Концепция лингвогенеза И.М.Дьяконова

Jun 24, 2022 20:07


Лингвогенез - это историческое развитие вербально-языковых средств анализа и синтезаэ. И.М.Дьяконов продемонстрировал [1]*, что в архаических языках наблюдается нехватка языковых средств для выражения непредметных, отвлечённых значений слов. Вследствие этого общее передавалось через отдельное, предметное, используемое как троп. Так, в одном из древнейших языков, имевших письменность (3000 лет до н.э.) т- шумерском языке, - «убить» будет sang-ngiš-rah - голову палкой ударить (хотя бы речь щла об убиении каким-либо другим способом); «ласково» - mi-dug, буквально женски говорить и т.д. (ibid.: С.24-28).



На примере других древних языков с более обширным сохранившися лексическим материалом можно показать, как постепеннго происходит образование первых отвлечённых от симпрактического окнтекста значений слов:

Санскр. aśman - камень, скала; небосвод.

Аккадск. napištu - дымок, дыхание, жизненнеая сила, сам; душа.

Лат. anima  - воздух, дыхание, запах, испарения, живое существо, жизненное начало, тень умершего; душа.

В приведённых примерах видно, как отвлечённая категория создаётся на основе частной, предметной: в санскрите слово «aśman», первоначально использовавшееся для обозначения «камня, скалы», метонимически переносится для обозначения «небосвода», который мыслился твёрдым; в аккадском и латыни совпадает образование понятия личной определённости «сам», «душа» от ощущаемого, предметного - «дыхание». Передача общего через отдельное, предметное, используемое как троп, создаёт образ с большим числом возможных эмоциональных ассоциаций: «Такие тропы вследствие их широкой ассоциативности могут индуцировать дальнейшие тропы, образующие семантические ряды, пучки и целые семантические поля» (ibid.: С.39.).

Эвристический конструкт «семантическое поле» отражает диалектическое единство таких противоположностей, как стационарность структуры и подвижность процесса. Термин «семантическое поле» был предложен в лингвистике, хотя общего согласия по его поводу не существует [2]. Вместе с тем был проведён ряд психологических исследований, подтверждающих существование семантических полей [3]. Операциональность, изменчивость, равно как и структурность системы значения слов, удобнее выражать именно этим термином.

В качестве корневой метафоры семантического поля нами предложена корпускулярно-волновая модель: значение слова не существует изолировано, только в связи со значениями других слов появляются дискретные слова с разным значением [4]. Для корректного выделения связей в семантическом поле - семантических рядов, пучков необходим сбор большого статистического материала, использование компьютерных методов сбора и обработки информации (контент-анализ, программа ТАСТ). Таким образом, семантическое поле (англ.semantic field) - это часть психологического поля личности, в котором человек осуществляет вербальные операции по образованию и изменению системы значений слов, сложившейся в прошлом опыте.

Наконец, остановимся на «аффекте» как одном из значений составного термина «значение слова», предложенного Л.С.Выготским как единица анализа единства (но не тождества) мышления и речи. Основываясь на исследованиях физиолога Л.С.Салямона [5], в частности, касающихся влияния принципа шеррингтоновской воронки на эмоциональные процессы, И.М.Дьяконов развил идею о том, что при образовании тропа, выделяющего определённые признаки слова не в его обычном («прямом») значении, а в значении переносном, эти признаки выделяются эмоционально.

Такое понимание образования тропа хорошо согласуется с данными психолингвистики. Ещё в 1928 г. А.Н.Леонтьевым было проведено экспериментальное исследование «цепных ассоциативных рядов» [6]. В нём он показал, что наличие сильного аффекта способно исказить, разорвать обычные ассоциативные связи, замыкая (инкапсулируя) их вокруг аффективной смысловой области. Исследование проводилось по методу «сопряжённых моторных реакций» А.Р.Лурия, ещё раньше подводившего к схожим выводам. Эти данные подтверждаются экспериментами, проводимыми В.Ф.Петренко. Таким образом, в результате воздействия сильного аффекта в семантическом поле может происходить разрыв обычных связей и их аффективная инкапсуляция.

Всё сказанное позволяет выделить тропическое мышление как особую форму когнитивных процессов, по-видимому, предшествующую в лингвогенезе разделению на научное (в научных понятиях) и художественно-эмоциональное (в образах искусства) мышление.
И.В.Пономарёв. Возрастная социализация в традиционном обществе. М.: Наука, 2009. С. С.30-32.

За книгу спасибо ув.homers_wife; читая там об исследованиях ритуалов и первобытной религии народа нупе в С.Нигерии, выполненных Зигфридом Фредериком Нагелем ( психологический эффект которых связан именно с тем, что они проходят помимо сознания и не допускают вербальной рефлексии), я понял наконец, что такое традиционное общество, и чем оно отличается от модерного. О чём надеюсь написать вскорости.

[1] Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М.: 2004.

[2] Щур Г.С. Теории поля в лингвистике. М.: 1974.

[3] Лурия А.Р., Виноградова О.С. Объективное исследование динамики семантических систем // Семантическая структура слова. М.: 1974.

[4] Пономарёв И.В.. Культура и историческое развитие личности (о синтезе теорий Л.С.Выготского и И.М.Дьяконова в этнологии) // Этнографическое обозрение. 2007. №4. С.23-36.

[5] Салямон Л.С., 1968. О физиологии эмоционально-эстетических процессов// Содружество науки и тайны творчества. Отв.ред. Б.С.Мейлах. М.

[6] Леонтьев А.Н., 1928. Опыт структурного анализа цепных ассоциативных рядов.// Избранные психологические произведения в 2-х т. Т.2. М.: 1983. С.50-71.

прогресс, социальная психология, общество, Л.С.Выготский, язык

Previous post Next post
Up