Преподавание эволюции в Саудовской Аравии и Иране

Feb 07, 2023 18:56


(и немного в Израиле с Турцией)

В последнее время наблюдается рост креационизма и проблем с преподаванием теории эволюции в исламских странах [1]. Настолько быстрый, что об этом писали в Science, это стало майнстримной темой социальных исследований в странах Запада [2]. В первую очередь в США, в рамках мирового процесса «утечки мозгов» рассчитывающих на явно недоиспользуемый сейчас интеллектуальный потенциал специалистов из этих стран, тем более что там происходит обратное движение, от прогресса к реакции, что затрудняет их самореализацию на родине. Особенно это заметно в Турции, а вот минимум затруднений, видимо, наблюдается в Иране, о чём ниже. См. также анализ разнообразия креационизма: персоны, воззрения, заблуждения у scinquisitor.

Учитывая моё отношение к религии, читатель ждёт уж рифмы «роза» читатели могут ждать негодования, опасений и т.д. негативных эмоций; я же ситуацию понимаю иначе. Примерно так жар говорит нам о том, что организм - таки борется с болезнью, и надо усилить его защитные силы организма, так и рост креационизма говорит о тенденциях в целом позитивных - об экспансии образования, в т.ч. высшего, которое наконец становится массовым. О том, что религия уже не может определять весь жизненный уклад большинства, из-под её контроля выходят быт, улица, и она пытается внедрить соответствующие предрассудки извне, через государство и школу (а также другие общественные институты, например, армию и фабрику, что важно в странах 3-го мира) [3]. Вообще, «надо стараться не смеяться, не плакать, не негодовать, а понимать».

Для понимания проблем преподавания эволюции в странах, нам малознакомых и экзотических, вообще устройства их системы образования, достаточно непривычного для нас, привыкших к единой, светской, политехнической школе, с задачей преподавания основ наук, полезны статьи Elise K Burton. Одна подробная - сравнение преподавания эволюции в Саудовской Аравии и в Иране, вторая короткая - обзор ситуации в 4-х странах Среднего Востока: Израиле, Иране, Турции и Саудовской Аравии. В целом Elise K Burton показывает, что в своём отношении к преподаванию эволюции в учебных программах Саудовская Аравия и Иран демонстрируют во многом противоположный подход, Турция при исламистах деградирует от нормального преподавания наук к «саудовскому» варианту, в Израиле креационизм поднимает голову (думаю, из-за копирования трендов США), но общество сопротивляется.

Прежде чем я их перескажу, пара комментариев, что в методах анализа (или способах изложения?) не понравилось, хотя прочёл с интересом:


1. Автор не доказывает свои рассуждения, а иллюстрирует их. Примерно одной картинкой (с темой учебника и пр.) на один тезис, вместо того чтобы провести контент-анализ или как-то иначе обрисовать разнообразие тем, излагаемых учебниками естествознания. В итоге мы не знаем, что осталось за примерами, «выхваченными» его рассказом, и вынуждены доверять взгляду автора, вместо того чтобы мочь самостоятельно проверить его данными. Поэтому в ряде мест статьи (особенно вторая) ближе к очерку журналиста, чем к исследованию учёного.

2. Автор несвободен от характерного сбоя в логике: «Вы несправедливы к NN! - Так что я, молиться на него должна?????». В том числе он конструирует «прогресс в преподавании эволюции» в странах Востока как зеркальное отражение нападок родных ему американских креационистов. Скажем, он отнёс к позитиву в преподавании эволюции в Иране тот факт, что исламское государство активно поддерживает исследования в области стволовых клеток, к эволюционной биологии относящиеся очень и очень косвенно, скорей к медицине - потому что в его стране креационисты на них нападают.

3. Для обоих исламских государств автор анализирует только «бумаги»: учебники, программы и пр. Что именно происходит в классах, какие дискуссии разворачиваются в обществе по поводу эволюции, ему неизвестно (для Ирана он оговаривается об этом специально). Проблемы при реализации школьных программ «в жизни» и общественные дискуссии по этому поводу им описаны для Израиля и для Турции (но не в тексте, а в ссылках, которые ещё надо найти).

