Про акмэ идеи «естественности неравенства полов»

Mar 09, 2024 23:41

В связи с прошедшим 8 марта я напишу, по материалам исследования М.В.Золотухиной «Мир американской семьи» [1] (М.: Институт антропологии и этнологии, 1999. 320 с.), как выглядит «в чистом виде» взгляд, полностью противоположный идее женского равноправия, а тем более освобождению женщин. Он лежит в подоснове досель популярного мифа «о добытчике-защитнике», питает настроения про «удел женщины - дом и семья», особенно с учётом сверхценности «западных» и американских образцов в обществе, подвергающемся вестернизации. Так или иначе, США - место рождения не только ряда мощных движений за женское равноправие, и связанных с ними идей, но и место наиболее полного и мощного развития атакуемых ими стереотипов.
Последние максимально усилились, «кристаллизовались и застыли» в 1950-е годы среди «средних слоёв» США 1950-х, в эпоху бэби-бума, субурбанизации и «отбрасывания коммунизма». Потом уже, в 1960-е, их стали атаковать, сперва даже не из желаний равенства, а просто потому, что соответствовать им не получалось, они были разрушительны и тяжелы даже для верхней части среднего класса, где материальные проблемы не были ограничением. Плюс внутренне противоречивы, о чём подробнее ниже.
Бэби-бум, субурбанизация и «отбрасывание коммунизма» были определяющими в том, что идея естественного неравенства и необходимого разделения полов (своего рода межполовой апартхейд, замечательный тем, что устанавливался высшими и средними слоями «для себя», не для плебса) обрела законченную форму и тотально доминировала именно в эти годы и в этой стране. В предшествующие периоды она была и не сформирована до конца, и с разных сторон подвергалась атаке, и реальное поведение людей не очень ей соответствовало, даже у синклеровских «100%-ных американцев». А тут - и акмэ соответствующих взглядов, и их максимальная гегемония.
-------------------------------------------------------------------------------
Во-первых, личностное развитие (в этой стране естественным образом связываемое с конкуренцией и конкурентными качествами) считалось доступным только мужчинам, удел же женщины - любовь, с присущим ей альтруизмом и состраданием. Понятное дело, то и другое должно «оставаться дома» и обеспечивать конкурирующих друг с другом мужчин, но ни в коем разе не проникать в общество, чтобы не мешать рынку «отбирать лучших». Понятно, что это идеологическое разделение ролей, уделов, призваний немедя психологизировалось в эти годы, чтобы биологизироваться в последующие. Так, по мнению известного социолога Толкотта Парсонса, мужчинам «искони» присущи агрессивность (инструментальность), женщинам - пассивность (экспрессивность). Соответственно, для нормального функционирования семьи в развитом капиталистическом обществе совершенно необходимы «инструментальный» отец и «экспрессивная» мать (сидящая дома с детьми).
Собственно, в его концепции социального действия всё было «искони» - все усилия акторов направлены на поддержание гомеостаза, то бишь подавление недовольных и заглаживание противоречий вместо развития на их основе, их разрешения через, скажем влияние меньшинства. Отсюда подъём их популярности в последние 10-15 лет, когда капиталистический социальный порядок качается и трещит по швам. Распространение этих взглядов вернулось к нему бумерангом: «старшая дочь Парсонса, Анна, талантливый ученый - антрополог и психоаналитик, так и не смогла реализовать себя в этой области. Не выдержав давления общественных норм, которые не признавали незамужних женщин, Парсонс покончила с собой».
Так или иначе, описанное разделение мужской и женской природы рождало культ романтической любви, как своего рода чуда, способного перебросить мост «между мужским индивидуализмом и женским альтруизмом, между отсутствием способности к состраданию у первых и необходимой энергичности, активности, уверенности в себе - у вторых». Как всякое другое чудо, это также использовалось для прикрытия чисто материальных расчётов, обмана и эксплуатации, следующих из того способа, каким данные представления структурировали взаимоотношения полов - и в период ухаживания, и в семейной жизни.

