Пилотажная группа "Первый полёт" над пермской землёй
8.07.2023, аэродром "Фролы", Пермь
Праздник вновь состоялся - после аж трёхлетнего перерыва. В "пандемийный" 2020-й поотменяли почти все массовые мероприятия, как-то не сложилось и в 2021-м; в 2022 году всей России было не очень-то до праздников (не считая, разве что, «государства в государстве» города Москва). Однако в этом году наша Пермь дожила до своего собственного юбилея, «Зоолетия». Отцы города решили уважить нас, пермяков, красивым воздушным праздником, который и состоялся вчера, 8 июля. За всех говорить не буду, но мне очень понравилось! Вчера, на аэродроме, не раз и не два ловил себя на мысли - мол, вот бы унести с собой это небо в облачках и этот воздух праздника, наполненный весёлым гомоном детворы и вкусными запахами... Подстилать бы иногда себе эту землю с короткой скошенной травкой, на которую так уютно прилечь спиной и смотреть в небо на самолёты и парашюты, давая отдых уставшей шее! Конечно, это невозможно, и всё-таки - что-то из того я постараюсь сейчас аккуратно уложить на полочку в кладовой памяти, чтобы для собственного удовольствия доставать иногда :)
«Крылья Пармы - 2023»: возвращение фестиваля
Совместный военно-гражданский аэродром Большое Савино и территория авиабазы «Сокол», по очевидным соображениям, для массовых мероприятий сейчас не подходит, поэтому всё было организовано на базе ДОСААФовского грунтового аэродрома Фролово. В организации заезда явно сказался опыт прошлых лет - чёткое и достаточно частое движение автобусов, очередь на посадку и высадку, во избежание давки, под наблюдением ЧОПовцев и плюс ограниченная «лабиринтом» из переносных ограждений. Теми же ограждениями во Фролах ограничили зону для посетителей фестиваля, прямо по-взрослому, как в Большом Савино раньше делали :) В прошлые года, когда один из дней праздника проходил в этих же Фролах, никаких особых мер по ограждению там не предпринимали - к самолётам на поле тебя не пустят, конечно, а так ходи где хочешь. В этом году рассудили, что лучше перебдеть... Жаль, конечно, что родная парашютная казарма, городок с тренжёрами и ангары с техникой оказались за пределами разрешённой зоны, однако она, ограждённая зона, была достаточно большой, и взлетающие самолёты можно было видеть совсем рядом.
Движение бесплатных автобусов организовали плюс-минус из прежнего района отправления, что и в прошлые года, в конце Шоссе Космонавтов (в данном случае - со стоянки ТЦ «Планета»); я успел на самый первый рейс в 12:00 и был на аэродроме около 12:30, без пробок и приключений. Посетителей было ещё совсем мало (начало программы обещали в 14:00), но уже можно было на фоне плотных облаков разглядеть комочки раскрываемых парашютов. С удовольствием увидел старых знакомых по парашютным денькам - Сан-Михалыча Варина, ожидающего у казармы, и неутомимую Инну Анатольевну Лоскутову, которая, как всегда, весёлая и жизнерадостная, шла с поля после очередного прыжка с куполом в охапке. Узнала, даже дружески обняла при встрече, и кивнула потом на старый фотоаппарат с внушительного вида оптикой у меня на груди: «Ты как сюда - работать?» - «Нет», - говорю, - «как отдыхающий».
Так-то я пытался записаться волонтёром на этот фестиваль: мои ребятишки остались пережидать жару на даче, на праздник не собрались, поэтому не был ничем связан. Однако в нашей волонтёрской группе, через которую я в прошлые года записывался, администратор как-то устранился от этого дела, ограничившись только общим объявлением, что, мол, волонтёры будут нужны. Не видя его реакции на обращения и вопросы, я махнул рукой. Вчера, уже на месте, поинтересовался у девчат-волонтёров, кто и как их координировал - сказали, что они во многих волонтёрских группах состоят, и вот в какой-то из них всё и срослось (очевидно, не в той, на которую я подписан).
