Как я уже рассказывал, моим основным видом деятельности в Германии является работа по найму по моей основной специальности. Однако мои старые клиенты продолжают присылать запросы на консультации по старым и новым проектам, поэтому возник вопрос, как на этом заработать? Естественно я хотел сделать это официально, чтобы не возникло проблем с налоговыми и другими государственными органами.
В первое время я попробовал работать через свою старую регистрацию как ФОП в Украине. В принципе это полностью легальный вариант, между Германией и Украиной есть договор об отсутствии двойного налогообложения. Но по факту этот способ оказался весьма затратным по двум причинам: во-первых, украинское валютное законодательство требует обмена валютной выручки на гривну (и чтобы воспользоваться этими средствами в Германии их надо снова обменять на евро, а это весьма ощутимые потери на курсовой разнице). А во-вторых, эти суммы, хоть и не облагаются налогом в Германии, но участвуют в сумме полного дохода, которая определяет процент подоходного налога тут, в Германии. А он - прогрессивный. Основная проблема тут в том, что в Украине ФОП на едином налоге учитывает только валовый доход, который и считается прибылью. Таким образом я не мог исключить из дохода расходы выплаченные суб-подрядчикам и они увеличивали сумму годового дохода, а значит и процент подоходного налога здесь, в Германии.
Таким образом, подумав и посчитав, я решил зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности в Германии. И сейчас я расскажу, что для этого надо.
В Германии существует много форм организации предпринимательской деятельности. Я буду ориентироваться на те, которые больше подходят для специалистов моего профиля, то есть ИТ.
Прежде всего - это специалист свободной профессии Freiberuflich. У нас были споры, можно ли считать ИТ-шника таковым. В итоге пришли к выводу, что это больше зависит от непосредственного вида деятельности. Связана ли работа с услугами кастомной разработки или с выпуском и продажей серийных продуктов. В общем, в каждом конкретном случае стоит проконсультироваться с налоговым консультантом. В принципе, специалист свободной профессии может проводить все необходимые операции, иметь банковский счет, арендовать помещения, нанимать работников и заключать договора. Следует только отметить, что некоторые профессии (не связанные с ИТ) в силу исторических факторов требуют специального обучения и сдачи экзамена в соответствующей гильдии. К примеру это относится к парикмахерам, сантехникам и другим профессиям сферы обслуживания.
Если вид деятельности не попадает под перечень свободных профессий, то можно зарегистрировать Gewerbe. По сути, в этом случае повторяются все условия, что и у Freiberuflich специалиста, однако появляется необходимость платить ремесленный налог (Gewerbesteuer). В принципе он появляется только при достаточно больших оборотах (более 24 тыс евро в год) и его сумма зависит от места регистрации (это местный налог, определяемый местными властями). Сразу отмечу, что я, не разобравшись, зарегистрировал Gewerbe, хотя мог обойтись и Freiberuflich.
Еще один интересный способ регистрации - это регистрация собственного предприятия. Для малого бизнеса наиболее удобной формой является общество с ограниченной ответственностью (GmbH). Однако для регистрации такового в Германии требуется минимальный уставной фонд в 25 тыс евро. Половину которого необходимо сразу же внести на счет компании. Для ИТ отрасли, где основных фондов практически нет, а основным капиталом является информация, знания и специалисты, это довольно крупная сумма. Поэтому для таких случаев существует особая форма - mini-GmbH (UG). Уставной фонд UG может быть даже 1 евро. Однако каждый год владелец обязан направлять 25% прибыли в уставной фонд до тех пор, пока он не достигнет 25 тыс евро. Регистрация UG несколько более сложная и дорогая. Требуются услуги нотариуса. Общие затраты составят около 300 евро. Однако она и дает некоторые интересные возможности в оптимизации налогообложения. Дело в том, что владелец компании ( у которого больше 50% капитала и который работает в компании при окладе до 10 тыс евро в месяц платит те же самые отчисления с дохода, что и Gewerbe. При этом вместо государственного пенсионного страхования он может выбрать частное, которое заметно более выгодно. А также он может регулировать свой доход меняя зарплату хоть каждый месяц. Таким образом иногда можно получить какие то налоговые льготы или наоборот хороший вариант по кредиту. В общем, эти нюансы надо обсуждать с налоговым консультантом.
Еще одним важным моментом касательно налогообложения является то, что предприниматель покупает все, что хоть как то связано с бизнесом ДО налогов. А обычный обыватель - ПОСЛЕ. Т.е скажем покупка ноутбука, который несомненно связан с деятельностью ИТ-специалиста, уменьшит совокупный доход, а значит и сумму уплаченного подоходного налога. То же самое можно сказать и про подключение к интернету. Таким образом, даже на мелочах можно получать заметную в масштабе года экономию.
Итак, я пока решил остановиться на варианте Gewerbe. И сейчас расскажу о процессе регистрации.