«Продолжал бытовать миф о любви как таинственном чувстве, которому невозможно сопротивляться и которое целиком захватывает человека. Но при этом предполагалось, что купидоном «руководят» определенные параметры: принадлежность к определенному классу, этничность, религиозная принадлежность, уровень образования и дохода, то есть человек позволял себе влюбиться, когда для этого существовали определенные условия. Процесс ухаживания часто заключался в постепенном отсеивании менее привлекательных «дам» и «кавалеров», что никак не было связано с принятием на себя обязательств.
Феминизация любви заключалась в следующем представлении: женщина очень нуждается в том, чтобы проявлять любовь, нежность, заботу и испытывать их, тогда как мужчины, изначально более независимые, гораздо меньше нуждаются в прочных отношениях, основанных на духовности, а не только на сексе. Идея саморазвития индивидуума (self-growth) была маскулинизирована и предполагала возможность лишь принимать эмоциональные отношения, но не выступать их инициатором. Мужчины сочетали, таким образом, пассивность в эмоциональной сфере с сексуальной активностью и даже агрессивностью, тогда как женская сексуальность отвергалась. Альтруизмом и заботливостью женщины как бы платили за кров и пищу, предоставляемую им мужчинами, которые реализовывали себя в общественной сфере и практически неминуемо выступали в качестве соперничающих друг с другом «одиночек».
… Современные авторы отмечают, что в результате подобного разделения сфер женщины обладают гораздо более развитыми навыками понимания жестов, невидимых сигналов, которые посылают им мужчины, тогда как для мужчин сам процесс общения, особенно, экспрессивного, затруднен…
Мужчинам традиционно приписывались черты, ассоциирующиеся с конкуренцией, соревнованием: амбициозность, авторитарность, властолюбие, расчетливость, напористость, независимость, уверенность в себе, самоконтроль, активность, изобретательность, сила, желание и способность добиться экономического успеха, смелость и жесткий характер, умение логически мыслить. Весьма ценился мужчина, который «сделал себя сам» (self-made man). Этот культ в свою очередь требовал того, чтобы существовал культ «истинной женщины» - (true woman).
Историк Б.Уэлтер суммировала его определение как «сострадание, чистота, подчиненность и домашность, то есть мать, дочь, сестра и жена - [это и есть] женщина». Идеальная женщина, «домашний ангел» должна была быть набожной, благочестивой, послушной, подчиняющейся мужу, неуверенной в себе, пассивной, нежной, мягкой. Она была призвана обеспечивать эмоциональный климат в семье, комфорт, заботиться о домашних. Дамские романы, новеллы, журналы того времени прославляли женщину как гораздо более чистую по сравнению с мужчиной, более способную к самопожертвованию и не запятнанную борьбой за власть и богатство, следовательно наделенную большими добродетелями и менее эгоистичную, чем мужчина.
Речь идет о «доктрине двух сфер» или «культе женственности», которые задавали тон в семейной атмосфере среднего класса XIX в. и, будучи явлением идеологическим, все же базировались на реальной основе [2]. Эра политического и социального Прогрессивизма в США (1900-1915) была отмечена усилением феминистких настроений и большей сексуальной свободой. По иронии судьбы к этому во многом привело «движение за чистоту» конца XIX в., направленное против распространения венерических заболеваний и проституции, в результате чего женская сексуальность как бы вновь получила свое признание.
К 1920-м гг . - «рокочущим двадцатым» (the roaring twenties) - периоду нестабильности в социально-культурной сфере - активно провозглашались идеи личного освобождения от общепринятых норм и стереотипов. Появился новый имидж женщины - уверенной в себе, стремящейся к интересной, насыщенной событиями жизни. Тогда же стало заметным проникновение нового, так называемого андрогинного (то есть не акцентирующего различия между полами) образа любви. Америку охватила «революция в манерах и морали».
На смену традиционному ухаживанию, которое раньше часто сопровождалось chaperonage, пришел новый институт - dating, и представление молодого человека кем-либо из семьи перестало быть обязательным. Ухаживание как бы переместилось во внешний мир, и на смену семейному надзору пришел контроль сверстников и самобытной молодежной культуры. Выбор партнера гораздо больше зависел от личных симпатий и чувств. Массовое распространение автомобилей сделало возможным приватное общение для молодых людей, которое не обязательно должно было приводить к заключению брака. Как следует из женских журналов, в 1920-1930-е гг. сами девушки были не всегда настроены на роман и последующий брак, а скорее на то, чтобы иметь несколько поклонников.
