О тоталитаризме

Sep 08, 2015 00:22

У меня есть книжка папуасских мифов, записанных в основном немецкими пасторами на Земле Бисмарка. И там рассказана история дружбы и общения пастора с одним из туземцев-лучших рассказчиков и вообще незаурядной натурой (обладал явным художественным и актёрским дарованием и пр.).
Короче, личность. Как-то раз одна из его жён что-то не так сказала или подала, он стукнул её поленом, сварил и съел. Когда миссионер выразил другу некоторое недоумение, он получил более чем достойный ответ: "Неужели у вас в деревне [это значит в Европе] люди настолько невежественны, что вторгаются в чужую частную жизнь?"

Слушая обличителей тоталитаризма и защитников "частной жизни", я понимаю отчётливо что в основе таких обличений и в основе чувств, с которыми обличения эти высказываются, лежит то же самое "папуасское" убеждение в священности и естественности собственной расправы с теми, кто слабее тебя и от тебя зависит.
Жена и дети в семье обывателя, рабочие для работодателя, гастрарбайтеры для "потребляющей" их экономики, и прямые рабы, которых в начале 21-го века не меньше  чем в начале 19-го (в 20-м же было существенно меньше). Обличители тоталитаризма и защитники права на частную жизнь автоматически отдают их в полное распоряжение тех, кто имеет над ними власть - экономическую, социальную и иную. Ведь чтобы соответствующее угнетение можно было обнаружить и пресечь, следует вмешаться в частную жизнь работодателя, почтенного бюргера, "заглянуть на задворки" экономической жизни общества - скажем как сделал в ФРГ Гюнтер Вальраф (см. его книгу об эксплуатации гастарбайтеров "На самом дне", http://www.guenter-wallraff.ru/home/9739307887). А это вмешательство тоталитарно - любой либерал подтвердит.
Пусть это убеждение слегка задрапировано реалиями современного общества (власть денег, голода и безработицы помягче власти кнута и палки, но и зависимость создаёт посильней), пусть "удар поленом" в современном исполнении бьёт не по голове, а по человеческому достоинству тех кто унижен и эксплуатируется сейчас, все эти "папуасские реалии" чётко просматриваются в рыночном обществе.
Ergo, обличители "тоталитаризма" и защитники "свободы личности" автоматически обрекают тех кто послабже на угнетение тех кто посильнее. Сильнее не собственной личностью, а кулаком или кошельком, или тем особенным складом ума, который при взгляде на любого человека, любую вещь смекает немедленно, сколько прибыли отсюда можно извлечь и как именно этого человека прижать, чтобы извлечение прибыли было наиболее эффективным? Всё равно как защитники свободы торговли обязательно договариваются до защиты свободы работорговли или наркоторговли - ведь по их логике это такой же товар, не хуже любых других.

философия, общество, тоталитаризм, коммунизм, мысли

Previous post Next post
Up