Волонтёры с белых футболках с символикой фестиваля встречали и провожали автобусы, наверное, и на парковке тоже работали; детские площадки также были под их попечением. Организаторы постарались, чтобы маленькие посетители не скучали, и размах устроенных для детей развлечений был вполне сравним с детскими "Крылышками Пармы" в 2013-2017 годах. Например - стояла гигантская контурная "раскраска" с самолётами и облаками, которые предлагалось раскрасить тут же выдаваемыми фломастерами; отдельно была игра-"Джанга" со сборкой высокой башни из деревянных чурбачков; была ещё "пятнашка" размером с обеденный стол, крупные (метр на метр) кубики из пенопласта... Большим успехом пользовались также организованные на столах под большим тентом поделки - дети вырезали из гофрокартона большие контуры бабочкиных крыльев (девочки) или самолётов (мальчики), украшали их аппликациями, приделывали лямки из того же картона - и надевали на спины. Смотрелось забавно :)
Предлагались, естественно, и платные развлечения и угощения - надувной батутный "замок", например, или мастер-класс по изготовлению мороженого; довольно скромно была представлена сувенирная продукция - в основном, в связи с Пермью и 300-летним юбилеем города, а также, почему-то, АВГП «Стрижи» (но не «Русь», которую мы ждали с выступлением в этом году).
Парашютисты приземлялись за ограждением
Поле постепенно заполнялось посетителями; как и обещано, официальная программа праздника началась в 14:00. На сцену поднялся Николай Анисимов, приветствовал собравшихся, и начал сходу комментировать начало программы - готовящихся к выброске парашютистов. Каждого в воздухе он представил, коротко охарактеризовав. Знакомых мне имён я уже не встретил, но вообще слушать было интересно. В частности, узнал, что во время празднества прыгали братья-близнецы (Тихоновы, то ли Паховы?) - всегда в одном заходе, и ещё один парень, который буквально накануне демобилизовался после срочной службы в ВВС (он при снижении под куполом раскрыл в воздухе большой флаг ВВС на тросике с грузом). Среди девушек-парашютисток были совсем юные. Скажем, как одну из них представлял Николай Анисимов: «у меня тут записано Анастасия Игоревна, а так-то, конечно, просто Настя - девушке 16 лет, но она уже имеет порядка двухсот прыжков, такие-то звания и разряды, а сейчас покажет вам возможности сверхскоростного купола!» Действительно, спортсмены на крохотных «тряпочках» скоростных куполов показывали такое, что только челюсть подбирай. Всего метрах на 500-х добрую половину этой высоты вдруг резко скручивали энергичным витком спирали, казалось, со скоростью брошенного камня, почти вертикально! Потом, как ни в чём ни бывало, выравнивались и спокойно заходили на посадку. Красавчики, что скажешь!
Ан-2 "ходит по головам"
Пилота трудяги Ан-2, который вчера без устали завозил парашютистов на высоту, Николай тоже представил: «Максим Цирков, как мы в шутку говорим - самая авиационная фамилия». Лётчик и в самом деле не удержался от элементов «воздушного цирка» - отработав своё, почти перед каждой посадкой лихо проводил свой «кукурузник» над нами, зрителями, на малой высоте, ещё и с энергичным креном градусов под 30, сверкая иллюминаторами и распахнутой десантной дверью.
На сцене - Николай Анисимов
Пока перед своим выступлением опробовала моторы пилотажная группа «Первый полёт», Николай спел нам несколько своих песен - хорошо знакомых, разве что с «Я-лётчик» немного удивил дополнением известного текста: что-то про то, что «нас на земле заставляют ходить строем», и «другие за деньгами идут на Бобики-Арбузы». Потом Николай уступил сцену группе «Джесси Джеймс» (как понимаю - нашей, пермской), которые на приличном английском языке выдали несколько шлягеров разных лет.