…В 1950-е и начале 1960-х гг. к типично женским чертам по-прежнему относились слабость, повышенное внимание к своей внешности и проблеме старения, сексуальная пассивность, сочетающаяся, однако, с желанием во что бы то ни стало выйти замуж - «подцепить» мужа; чрезмерная эмоциональность, сентиментальность, нервозность, непостоянство, идеализм, непрактичность, любовь к сплетням, мелочность, зависимость, готовность подчиняться, терпеливость, нежность, неспособность логически мыслить, «конкурировать». Вместе с тем незабываемой женщину должны были делать не только ее привлекательность и сексуальность (наряду с изначальной неопытностью в сексе), но теплота, отзывчивость, цельность, внутреннее душевное богатство, то, что женщина должна знать, чувствовать партнера, уважать и восхищаться тем, что он планирует достичь, дарить ему ощущение того, что он более значим, чем даже думает сам. Как следует из писем мужчин, публикуемых в различных журналах для женщин этого периода, в женщинах ценилась красота, привязанность к мужу, заинтересованность в его делах, жизнерадостность, умение все делать в хорошем настроении и с чувством юмора. В женщине нельзя было пробуждать то, что приносило успех мужчинам - независимость, агрессивность, способность соперничать, доминировать.
К чисто мужским достоинствам причислялись подчас и противоречащие друг другу черты: стремление к тому, чтобы выполнять роль кормильца семьи и спокойное отношение к статусу холостяка, холодность и сексуальная агрессивность, социальная активность, логичность мышления, независимость, лидерство, требовательность, ориентированность на успех, решительность, сила и т .д. Существовал достаточно четкий стандарт , согласно которому мужчины являлись изначально более сексуальными, так как были движимы желанием, а не любовью, подобно женщинам.
Своеобразная двойственность отношения мужчин к женщинам в 1960-е гг. определялась все еще бытовавшим тогда стереотипом: вся деятельность женщин направлена на завоевание мужчин, поэтому последние должны, получая максимальное удовольствие от женщин, стараться не попадать в их ловушку. Размышления (рекомендации) по поводу того, как наилучшим образом мобилизовать «женское естество», можно было нередко встретить на страницах журналов для женщин на протяжении и 1960-х, и 1970-х гг.
[понятно, это немедленно ликвидирует прославляемые «идеализм, непрактичность, неспособность конкурировать» - а при желании их сохранить и/или неспособности от них избавиться вгоняет в неразрешимое противоречие, источник страданий и стресса. В.К.].
В то же время в 1962 г . вышел в свет бестселлер создателя журнала Cosmopolitain Хелен Герли Браун21, в котором автор настоятельно рекомендовала женщинам просто использовать мужчин, применяя модель поведения последних.
Стереотипное воспитание девушек и юношей приводило к тому, что их интересы различались настолько, что бывало трудно найти истинное взаимопонимание. Судя по воспоминаниям наших респондентов и данным американских исследователей, желание пользоваться успехом, быть популярным среди сверстников в то время было принципиально важным для большинства подростков и молодых людей. Для юношей это означало спортивность, неплохую, а лучше хорошую успеваемость в престижном колледже (если речь не шла об анти-героях, представителях богемы и пр.), веселый нрав, уверенность в себе и в завтрашнем дне, готовность к будущей карьере.
Для девушек очень большое значение имела внешность, идеал которой был достаточно жестким - блондинка с голубыми глазами и полной грудью (последнее превратилось в навязчивую идею на национальном уровне). Примечателен дискриминационный элемент этого имиджа - так выглядели представители WASP (белые англо-саксонские протестанты - наиболее престижная этноконфессиональная группа в США). Те молодые американки, которые не соответствовали стереотипам, могли оказаться изгоями и испытывать колоссальный стресс.
