О свободе: Сэмюэль Джонсон

May 12, 2014 15:40

Великий английский писатель XVIII века Сэмюэль Джонсон у нас практически неизвестен - не переводили, по-моему, ничего. А он по продуктивности был сравним с целым союзом писателей - писал книги, издавал свой журнал, портфель которого мог полностью загрузить своими собственными творениями. Его толковый словарь английского языка не устарел до сих пор, это то же самое, что для нас словарь Даля, а "Беседы с доктором Джонсоном" Боссуэлла - что беседы Эккермана с Гёте. Подробней о Джонсоне
http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/BONMOTS/JOHNSON.HTM
Но зато у нас всякий знает его блестящий афоризм про то, что "Патриотизм - это последнее прибежище негодяев" (Patriotism is the last refuge of a scoundrel). Видимо, в силу особой актуальности для страны. Всякому непредвзятому человеку очевидно, что мишенью доктора Джонсона был не патриотизм, но эксплуатирующий его негодяй, а таковые на нашей земле почему-то не переводятся.
Но мне больше нравится его другая фраза: "К СОЖАЛЕНИЮ, МИР УСТРОЕН ТАК, ЧТО БОЛЬШЕ ВСЕГО О СВОБОДЕ КРИЧАТ ПОГОНЩИКИ НЕГРОВ". Точь-в-точь о наших (да и всех иных) либералах
И вот в восприятии этой фразы все мои знакомые чётко делятся на две категории. Одни делают акцент на "к сожалению", говоря, что да, этот мир плох, и его надо менять, чтобы не было ни надсмотрщиков, ни негров, ни разговоров о свободе, прикрывающих рабство (и не только негров, но и у нас на любом заводе и в любой конторе). Это не просто знакомые, но друзья.
Другие же делают смысловое ударение на "мир устроен так": мол, устроен, и неча его менять, радуйся, что ты не надсмотрщик и не негр, а, например, свободный художник. Таких я откровенно не люблю.
Я вообще консерватор. Люблю священные принципы 1789 года "свобода, равенство, братство" и хотел бы их сохранить даже в нынешнем мире, который после 1989 года вдруг покатился назад, под гору, как трамвай в Днепропетровске, словно мотор мировой истории отказал. А вот те, кто не любит эти принципы, смеётся над ними - те реакционеры.
Previous post Next post
Up