Одним из самых интересных циклов вокальных мероприятий, проходящих в Москве в конце сезона, на мой взгляд, являются госэкзамены вокального факультета Консерватории, которые по сложившейся традиции я посещаю уже четвертый год подряд. В этом году расписание экзаменационных прослушиваний сделали как никогда удобным для простых ценителей вокального искусства: так же, как и три года назад, каждый день начало было в 19 часов, а не в 14, как в прошлом году, и не в 18, как в позапрошлом. С этого года госэкзамены, как и консерваторские вокальные и концертмейсткеские вечера, стали платными, но билеты стоят всего 100 рублей, и дефицита билетов, как мне показалось, не наблюдается. Однако по крайней мере 5 июня партер МЗК был фактически заполнен.
Напомню, что каждый день госэкзамен сдают 3 или 4 певца, порядок выступлений не подчиняется никаким понятным слушателям закономерностям и не зависит ни от фамилий выпускников, ни от типов голосов, и расписание выступлений нигде заранее официально не сообщается, только непосредственно перед началом каждого экзаменационного вечера программа на один день в единственном экземпляре размещается у входа в Малый зал, где желающие могут её сфотографировать, также репертуар каждого солиста перед его выходом объявляет с балкона один из членов комиссии. Даты выступлений певцов на госэкзаменах за несколько дней в некоторых случаях можно узнать через социальные сети.
Каждый выпускник вокального факультета поёт 8 произведений в сопровождении фортепиано, из них 2-4 арии, одна из них часто барочная, последним или предпоследним номером обязательно народная песня, а остальное - русские и зарубежные романсы, в частности, один романс или песня приблизительно середины XX века (например, Be my love). Вся программа одного солиста длится 30-40 минут, и экзаменационный вечер идёт без антракта. В связи с тем, что в этом году в одно время проходили и вокальные госэкзамены, и конкурс оперных артистов Галины Вишневской, и ещё три интереснейших концерта Ольги и Елены Терентьевых и Александры Коневой, несмотря на большое количество экзаменационных вечеров (целых шесть) и очень удобное время их начала, мне удалось побывать только на двух прослушиваниях, 3 и 5 июня. Ещё на одном концерте, 6 июня, присутствовали мои родственники, которым больше всего понравилась Карина Хэрунц, а ещё в этот день выступали Татьяна Никифорова, Павел Табаков и Дмитрий Чеботарев. Я очень хотел бы послушать Татьяну, как и Валерию Зеленскую 8 июня, но у меня не было такой возможности.
Главной звездой этих двух экзаменационных дней стала, несомненно, одна из моих любимых певиц Елена Безгодкова. Я слежу за творчеством Елены ещё с её второго курса, когда она выступала ещё как меццо-сопрано (и тоже, на мой взгляд, очень удачно), но с зимы 2013-2014 Елена поёт уже сопрановый репертуар. В феврале Елена на дипломном спектакле в БЗК мне
совершенно безумно понравилась в партии Татьяны, но и раньше певица меня очень восхищала, в частности, на
сентябрьском концерте Оперного театра в этом же зале. Но на госэкзамене Елена произвела ещё более сильное впечатление! Елена исполнила все произведения из экзаменационной программы, в том числе, арии Тоски, Кумы и Электры, на высочайшем уровне! Сочность тембра, владение голосом, ровность звука, динамический диапазон, отделанность нюансов в каждом произведении - всё было совершенно изумительно! Брависсима! Звук невероятно чистый и потрясающе приятно окрашенный! Тембр просто волшебный и владение голосом замечательное! Свой удивительный талант и профессионализм Елена
с блеском подтвердила спустя два дня и в первом туре конкурса Галины Вишневской, и очень жаль, что жюри не пропустило эту замечательную певицу дальше.
Хороши были и два других участника первого (для меня) дня экзаменов, сопрано Ольга Скобелева и знакомый мне по партиям Лыкова и Моцарта в спектаклях Оперного театра тенор Герман Рудницкий. Эт два певца достойно владеют голосами, несмотря на не очень яркие тембровые краски. Однако оттенок голоса Ольги, несмотря на то, что его можно назвать скорее лирическим и все "сопрановые" ноты очень хорошо прозвучиваются, чем-то похож на меццо-сопрано.
Во второй день (точнее, в четвёртый) выступали уже четыре солиста, и состав был в целом, на мой взгляд, даже более ровным и интересным. Меццо-сопрано Евгения Кузнецова, пожалуй, в последние два года, сколько я её знаю, поёт всё лучше и лучше. На экзаменационном вечере Евгения пела выразительно и хорошо контролировала звук, демонстрировала очень достойный густой тембр. И Евгению завалили цветами просто в огромном количестве! В том числе, ей цветы подарила прекрасная певица Наира Асатрян. Вторым номером пел тенор Иван Бекоев, у него крепкий и сильный голос, и он очень отдаленно голосом похож на Николая Ерохина. Иван поёт аккуратно, без шероховатостей, над филировкой ещё нужно поработать, и пока пиано не совсем тончайшее, но, на мой взгляд, он очень перспектиивный певец.
Затем экзаменационную программу спел великолепный Антон Зараев, и он, естественно, пел совершенно изумительно! Сколько разнообразных красок и оттенков в голосе, какой мягкий и густой звук и какое отточенное пение! Начал своё выступление Антон, конечно же, с чарующего и проникновенного романса Вольфрама, затем сочным и обволакивающим звуком, с тонкой отделанностью каждой фразы исполнил балладу Томского. И следующие произведения прозвучали тоже очень захватывающе, ярко и эмоционально. Браво! Невозможно передать несколькими предложениями все достоинств этого певца и сильнейшие впечатления от его прекрасного исполнения! Последним в этот вечер пел бас Станислав Воробьев, и он тоже очень понравился, голос очень мягкий и насыщенный, легкий, но тёмный, и техника очень хорошая! Очень приятно тоже слушать!