В то время особенно сложно было преодолеть противоречие между пуританскими и моралистскими установками церкви, семьи, общины и начинающимися гедонистическими настроениями, буквально навязываемыми средствами массовой информации, поп-культурой. Девушки оказывались перед практически неразрешимой задачей: вести себя достаточно сексуально и доступно, чтобы не показаться синим чулком, но не преступать запретную грань - добрачные сексуальные отношения общество рассматривалo как неприемлемые. Вопреки «рекламированию» влюбленности поп-культурой и средствами массовой информации, в реальной жизни юноша и девушки были не всегда влюблены друг в друга, факт общения - dating - мог объясняться и желанием вести себя соответственно нормативам. А вот going steady - то есть постоянные встречи с постоянным партнером как одна из наиболее распространенных форм ухаживания нередко приводили к последующему прикалыванию одинаковых булавок (pinning), обручению и заключению брака, одной из целей которого была легализация сексуальных отношений.
…Было безусловно принято, что первый шаг к сближению должен сделать юноша. Бытовало мнение, что мужчинам свойственно вступать в поверхностные, ни к чему не обязывающие отношения с целью добиться как можно большего числа «побед» [что есть следствие «духа капитализма», а не сексуальности, тем более что у М.В.Золотухиной речь идёт о «средних слоях» США, а там он особенно силён [3]. В.К.].
Несмотря на важность духовной близости между партнерами, для женщин считалось вполне нормальным оценивать мужчин в первую очередь по их достижениям в финансовой сфере, карьере, а не по личностным качествам. Советы популярных журналов, как следует вести себя на свидании молодой девушке в середине 1950-х гг ., пронизаны идеологией четкого разделения ролей, но явно прослеживается идея, что миром мужчин на самом деле управляют женщины (именно женщина поможет Ему найти работу и сделать карьеру). Иногда девушкам напоминали о развитии собственной личности.
На первый телефонный звонок лучше ответить очень любезно и проявить свою готовность к общению, а также попытаться прояснить ситуацию; если с этим молодым человеком стоит общаться, то при встрече можно слегка подшутить над его манерой разговаривать по телефону. Не нужно расспрашивать подробно о том, куда именно вы пойдете - ведь это его приглашение. Следует избегать постоянного присутствия родителей (!), чрезмерно пользоваться косметикой или же пытаться всеми силами обратить его внимание на свои «сильные стороны». В молодом человеке важно оценить и подчеркивать его мужские качества. Если же молодому человеку понравится подруга девушки-избранницы, последняя не должна внешне обращать на это никакого внимания и ни в коем случае не обсуждать это с кем-либо.
Существовал стереотип «неравенства шансов», согласно которому женщине, принадлежащей к высшему классу может быть сложнее найти партнера, чем мужчине той же социальной принадлежности, так как традиционно считалось, что женщины «повышают» свой социальный статус путем удачного замужества. Раньше ни девушка, ни юноша, не должны были раскрываться, демонстрировать свое настоящее «я» в процессе ухаживания. Общение с самого начала должно было строиться на маленьких хитростях и никак не могло быть открытым или равным.
…Напомним, что тенденция к распространению образа любви, который предполагал, что и женщина, и мужчина в равной степени способны на это чувство в самых разнообразных его проявлениях начала прослеживаться еще в конце XIX столетия. Она заявила о себе и в 1920-е гг ., когда проблема личного освобождения индивидуума стала весьма актуальной». Однако противоположный образ любви и, соответственно, психологии мужчин и женщин, ухаживающих друг за другом, образующих семьи и пр.- андрогинный (термин исследовательницы Ф.Кансиан) стал сколько-нибудь распространен в 1980-1990е гг., после определённого успеха движений за освобождение женщин.
«В этом образе соединены присущее мужчинам стремление к независимости, автономии и более характерная для женщин способность дарить свое чувство, заботиться. [причём соединены в той пропорции, в какой это удобно для каждого отдельного человека. «Удобно» и «неудобно» тут меряются риском психологических проблем и/или душевного заболевания, который у лиц, чья психология строго следует половым стереотипам, значимо выше, чем в случае андрогинности. Оно и понятно - быть самим собой легче и безопасней, чем объезжать себя на предмет соответствия стереотипам. А «мужчина» и «женщина», в противоположность «самцу» и «самке» - социальные роли, а не природные образования, что показывается возможностью их чисто функциональной реверсии, без каких-либо девиаций сексуальности [4]. В.К.]