Сам по себе процесс простой и необременительный для резидента Германии. Однако для иностранца с синей картой он оказался несколько более сложным. Но обо всем по порядку.
Для регистрации Gewerbe требуется обратиться к соответствующему сотруднику в местном муниципалитете. Сама процедура заняла минут 10 представляла собой заполнение 1-й формы и стоила 30 евро пошлины. Эта форма подписывается сотрудником муниципалитета и с ней можно идти в банк и открывать счет для предпринимательской деятельности. В принципе можно пользоваться и частным (отличий нет) но отдельный счет проще для бухгалтера.
Затем, если у вас нет налогового номера, необходимо запросить его в Finanzamt'е. Также необходимо заполнить форму уведомления о начале деятельности и отправить ее в Finanzamt. Также, в связи с тем, что у меня клиенты в основном зарубежные, я сразу запросил налоговый номер для НДС (UmsatzSteuerNummer). Все эти операции не то чтобы сложные, но не всегда понятные, поэтому мой совет: сразу найти налогового консультанта и поручить это все ему. Это не дорого, однако избавит от многих непонятных моментов.
И вот, наконец, когда все формальности были улажены, я зашел в управление по делам иностранцев по совершенно другому вопросу и спросил инспектора, должен ли я уведомлять их о дополнительной занятости. Дело в том, что из форумов и блогов я понял, что это не обязательно. Однако, видимо что-то поменялось. Сейчас эта процедура является обязательной для обладателей Blue Card. Дополнительный вид деятельности должен быть внесен в приложение к карте наравне с основным местом работы. Но это только часть проблемы. Дело в том, что ABH сами не могут принимать такое решение. Им для выдачи разрешения требуется бизнес-план, завизированный в Индустриально-ремесленной палате (IHK).
Я всех этих бюрократических хитросплетений не понял, и поэтому пошел в местное отделение IHK. И стал грузить их вопросами. Филиал IHK в Нордерштедте очень маленький, однако я им очень благодарен за внимательное отношение и помощь. Я им вкратце рассказал концепцию бизнеса и спросил, что мне делать дальше. Оказалось, что они никогда раньше не сталкивались с такой ситуацией с владельцами Blue card. Однако сами связались с ABH, уточнили все нюансы и рассказали мне. Как выяснилось, мне все таки необходимо подготовить бизнес-план, однако его защита будет в основном формальностью, так как на основном месте работы я получаю средства для проживания. Кроме того, они дали мне ссылку на специальный онлайн продукт, разработанный ими для подготовки бизнес-планов. Он задает много вопросов и на выходе формирует заготовку бизнес-плана, которую можно отредактировать и отправить на рассмотрение в IHK. Правда этот сервис оказался новым и немного глючил на этапе расчетов прибыли, однако в целом он мне здорово сэкономил время.
Затем сотрудники IHK сами связались с управлением по делам иностранцев и передали свое заключение. А я уже сам перезвонил в ABH и получил термин на замену приложения к Blue Card. Вся процедура получения разрешения заняла более полутора месяцев, так что её стоит начинать первой, в не последней, как я.
После регистрации Gewerbe можно сразу идти в банк и открывать счет. В принципе можно пользоваться и своим приватным счетом, но лучше сделать отдельный. Так как необходимо разделять операции частного лица и предпринимателя. Это лишняя работа для бухгалтера и усложнение проверок со стороны Finanzamt'а. Я открыл счет в том же отделении Commerzbank'а, где у меня был приватный счет. Мне назначили русскоговорящего менеджера-стажера. Лучше бы не назначали... Он сделал несколько ошибок в настройках и мне пришлось несколько раз ходить в отделение и исправлять их. В итоге оказалось, что его уволили, видимо он не только у меня начудил. Но в итоге все наладилось и клиент-банк заработал корректно.
Еще один сюрприз был с получением номера плательщика UmSt. Заявка на него подается через сайт, что и сделал мой налоговый консультант. Ответное письмо приходит в течение недели по почте обычно. Но не в моем случае... Через две недели подали еще раз. Тот же результат. После третьей попытки консультант решил перезвонить в Finanzamt и узнать, что происходит. Оказалось, что при внесении моей первичной заявки на регистрацию клерк не поставил галочку что я хочу быть плательщиком НДС. В результате все мои заявки автоматом отклонялись. Мое "фе" разработчикам инфосистемы. Могли бы и прислать на почту уведомление об ошибке. Правда особых последствий задержка не имела, Finanzamt совершенно спокойно смотрит на оформление "задним числом". Это даже нормальная практика, когда бизнес уже начинает работать, а лишь потом дооформляется. Лишь бы это все было в рамках финансового года. Да и то не очень критично, можно написать объяснение.
Таким образом на оформление ушло 3-4 месяца, однако надо учесть, что для меня этот вопрос был не самым приоритетным, да и работать можно буквально сразу, а формлять все постепенно.