Из-за систематических ошибок 1-3 в статьях появляется специфический bias: автор старается доказать, что нормальное преподавание теории эволюции вполне совместимо с теократией, как в Иране, в том числе в этой области в клерикальном Иране дела обстоят лучше, чем в секулярном Израиле. Что как-то не вяжется с, мягко говоря, сильно различающимся уровнем эволюционных исследований в той и другой стране; скажем, в Израиле работает, создал свою школу и пр. «живой классик» Амос Захави, автор теории гандикапа, в Иране, увы, эволюционистов такого уровня нет. В том числе полагаю, в силу принципиально прикладной направленности иранской науки, чтобы искать нефть и делать бомбы, что отражается в том числе в содержании учебников, пересказанных Бартоном. Поэтому я прошу иранских / израильских читателей комментировать и поправлять, буде найдётся какой косяк, в тексте ли Бартона, в моих ли комментариях, и в первую очередь биологов.

---------------------------------------------

Первая статья посвящена сравнению Ирана с Саудовской Аравией. Зачин таков: В последние 40 лет в США суды последовательно блокируют попытки религиозных движений добиться преподавания милого им креационизма на равных с нормальными научными дисциплинами [а как же с замечательными луизианскими школами? В.К.]. Поскольку эта страна подаёт себя как пример и образец для всех, у западных людей может возникнуть ощущение, что преподавание естественных наук, и особенно теории эволюции, будет сильно подорвано в исламских государствах, где существует государственная религия [выход из которой, также как атеизм, - уголовное преступление. В.К.], и где правительства подконтрольны религиозным авторитетам». При этом валят в одну кучу столь разные страны, как Саудовская Аравия, Иран и Турция, хотя анализ учебников и учебных программ показывает существенные различия.

Образовательная система в  Иране и в Саудовской Аравии сильно централизована. Национальное министерство образования формирует обязательные программы и единые учебники для всех типов школ. Государственные учебники, которые обновляются ежегодно и распределяются между школами - обязательны даже для частных школ. В Саудовской Аравии обязательно и бесплатно начальное образование, в Иране - 8-летка, прочее там и там платно. Рисунок 1 показывает структуру системы образования в Иране и Саудовской Аравии.


«Саудовская Аравия - самодержавная монархия, и король Абдулла самолично возглавляет комитет, формирующий образовательную политику. В преамбуле документов, определяющих  образовательную политику королевства, говорится, что она является производной от исламского вероучения. Последующие разделы документа утверждают, что религия мусульман и (основанная на ней) завершённая концепция мироздания, человечества и жизни (отдельного человека) суть основные принципы образования, что подкрепляется двумя соответствующими цитатами из Кор’ана.

Преподавание наук в средней школе отвечает заявленным целям, утверждая особый вклад исламского мира в развитие наук и показывает (принятую в исламской теологии) концепцию «совершенной гармонии между наукой и религией в исламе». Появление здесь апелляций к стихам Корана указывает на общий принцип соединения науки и веры, который будет повторяться далее на всех уровнях естественнонаучного образования. В учебнике 6 класса по основам наук, 3 из 4-х цитируемых стихов Кор’ана  прямо указывают на сотворение мира. Например, раздел о человеческом теле открывается цитатой из Суры 95 (Смоковница): «Мы сотворили человека лучшим сложением, а потом вернем его в нижайшее из низких (состояний)». Сура 51 (Рассеивающие) «Из всякой вещи Мы сотворили пару, -может быть, вы пораздумаете!» предшествует рассказу о единстве процессов размножения у растений и животных, правда в том же разделе идёт рассказ и о бесполом размножении. На стр.61 важность воды иллюстрируется сурой 30: «И мы вывели из воды всякую живую тварь». Учитывая, что это последнее изложение основ наук, которое учащийся изучает в обязательном порядке, у него идея научных знаний безвозвратно связывается с идеей божественного творения.

Подавляющее большинство детей продолжает обучение дальше, однако на этой ступени преподавание основ наук на этом уровне не улучшается. Конечно, отдельные темы в учебнике «заслуживают» большего обрамления кораническими цитатами, чем другие. Это биология, астрономия, геология и климатология (в сравнении с химией, физикой и технологией [отсюда видно, что именно клерикалов напрягает в науке, кроме собственно научного метода - эволюционизм и исторический подход. Как только речь заходит об этом они начинают, говоря напрямую, лгать и изворачиваться. В.К.]).