Здесь подразумевается открытое общение, экспрессивность, паритетные, гибкие роли, распределение которых постоянно обсуждается партнерами, и «работа» над отношениями (которые должны быть открытыми, но и направленными на то, чтобы познать друг друга и соответствовать целям и интересам обоих). Согласно этому новому, «политически корректному» идеалу взаимоотношений, и мужчина, и женщина несут равную ответственность за судьбу их общения, оставаясь в то же время преданными идее внутреннего роста и самореализации (вместо того, чтобы один - а скорее, одна - из партнеров, приносил себя в жертву другому)».

Теперь от ухаживания с любовью перейдём к стереотипам, структурирующим нормы в сексе и семейном общежитии.
«…В 1950-е гг . реакция родителей на беременность дочери была практически однозначно негативной и означала обязательность ее вступления в брак. Десять лет спустя приемлемым вариантом было рождение ребенка с тем, чтобы впоследствии он воспитывался в другой семье. Следовательно, нравственно неверным считался не столько секс до замужества, сколько факт беременности. Одна из наших респонденток в начале 1960-х гг . была вынуждена отдать на воспитание свою дочь, которая родилась буквально за полгода до свадьбы, и отцом которой был ее будущий муж [5]. Молодые женщины, вступая в сексуальные отношения, «действовали по новым стандартам своих сверстников, но, оказываясь беременными, страдали от чувства вины, воспитываемого их бабушками и матерями.
…Напомним, что при этом важную роль в регуляции обществом сексуальных отношений играл т.н. двойной стандарт, согласно которому женщины, якобы изначально гораздо меньше заинтересованные в сексуальной активности и едва ли испытывающие от нее удовольствие, воплощали пассивное начало. Они должны были быть гораздо более добродетельными, чем мужчины, и их статус становился принципиально ниже в случае добрачной сексуальной активности. Мужчинам предоставлялась бóльшая свобода, именно они инициировали сексуальные отношения, в реальной жизни статус мужчин и оценка их сверстниками повышались пропорционально числу «побед» над женщинами, что вполне могло подразумевать сексуальные контакты.
… Неудивительно, что внешняя сбалансированность и взаимозависимость двух совершенно по-разному эмоционально окрашенных сфер - дома и работы - обернулась жесткой иерархичностью гендерной структуры в обществе с явным преимуществом в сторону мужчин. Мужчина, работающий за пределами дома и главенствующий над добропорядочной женой и послушными детьми, отвечал за принятие принципиальных решений в семье, а женщина распоряжалась их непосредственным воплощением в жизнь. Он зависел от нее эмоционально, она - скорее материально. Женщины обладали определенной степенью независимости, особенно в девичестве.
Постепенно независимость индивида и проявление заботы об окружающих начали рассматриваться как взаимоисключающие понятия. Зависимость одного человека от другого в американской культуре все больше воспринималась как проявление некоей незрелости, слабости духа, что было допустимым и характерным исключительно для женщин и позорным для мужчин. Чем раньше ребенок, особенно мальчик, становился независимым от матери, тем большее удовлетворение она могла испытывать от плодов своего воспитания.
Истинным и уникальным предназначением с точки зрения «культа истинной женственности»было материнство (примечательно, что в викторианскую эпоху беременность никогда не афишировалась). В круг задач женщин входило: умелое управление домашним хозяйством, воспитание сыновей и дочерей в духе нравственности - именно в этом и заключалось их служение отечеству.
[Важный момент: «Семьи рабочего класса преподносились как «матриархатные» в плане распределения власти, что едва ли верно отражало существовавшее положение вещей, но должно было подвергаться осуждению. Семьи других этнических групп не появлялись на экране вплоть до 1970-х гг. А первый американский семейный телесериал, в котором шла речь о еврейской семье (Molly Goldberg, 1949-1953) не стал известным на всю страну во многом из-за того, что не соответствовал строгому принципу принадлежности к белой англо-саксонской культуре. В.К.]

