В предыдущей статье мы рассмотрели городской и пригородный транспорт, но что делать если надо попасть в другой город? В этом случае к услугам потенциального пассажира несколько вариантов: поезд, автобус, самолет.
Наиболее популярным дальним транспортом в Германии несомненно является железнодорожный транспорт представленный государственным монополистом Deutsche Bahn. Практически все дальние железнодорожные перевозки пассажиров осуществляются этой компанией. Я могу вспомнить только один поезд дальнего следования, принадлежащий другому оператору. Это экспресс Гамбург-Кёльн. Но он ходит два раза в день и погоды не делает. На рынке внутризмельных перевозок присутствует довольно много локальных операторов. К примеру по Нижней Саксонии курсируют региональные поезда принадлежащие оператору Metronom. В других землях также присутствуют аналогичные операторы. Однако все они входят в единую транспортную систему и в единую тарифную сетку. Так что для пассажира совершенно не принципиально, поезд какого оператора будет его обслуживать. Исключением является все тот же экспресс Гамбург-Кёльн. Там билеты следует покупать отдельно.
Итак, какие виды поездов доступны пассажирам? Это региональные поезда(RB), региональные экспрессы (RE), межрегиональные экспрессы (IRE), интерсити (IC), евросити (EC), интерсити экспресс (ICE), а также ночные поезда.
Региональные поезда(RB) - как следует из названия, ходят в рамках одного региона. Причем ходят достаточно медленно и останавливаются, что называется, «у каждого столба». Имея дополнительный билет, в них можно провозить велосипеды. Их имеет смысл использовать если надо попасть на особо малую станцию, где не останавливаются региональные экспрессы. Обычно частота следования 1 раз 20, 30 или 60 минут.
Региональные экспрессы (RE) ходят также в рамках одной земли или соединяют крупные города соседних земель. Однако, по сравнению с региональными поездами останавливаются на более крупных станциях и, соответственно, движутся быстрее. На перегонах их скорость может достигать 120-150 км/ч. Обычно эти поезда составлены из двухэтажных вагонов. В них также разрешен провоз велосипедов. Частота следования 1 раз 30 минут, но чаще всего - раз в час.
Межрегиональные экспрессы (IRE) встречаются довольно редко и обычно соединяют города 2-3 соседних федеральных земель.
Поезда интерсити (IC) составляют основу сетки поездов дальнего следования. Обычно они ходят из одного края страны в другой, набирая и высаживая пассажиров по мере движения. Останавливаются обычно только в крупных и средних городах. Частота следования обычно 1 раз в 2, 3 или 4 часа. Бывает 2 раза в день - утром и вечером. Зависит от загруженности маршрута.
Поезда евросити (EC) - это по сути те же поезда интерсити, но связывающие города разных стран. Зачастую эти поезда принадлежат операторам других стран. Их относительно немного и следует обращать внимание, кто является их оператором, так как возможны некоторые нюансы. Например в швейцарских поездах в вагонах не предусмотрена полка для крупного багажа, которые обязательно присутствуют во всех немецких поездах дальнего следования.
Поезда интерсити экспресс (ICE) являются наиболее технологичными, комфортными и быстрыми. Они работают на наиболее популярных и нагруженных направлениях. На маршруте эти поезда развивают скорость 200-250 км/ч, останавливаются только в крупных городах и позволяют добраться из одного конца страны в другой за 6-8 часов. К услугам пассажиров кроме удобных кресел еще розетки, позволяющие зарядить в дороге электронику, а также доступ в интернет посредством wifi точек.
Существуют также и ночные поезда, с купе, где можно выспаться, но скажу честно - у меня не возникало ни разу потребности. Кроме того, из-за значительно более низкой плотности пассажиров билеты на ночные поезда заметно дороже. Так что их можно рассматривать разве что как замену варианта поездка + гостиница.
Билеты на поезд, как и в локальном транспорте, покупаются на поездку. Однако, в случае поездов возникают различные нюансы. Прежде всего билет определяет, каким классом поездов можно пользоваться. Например если куплен билет в рамках земли для региональных поездов, то нельзя пользоваться поездами дальнего следования, даже если они останавливаются в нужных станциях. В случае поездов дальнего следования возможен вариант открытого билета или билета на фиксированный поезд. Второй дешевле, однако если вы опоздали на поезд или хотите уехать раньше, то необходимо доплатить до стоимости открытого билета.