Это никак не связано с наличием большого числа подходящих стихов (в Кор’ане). Стихи преподносятся как авторитетное и единственное объяснение для соответствующих явлений, они изолированы от следующего за ними текста в том смысле, что нет попыток объяснить то же самое как-то по-другому, научно, и сам стих никогда и нигде не бывает объясняемым, только объясняющим. То есть всё приспособлено для некритичного принятия религиозной версии. Ну и в учебниках, там где про биологию, нет ничего, чтобы указывало на факт самой эволюции [в т.ч. не говорится о той простой вещи, что «эволюция» - не теория, а научный факт, см. согласованное мнение учёных (в т.ч. обсуждаемых стран, кроме одной). В.К.]. То же самое и в других областях, вроде происхождения жизни, эволюционные объяснения не рассматриваются.

Дети, поступившие в старшие классы, должны пройти курс биологии, и учебник  10 класса даёт понятие об адаптации, и включает это в словарь терминов. Однако определение адаптации даётся отнюдь не в контексте процессов эволюции и естественного отбора (излагаемых как наблюдаемый факт), но как доказательство божественного творения:

«У всякой твари есть морфологические, функциональные и поведенческие приспособления, которые помогают выживать ей именно в её среде обитания. Аллах, слава Ему, дал каждому организму нужные приспособления, чтобы они могли выживать в столь различной среде обитания». Никаких доказательств, даже из Кор’ана, для этого утверждения не даётся. Это просто продолжение креационистской темы, которая пронизывает всё образование в Саудовской Аравии.

Учебник 12 класса первый и последний раз называет эволюцию по имени. После главы о классификации организмов идёт 2-страничное обсуждение происхождения человечества. Обсуждают так: сперва повторяют соответствующие места из Кор’ана о сотворении человека, затем упоминают тексты про то же самое в Ветхом и Новом Заветах. Затем продолжают: «Однако в западных странах появились то, что называется «теорией эволюции». Она была создана англичанином Чарльзом Дарвином, отрицавшим сотворение человека Аллахом [что неверно - в момент создания теории эволюции Дарвин был верующим, а безбожником стал по «общечеловеческой» невозможности примирить существование бога со злом и социальной несправедливостью, к которым был очень чувствителен. Опять же, учебник не говорит о характере образования Дарвина, иначе б дети задумались - почему именно подготовленные теологи более «простых верующих» склонны к сомнениям и безбожию (и исламские не исключение)? В.К.], и учит об общности происхождения человека и прочих живых существ. Но мы не нуждаемся в этой теории, поскольку в Книге Аллаха дан окончательный ответ на вопрос о происхождении жизни, что всё существующее Он сотворил». Дальше цитируют два аята о сотворении и в конце раздела твёрдо заключают: «Наши сердца находятся в мире со сказанным [выше] и, несомненно, принимают это и в вопросе происхождения жизни».

Дальше в учебнике пишут: «Тем не менее [несмотря на расхождение с Кор’аном] у Дарвина (у него были предшественники, такие как Ламарк, но Дарвин больше преуспел в продвижении своего «Происхождения видов» [sic!] нашлись последователи, которые развивали и подтверждали теорию, так что она распространилась с Запада [за его пределы]. К несчастью, её восприняли и некоторые мусульмане, не зная, что совершают мыслепреступление о её богохульности и ошибках в ней». Обратите внимание, что подчёркивается западное происхождение теории и «богохульность» тех мусульман, что поддерживают эволюцию. Будучи как бы реминисценцией американского креационизма, учебник заключает: «Поскольку эта теория носит девиантный характер, противоречит интуиции и разуму [4], было довольно много западных ученых-антиэволюционистов, которые вскрыли её противоречия в концептуальной области и в эмпирических доказательствах, почему пришли к мысли, что эволюция - всего лишь гипотеза, не имеющая фактических подтверждений.

Дальше идут неясные ссылки на пилтдаунского человека и ряды эмбрионального сходства Геккеля как «мошенничество эволюционистов». Раздел завершается репризой: «Доказательства» эволюционной теории рассыпаются при первой проверке, она держится только на недоразумении, или неподкреплённых спекуляциях, или из-за идеологической ограниченности, или на обманах и подлогах». Дальше учебник сосредотачивается на описании разнообразия организмов, и нигде не упоминает, что эволюция имеет к этому некоторое отношение. Однако приводит аяты Кор’ана как имеющие отношение к некоторым группам животных».

