Crime Scene Cleaner - отличная игра для успокоения, очень актуально в последнее время.
Вообще для успокоения в играх хорошо делать две вещи: убивать и убирать. Чистить, строить, короче, творить порядок из бардака. Тут ты делаешь второе, но после первого. Правда, убийства совершает не ГГ (а было бы любопытно поиграть за маньяка, который, матерясь, отскребает подвал после очередной жертвы), он просто наемный работник.
Вот он, наш герой, которого мы нигде не увидим, кроме как на этой картинке, потому что игра от первого лица. Вдовец по фамилии Ковальски, бывший обычный уборщик, а теперь профессионал, трудящийся на мафию, специалист по отмыванию крови со стен. Почему? Как обычно - потому что нужны деньги, а платят супер-отмывщику СТОЛЬКО (плюс все, что найдешь на месте - твое, всякие случайные купюры, пакетики с марихуаной, антиквариат...), что я бы тоже пошла туда работать без вопросов. У Ковальски вдобавок маленькая дочь в больнице - и огромные счета за ее лечение, полный бардак в квартире, большой пёс по имени Декстер и немаленькие долги перед банком. Поэтому, когда ему приходит первое предложение, точнее, крик о помощи, от сына лучшего друга, он просто не может отказать. А потом все по накатанной.
Каждое место преступления - разумеется, еще и загадка, кто, кого, зачем и почему. Не дело уборщика разбираться в подобном, но любопытство никто не отменял же? Так что, отскребая полы и ставя на место раскиданные стулья, Ковальски попутно еще и распутывает убийства. Не то чтобы они, впрочем, были достойны внимания Пуаро, Холмса или хотя бы тру-краймс-передач - обычно все довольно просто. Но иногда оригинально и неожиданно. Тихонько подметаешь себе квартирку после рандомной бытовухи, потом случайно открываешь люк в потолке и ААА ТЕБЕ НА ГОЛОВУ ПАДАЕТ ДВА ТРУПА ТАМ НА ЧЕРДАКЕ ЛОГОВО МАНЬЯКА УБИЙЦЫ ВТФ ВООБЩЕ. Ну что поделать, бывает и такое.
Разумеется, бонусом идет примитивное удовольствие от процесса "было грязно, стало чисто". А грязно там... ооочень. Всегда. Иногда даже перебор: реально, почему если кто-то тихо-спокойно режет вены в ванной, в итоге получается забрызган даже потолок, причем в радиусе пяти метров?.. Ну ладно, спишем на жанр gore. В пользование Ковальски выдаются сначала базовые швабра и губка, а потом и целый арсенал, включая мой любимый аппарат для мытья водой под давлением. Все это входит в раздел "прокачиваемых скиллов", самый удобный скилл - Cleaner Sense, который подсвечивает мелкие брызги крови и грязи, и его можно прокачать до Treasure Hunter, чтобы замечать заодно и все, что плохо лежит, а второй по удобству - Careful Steps (помогает не оставлять на только что отмытом кровавые следы, вспомним любимую школьную уборщицу - "куда грязными ботинками по чистому?!"). Губка апгрейдится до супер-уровня "мыть двумя губками с двух рук" (амбидекстр!). Еще есть топор - ломать и так поломанную мебель в мелкие куски, чтоб влезало в мусорный мешок, лестница для залезания повыше, лампы, как простые, так и ультрафиолетовые. Стационарные простые фонари громоздкие и мешаются, поэтому сразу стоит кидать пойнты в налобный фонарик. В общем, много всего.
Игра не состоит из тупого процесса "пришел на место, отмыл кровь, повторил". Приходится решать загадки, но представленные как часть процесса: как попасть в запертую комнату? Как включить электричество, чтобы включить магнитный кран, чтобы передвинуть мешающий проходу груз? Где найти улики, которые следует уничтожить? Куда подевался тот самый несчастный последний стул, которого не хватает для move all furniture back to its place 21\22, наконец?
Мои любимые уровни - Short Circuit (он же Haunted House, хехе) и Modern Art. Музей с динозаврами THE BEST. И атмосфера, и сюжет, и процесс - 11 из 10. Некоторое современное искусство порадовало (отсылки на классический хоррор в исполнении резиновых уточек).
Некоторое предсказуемо-пародийно-ужасно. Ковальски со мной согласен.
Самый нелюбимый уровень, пожалуй, Call in Dead (Warehouse). Не то чтобы я предпочитала мелкие уровни, музей тоже огромный, но склад просто... ну, скучный, насколько интересным можно сделать серый склад с серыми контейнерами и серыми коробками? Вдобавок там очень неудобно расставлены краны с водой для моечной машины. Фишка с включением-выключением разных функций (электричество, лифт, конвейер, люк) интересная, но гораздо проще в итоге была бы возможность для игрока найти карты доступа и включить их все оптом, а не бегать туда-сюда по этажам.
Небольшая критика, разве что - кое-какие мелкие баги. Пару раз мусор, вроде осколков бутылок, закатывался куда-то вроде бы и не под текстуры, но достать не получалось. Стимовская рекомендация "разбей еще пару бутылок и собери осколки, в итоге мусорный результат засчитается как 100%" помогла, но все равно. На уровне Party's Over я попыталась, вместо того, чтобы вылезти из бассейна вместе со стулом, выкинуть этот самый стул наружу. Нажала обычно несильный throw, и стул улетел куда-то далеко в небо, такое впечатление, что за пределы карты в космос. Ну все, подумала я, хана, на Perfect я этот левел не пройду (а заново начинать было влом). Повезло, стул нашелся в итоге на самом краю локации, видимо, стукнулся о небесный купол прописанное-таки в клиенте препятствие.
А так - все прекрасно. Бонусом идут куча секретов и мелких easter eggs, спрятанных так, чтобы искать было интересно. Куча кассет с музыкой, которые можно ставить в плеер, пока убираешь. Чудесный черный юмор и прекрасные комментарии Ковальски - ненавязчивые и в тему. А дома нашего героя ждет верный пес, пицца, бутылка пива и спокойный вечер в компании телевизора.
Основная критика - МАЛО! Имеющиеся уровни пролетаются стремительно и хочется еще и еще. Впрочем, разработчики обещают второй сезон и продолжение криминальных приключений героического отца-уборщика. Can't wait.