Стоимость билета на поезда дальнего следования традиционно зависит от двух факторов: времени до поездки и количества поездок. Чем раньше заказан билет, тем дешевле он обойдется. Причем разница в цене при заказе за месяц и в день поездки может достигать до 3 раз.
При заказе заранее и на конкретный поезд стоимость однократного проезда колеблется от 10 евро (до ближайших городов, до 50 км) до 60 евро за поездку от Гамбурга до Мюнхена (около 800 км).
Что примечательно, стоимость поездки на ICE не сильно отличается от IC. Зависит в основном от расстояния. Поэтому, если есть возможность - имеет смысл пользоваться скоростными поездами. Так можно сэкономить до 50% времени на дорогу.
Те кто ездит достаточно часто, могут приобрести «оптовую» карточку. Существует 3 вида таких карт: 25%, 50% и 100% скидки. Первая стоит около 60 евро, вторая - 250, третья - безлимитная - 4000.
Подбил свою статистику за 7 месяцев, с того момента, как приобрел 25% карточку: за это время было совершено 20 поездок (в одну сторону). Так как поездки были в основном однодневные, туда и обратно, то получается что я в среднем путешествовал немного чаще, чем раз в месяц. Скидка, полученная за это время составляет 173 евро. Т.е. карточка, стоившая 62 евро окупилась уже 2.5 раза. Если экстраполировать на год, а это срок действия карты, то она окупится 4-5 раз. Получается, что даже при таком, относительно не частом использовании, можно смело покупать и 50% карту. Она стоит 255 евро, и окупится за год всего около 3-х раз. Но в абсолютном измерении годовая экономия составит около 480 евро против 230 евро при покупке 25% карты.
Также, кроме классических билетов, предлагается множество специализированных предложений. Прежде всего - это земельные билеты. Купив такой билет в течение суток можно ездить где угодно в рамках земли, а зачастую - захватывая и части соседних. Кроме того, по такому билету обычно можно пользоваться и городским транспортом. А также, за одного нового попутчика цена возрастает всего на 2 евро. Всего по 1 билету может ехать до 5 человек. Цена билета для одного человека варьируется от 15 до 35 евро, в зависимости от земли. Важный момент: по такому билету пользоваться можно только региональными поездами и региональными экспрессами.
Если хочется забраться подальше на выходных, то можно воспользоваться билетом выходного дня. Он действует аналогично земельным билетам, но распространяется на всю территорию страны. Конечно очень далеко на региональных поездах не получится, но это интересный способ путешествий, не ограниченных направлением.
Кроме этого на сайте DB постоянно появляются разные объявления о разовых или краткосрочных предложениях.
Еще один нюанс, не очевидный для новичков: билет не подразумевает резервирование места. Т.е. билеты продаются на поезд. Значительно больше, чем есть сидений в наличии конечно не продадут, но возможен некоторый овербукинг за счет пассажиров, которые имеют билеты с открытой датой. Такое переполнение случается не часто, но в дни праздников или каких либо массовых мероприятий вполне возможно. В прочие дни свободных мест достаточно много. Однако, если есть желание путешествовать с комфортом, за 4.5 евро можно купить плацкарту. При этом можно выбрать: 6-местное купе или общий зал вагона, а также места у окна или в проходе. А для современных IC/ICE составов можно выбрать на схеме непосредственно вагон и место.
В старых составах указание резервирования производится проводником. Он вставляет полоски бумаги, с распечатанным диапазоном резервирования в специальную рамочку, соответствующую месту. В современных поездах за это отвечает электроника и информацию о резервировании можно увидеть на экранчиках над сидениями.
Таким образом, при путешествии в одиночку и без массивного багажа, резервирование места имеет смысл только в случае праздничных дней. Однако же при путешествии группой и с багажом имеет смысл озаботиться покупкой резервирования, чтобы сидеть вместе и не бегать с чемоданами по вагонам в поисках свободного места.
Билеты можно купить на сайте и распечатать на принтере, а также приобрести на вокзале в автомате или в сервисном центре. Покупка на сайте и распечатка обычно на пару евро дешевле. Таким образом стимулируется самообслуживание. Также существует очень удобное мобильное приложение. Оно подтягивает в себя билеты и распечатка не требуется. Кондуктор считывает QR код непосредственно с экрана. Важный момент! При покупке билета на сайте и распечатке на принтере и при использовании электронного билета пассажир обязан иметь при себе именно ту карточку, которой билет был оплачен. В противном случае билет не действителен.