Читать далее

[1] Здесь и дальше в кавычках - цитирование этой работы.
[2] К слову, в эту эпоху женщины изображались также дискриминкционно, но иначе, ближе к нынешним представлениям исламистов: «с…в конце предшествующего столетия женщины изображались как порочные, сексуально ненасытные, непоследовательные с эмоциональной точки зрения и неполноценные физически и интеллектуально». Почему, собственно, мужчины должны были их контролировать, «держать дома» и пр.
[3] По той же причине «[современные] американцы ценят прежде всего не внешность партнера, а то, насколько во внешности выражена его или ее сексуальность, причем это справедливо и для индивидов, живущих в гражданском браке, и семейных людей: 57% мужей и 67% мужчин, живущих с женщинами в гражданском браке, отметили это в своих ответах. (Blumstein Ph. and P.Schwartz. American Couples. N.Y., 1983. P.249.). Понятное дело, тотальная сексуализация тоже создана рынком, поскольку сексуальное лучше продаётся, а в условиях неравноправия женщину больше воспринимают как «тело», чем как «лицо». Под влиянием рекламных плакатов даже «тело» воспринимается не как целое, а «по частям», в отличие от мужских фигур - причём в равной степени как мужчинами, так и женщинами (что корректируемо настройкой на целостное видение).
По контрасту стоит вспомнить техники обольщения в древнем мире (как жена Потифара пыталась соблазнить Йосефа) или в «традиционном обществе», в отличие от развитых стран связанные не с большей обнажённостью, а с лучшим нарядом и/или возможностью часто менять наряды. См., скажем, И.И.Шангина, 2007. Русские девушки. СПб.: Азбука-классика. С.28-31.
[4] «Франко-канадский ученый Саладин Д'Англюр, исследуя эскимосов-иннуитов, живущих в центральной арктической Канаде, установил, что до 20% детей воспитывается своими родителями в духе противоположного пола, то есть мальчиков воспитывают как девочек, и наоборот. Таким образом, к «третьему полу», как назвал это явление Д'Англюр, принадлежит едва ли не каждый пятый иннуит. Не в столь, правда, широких масштабах такое кросс-гендерное воспитание распространено и среди эскимосов Гренландии. Люди «третьего пола» никак не ограничены в своих социальных правах, в том числе и во вступлении в брак. Просто женщина, воспитанная как мальчик, успешно помогает своему мужу на охоте, оставив детей на попечение родственников, а мужчина, получивший в детстве женские навыки, может хорошо выполнять обязанности по дому, например ухаживать за престарелыми родителями. Сами эскимосы чаще всего описывают причину такого воспитания желанием духа умершего предка, чтобы ребенок был назван в его честь, вне зависимости от биологического пола младенца, или несоответствием пола ребенка чаяниям родителей. В любом случае, подобная практика оказывается очень полезна для выживания социума в условиях крайне сурового арктического климата и низкой плотности населения. См.: Saladin D'Anglure В. «Du foetus an chaman la construction d'un "troisieme sexe" inuite» in: «Etudes/Inuit/Studies», 1986, 10 (1-2), p. 25-113, а также: Birgitte Sonne «Escimoes' Mythology»: in Larrington C. (Ed.) «The woman's companion to mythology», 1992.» (из примечаний редактора к «Гендерной психологии» Шон Меган Борн. Спб.: Прайм-еврознак, 2001. 320 с. Дальше ехидно добавлено, что эти данные опущены, судя по всему, из-за несоответствия её теоретическим установкам). См.также про обряд ньюмба нтобу в Танзании и балканских вирджин.
[5]«Колониальная Америка, к примеру, знала немало случаев рождения детей вне брака, а 1/3 невест Новой Англии в конце ХVIII в. были беременны. (Larkin J. The Reshaping of Everyday Life. 1790-1840. N.Y., 1988. P.51.)»

пропаганда, всемирная история, антропология, брак и семья, реакция, США, предрассудки, угнетение женщины, капитализм

Previous post Next post
Up