходящих фразах звук моментально становился светлым и при этом тоже чарующе отточенным. Вообще, пение Алексея в этот вечер восхищало неописуемым разнообразием оттенков голоса, как динамических, так и тембровых. Романс Неморино прозвучал очень прочувствованно, с тонко сфилированной каждой нотой, и в песенке Герцога голос был густым и необыкновенно наполненным. Пожалуй, это были два самых ярких исполнения обоих произведений на моей памяти, несмотря на то, что их поют на концертах очень часто. В дуэте из "Любовного напитка" быстрые фразы прозвучали с блеском, уверенно и технично. И снова БРАВИССИМО!!! Ещё мне очень понравилось, как во всех дуэтах голоса Елены и Алексея сливались. Окраска сливающегося звука, тоже исключительно интересная и разнообразная, не была похожа на звучание в отдельности тенора и сопрано, а представляла собой что-то среднее между ними. И оттенок звука всегда соответствовал событиям в опере в данный момент и чувствам персонажей.

Очень удачно выступил и оркестр Ставропольской филармонии под управлением Юрия Михайленко. Инструменты, как и певцы, звучали в этот вечер с прекрасным глубоким тембром и очень чисто, и в оркестре я тоже не заметил ошибок. Музыканты аккомпанировали чутко, и голоса солистов прекрасно перекрывали оркестр, даже когда звучание инструментов становилось особенно плотным.

Ставрополь, вокал, Джузеппе Верди, Юрий Михайленко, концерт, Алексей Татаринцев, Ромео и Джульетта, Елена Терентьева, Ставропольская филармония, музыка, Шарль Гуно

Previous post Next post
Up