Также приложение через сеть имеет доступ к актуальной информации относительно расписания и задержек поездов, а также о номере платформа, на которой происходит посадка-высадка. Дело в том, что при опозданиях поезда возможна смена номера платформы. Об этом делают голосовое объявление, но в шуме вокзала оно не всегда разборчивое, особенно на чужом языке.
Несколько слов о сервисе, который получает пассажир. Прежде всего, практически все поезда предназначены для путешествия в положении сидя, а не лежа, как привычно нам. Часть сидений расположены друг за другом и имеют откидные столики на спинках, часть - стоит лицом друг к другу со столиком между. Также есть кабинки со стеклянными дверьми, где расположены 6 сидений и столик. Первый класс отличается от второго в основном расстоянием между сидениями и немного более комфортными спинками, хотя сидения второго класса вполне удобны. В принципе практически все составы похожи на поезда Интерсити, начавшие работу в Украине. Разве что региональные экспрессы двухэтажные, а также немецкие IC/ICE двигаются быстрее.
Окна обычно наглухо закрыты, однако работает система климат-контроля, поддерживающая свежий воздух комфортной температуры. Все поезда, даже региональные, которые можно соотнести с привычными нам электричками имеют туалеты. Причем как минимум один вагон имеет туалетную кабинку увеличенного объема, предназначенную для людей с ограниченными возможностями, а также для родителей с грудными детьми (там имеется откидной пеленальный столик).
Теперь о неприятном: те времена, когда по немецким поездам можно было сверять часы, похоже прошли. Задержки, особенно на поездах дальнего следования случаются довольно часто. При этом стыковочные поезда, если опоздание не превышает 15 минут, стараются также придержать, чтобы пассажиры могли совершить пересадку. Машинист в этом случае сообщает пассажирам, на каком пути их ожидают стыковочные поезда. Так что пересадка остается возможной, но это ведет к веерному распространению задержки. При большей задержке обычно приходится ждать следующего поезда, в этом случае проблем с использованием билета, купленного на конкретный поезд, обычно не возникает, однако теряется резервирование места.
Местные жители связывают такие проблемы с тем, что за последние 5 лет заметно уплотнилась сетка движения поездов и уменьшились временные зазоры между ними. Поэтому сбой в движении одного из поездов вызывает сбои в движении не только стыковочных поездов, но и задержки других составов из-за занятости полотна. Есть даже конспирологическая теория, что такое уплотнение графика без заметных инвестиций в расширение железнодорожного полотна было сделано для улучшения краткосрочных показателей топ-менеджментом для того чтобы продлить контракты с акционерами.
В общем, факт остается фактом, что количество опозданий в последнее время возросло. Оно конечно не критическое, за год я попадал на короткие опоздания пару раз, однако это не вызвало изменений маршрута. Один раз попал на значительное опоздание (3-4 часа), но это был последний сегмент, так что особых последствий также не вызвало. Разве что пришлось добираться на такси домой, так как в 2 часа ночи уже ничего не ходило. И один раз - на отмену поезда, но этот случай был связан с сильным штормом, который повредил контактную сеть и были отменены все поезда почти на сутки.
Еще одним неприятным сюрпризом для путешественника может стать забастовка. Дело в том, что из-за естественной монополии Deutsche Bahn, рыночные методы регулирования зарплат не работают. Машинисту скажем просто негде трудоустроиться, кроме как у монополиста. Поэтому коллективы таких крупных монополистов обычно имеют сильные профсоюзные организации, которые борются за права работников. И забастовка - это один из популярных методов борьбы. Как это обычно происходит: профсоюз уведомляет о забастовке за несколько дней, на сайте вывешивается объявление и, конечно, этот факт освещается в СМИ.
Забастовка, конечно, не означает полную остановку движения, некоторые поезда конечно ходят, но их плотность понижается в 4 и более раз и действующие поезда оказываются достаточно перегружены. Я попадал в такую ситуацию всего один раз и мне надо было ехать не сильно далеко, так что я просто скорректировал график, чтобы попасть на идущий в нужном направлении региональный экспресс, который курсировал раз в 2 часа, вместо каждых 30 минут. Информацию о том, какие поезда отменены, а какие курсируют, можно также увидеть в мобильном приложении.
Итак, несмотря на некоторые неприятные моменты, система железнодорожного сообщения здесь функционирует достаточно удобно и позволяет решать вопросы перемещения на средние и большие расстояния просто и удобно.
Начало:
Общественный транспорт в Германии (часть 1 - Городской и пригородный транспорт)