То есть де-факто саудовцы воспроизвели мессиджи американского креационизма, вроде того, чем окормляют в луизианских школах [5]. И с этой «базой», идейной и фактологической, они начинают изучать биологию в отечественных и зарубежных университетах - притом что последние годы аравийские монархии очень стараются нагнать в научных исследованиях. [к чему это ведёт, рассказывала знакомая-молекулярный генетик, руководящая исследовательской группой в одном из саудовских университетов. Они поощряют студентов включаться во все современные «западные» исследования, в том числе те, которыми она занимается; происходит это в специальных исследовательских зонах, отгороженных  от прочего общества, где  «иностранные специалисты» живут и работают так, как они привыкли.. Те не знают об эволюции вообще ничего, и делают большие глаза, когда им говорят что для их молекулярно-генетической темы это важно и надо соответствующие разделы выучить. Но учат без возражений, и готовы учиться у женщины. Может быть, потому, что дело происходит в «экстерриториальной зоне» [6]. В.К.]

Преподавание наук и теории эволюции в Иране.

В Исламской республике Иран власть сконцентрирована у Верховного аятоллы, который определяет права разных лиц на государственные и выборные должности. Иранский Минобр не включает клерикалов, но подлежит проверке ими на благонадёжность. Однако, департамент опытных (естественных) наук Министерства, предлагая своё видение философии обучения основам наук и целям естественнонаучного образования, не даёт в явном виде отсылок к исламской доктрине. Неявных (и довольно-таки трудноуловимых) отсылок 2 - благодарности «Создателю законов природы» и «Создателю этого мира (всего сущего)». Гораздо заметней упор, делаемый в учебнике на практически-позитивную роль науки - полезность её приложений в экономическом развитии, сугубую необходимость науки и технологии для совершенствования национальной инфраструктуры. Также сделан упор на обучение практическим навыкам, развитие критического мышления и производство «научно-образованных» граждан для развития страны».

Читать далее

[1] Salman Hameed, 2012.  Communicating Biological Evolution in the Muslim World два доклада с организованной им конференции: http://vimeo.com/13441580 и http://vimeo.com/7605582

[2] http://helios.hampshire.edu/~sahCS/research

http://whyevolutionistrue.wordpress.com/2012/12/16/islamic-creationism-london-debate-on-islam-and-evolution-cancelled-because-of-muslim-student-opposition/

[3] Важно подчеркнуть, что современный креационизм - это форма пропаганды религии путём  имитирования формы рассуждений и способа доказательства, принятого у учёных, а никак не попытка верующих исследователей примирить или гармонизировать собственную веру и научные занятия. Последнее может быть относительно безболезненным, как у Ф.Добржанского, может потребовать «наступления на горло собственной песне», как у великого физиолога Шеррингтона, не посмевшего вторгнуться в изучение ВНД через условные рефлексы, но не теоретизирования в характерном для креационистов стиле.

[4] тут учебник дезориентирует учащихся в области методологии науки - последняя никоим образом не подтверждает «здравый смысл», а дискредитирует и ставит под сомнение, поскольку наука развивается в сторону от него. От ложной кажимости вроде восхода/захода солнца к скрытым сущностям, управляющим структурой, функцией и эволюцией непосредственно воспринимаемых вещей.

[5] «Что такое настоящий экуменизм? это когда самые разные религии, в том числе готовые перегрызть друг другу глотки, радостно заимствуют друг у друга аргументы против теории эволюции, за сотворение мира, или способы борьбы с современностью, стаскивания нас в средневековье. Мусульманские фундаменталисты - у протестантских, православные - у исламистов, иудейские ортодоксы - у всех подряд, кто сгодится. Индуизм с буддизмом, впрочем, в процессе тоже участвуют» ( п.10).

[6] Сходный паттерн описал Томас Петтигрю для чёрных и белых шахтёров в небольшом городке в Западной Вирджинии. Под землёй ни расизма, ни разделения белых и чёрных не было, полная и всецелая интеграция. Как они поднимались на поверхность, просто люди сразу сегрегировались, и вели себя так как положено было «белым» и «неграм» на Юге (Pettigrew, T.F. (1959). Regional differences in anti-Negro prejudice. Journal of Abnormal and Social Psychology, 59, 28-36, отсюда). Что доказывает нам: расизм и иные предубеждения держатся исключительно в силу общественного давления и конформности уступающих ему индивидов, это не их личные взгляды, не выработанное, а «наведённое» давлением общества.

всемирная история, просвещение, деградация культуры, клерикализм, мусульманский мир, образование, религия, реакция, происхождение человека, эволюция, ссылки, атеизм, глобальный капитализм

Previous post Next post
Up