Aug 10, 2015 15:42
9 августа в Кусково состоялся очень интересный концерт Квартета имени Чайковского и солистов Москонцерта, целиком посвящённый творчеству Петра Ильича Чайковского. В первом отделении прозвучали инструментальные произведения композитора: "Размышление" для скрипки и фортепиано, "Ноктюрн" и "Сентиментальный вальс" для виолончели и фортепиано, "Вальс" из Серенады для струнного оркестра, фрагменты квартетов №1 и №2 и финал квартета №3, который из всего первого отделения мне понравился больше всего, однако во всех произведениях инструменты звучали красиво и завораживающе. А в программу второго отделения вошли романсы Чайковского. Самым значимым событием этого вокально-инструментального вечера для меня стало выступление двух прекрасных певцов, на выступления которых по стечению обстоятельств я очень долго не мог попасть. Наконец-то после двухлетнего перерыва я услышал великолепных сопрано Викторию Носовскую и баса Илью Ушуллу, пением которых ОЧЕНЬ восхищался в 2012-2013 годах. Великолепная Виктория Носовская сначала исполнила один из моих любимых романсов Чайковского - "День ли царит", а также "Серенаду" и "Нам звёзды короткие сияли". По первому произведению сложилось впечатление, что за эти два года прекрасный голос Виктории стал более крепким, в некоторой степени лирико-драматическим, хотя и раньше, в финальном дуэте из "Евгения Онегина", певица тоже делала более плотный звук, чем обычно. Замечательный голос Виктории отличается удивительно непринуждённой тягучестью и без каких-либо препятствий с исключительно плавным легато зависает в воздухе, завораживающе обволакивая. Владение голосом прекрасное, и все романсы до самых мелочей отделаны, очень тонко продуманы динамические и интонационные оттенки. Голос светлого тембра такой свежий и яркий, льётся свободно, послушать очень приятно. Пожалуй, это было одно из самых проникновенных исполнений романса "День ли царит" на моей памяти. И для каждого произведения Виктория делала свой оттенок звука, совершенно не похожий на другие. В частности, в "Серенаде" голос уже был такой нежно парящий, густой, но создающий ощущение невесомости, с такими чарующими и аккуратными переходами на пиано, а тембр стал чуть более тёмный, но при этом голос оставался звонким, особенно в верхнем и среднем регистре. А в третьем романсе, где звук снова стал плотным на форте и бесцветно отрешённым на пиано, певица очень впечатлила таким эффектным разнообразием в динамике, придающим исполнению эмоциональность, и непринуждёнными диминуэндо и крещендо. А в голосе у Виктории, как и раньше, были невероятно сильные чувства, даже, пожалуй, ещё более сильные, чем раньше. И в дуэтах "Слёзы" и "В огороде возле брода" Виктория Носовская тоже завораживала чистым голосом и уверенным и аккуратным звуковедением. Буквально в двух-трёх строчках за всё выступление в голосе были слышны совсем небольшие шероховатости, как бы единичные "песчинки", но они ни в какой степени не повлияли на впечатление. Брава, Виктория!
Замечательный бас Илья Ушуллу в этот раз исполнил три романса. В "Средь шумного бала" певец очень порадовал мягким и аккуратным звуком приятного и окрашенного тембра, а "Серенада Дон-Жуана"стала, наряду с романсами в исполнении Виктории Носовской, самым лучшим номером концерта. Звучание было ярким и благородным, певец демонстрировал крепкое и захватывающее форте и чистое и насыщенное пиано. И пение такое эмоциональное! Браво! В начале выступления был слышен небольшой порожек при ходе вниз, но так как певец был не совсем здоров, этот недостаток, несомненно, является временным, кроме того, очень быстро он исчез.
Николай Карцев, к сожалению, снова выступил неудачно, голос был плоским и часто со "стеклянным" призвуком и не отличающимся чистотой тембра. Лучше Николай звучал несколько месяцев назад на одном из концертов, если я не ошибаюсь, в ЦОПе.
Людмилу Ватутину я слушал впервые. У неё плотное меццо или даже контральто скорее бесцветного оттенка, но при некоторой сфокусированности звук всё равно по впечатлениям проходит через преграду, как я понимаю, в таких случаях говорят о щёчном призвуке или невозможности "вытащить" звук из щёк.
В следующее воскресенье, 16 августа, в Кусково состоится ещё один концерт Москонцерта, который уже целиком будет посвящён оперной музыке. В частности, Виктория Носовская исполнит каватину Нормы! А Илья Ушуллу споёт арию графа Родолфо из "Сомнамбулы", арию мельника из "Русалки" Даргомыжского и дуэт Папагено и Папагены. Всё перечисленное, особенно произведения Беллини, в исполнении Ильи и Виктории послушать было бы просто безумно интересно, но я, к огромному сожалению, 16-го никак не попадаю.
Николай Карцев,
вокал,
Пётр Чайковский,
Илья Ушуллу,
Виктория Носовская,
концерт,
Москонцерт,
Кусково,
Людмила Ватутина,
музыка