Кстати, отмечу, что Николай Анисимов работал ведущим не в одиночку - вместе с ним или даже без него на сцене комментировали происходящее обаятельная Ольга Борисова, которую помню по прошлым "Крыльям Пармы", и ещё какой-то юморной мужик, которого раньше не видел. Решив, что в лётной программе будет перерыв - решил устроить себе самому перерыв на обед, и в итоге пропустил, когда и как объявляли сольные выступления, в том числе безмерно мной уважаемого Сан-Владимирыча Соловьёва :( Сначала, пока стоял в очереди к продуктовому ларьку - над аэродромом прогремел одиночный Л-39 из группы "Русь", выдав каскад красивых фигур. А потом, пока я искал, где присесть со своей порцией сырного супа (вкусного, кстати) - увидел, как светло-серый с красными звёздами Як-52 разбежался по полосе, подобрал шасси у самой земли, продолжая разгон - и вдруг резко ушёл в энергичный набор. Мне уже не нужно было слышать комментатора - этот характерный почерк Александра Владимировича я хорошо запомнил! В далёком уже 2009 году Александр Владимирович Соловьёв, начальник самолётного звена пермского авиаспортклуба, прокатил меня на пилотаж на таком же точно (или этом самом) Яке, оставив неизгладимые впечатления. И ведь он уже тогда был явно немолодым человеком, давно разменявшим «полтинник», волосы и борода - совершенно седые. Но, оказывается - по-прежнему летает и крутит такой пилотаж, что залюбуешься!
В небе - А. В. Соловьёв на Як-52
Я едва успел закончить свой поспешный перекус, когда оранжевые «Яки» пилотажников заняли места на старте, и Николай уступил место комментатора другому - как понял, представителю группы «Первый полёт». У него был при себе не только микрофон, но и рация, так что он прямо со сцены держал связь с товарищами в самолётах. Забегая вперёд: сегодня с помощью этих раций лётчики (как «Первого полёта», так и «Руси») прямо из кабин обращались к зрителям. Благодаря тем же рациям нам давали также послушать фрагменты радиообмена прямо при выполнении фигур: под громкое тарахтение двигателей и с призвуком помех - «начали... Гори...зонт!» Интересный приём, действительно помогает лучше ощутить напряжение воздушной работы.
Группа «Первый полёт» прилетела в составе трёх старых знакомых Як-52 и ещё одного, который я было принял за некий двухместный вариант Су-26 - но, оказывается, это Як-54. Даже ведь не знал про такой самолёт - век живи, век учись... Работали они красиво, ничего не скажешь. Летали как все четверо группой, так и трое плюс солист (в данном случае - солистка: Як-54 пилотировала Ирина Маркова, в кабинах Як-52 работали Константин Боровик, Олег Шполянский и Антон Беркутов). Дымами эта славная четвёрка вывязывала сложные узоры в небе, и даже заплетала этакую «косичку»... Официально - «вентилятор»: строй идёт прямо, а вокруг него вращается ещё один самолёт, заплетая прямую линию из трёх дымов своей чёткой спиралью. Показывали и «зеркало», когда два самолёта летят один в горизонте, другой в перевёрнутом полёте над ним, фонарь-к-фонарю, кажется - едва не касаясь друг друга остеклением. Нарисовали роспуском «фонтан», и подарили Перми огромное «сердце». Это надо было видеть!
После посадки и заруливания три Яка-52 с носовой стойкой ещё «газанули» для публики, дав оборотов винтам и пустив дымы прямо на земле, смотрелось интересно. Сами лётчики потом вышли к ограждению, пожав ближайшим руки и раздав оказавшимся впереди счастливчикам несколько открыток с фотографиями своих самолётов. Потом ещё поднялись на сцену, поприветствовав зрителей и, как настоящие артисты, отдав нам поклон.
Далее были новые прыжки уже знакомых нам парашютистов. Меня немного напряг один парашютист, затянувший, как мне показалось, падение без раскрытия до неприличия, когда все товарищи давно уже раскрылись. Потом разглядел, что это падает просто длинный и достаточно широкий вымпел с неким грузом - возможно, «пристрелка», позволяющая оценить ветер по высотам. В целом-то день был не особо ветреный - так, метра 2-3 иногда от силы, по моим прикидкам. Вообще для пребывания на свежем воздухе погода была что надо - без жары и яркого солнца, большей частью прятавшегося за тучками, в то же время не холодная и без дождя. Ровная земля и травка Фролов предоставляла куда более удобное место для сидения и лежания, чем бетонка на авиабазе Сокол; стулья на этой земле особо не расставишь, но организаторы и тут постарались для удобства посетителей - на поле были вынесены стопки деревянных поддонов в качестве сидений, и поставленные «на попа» чисто вымытые и покрашенные железные бочки в качестве столиков. Вышел достаточно уютный «пикничок» на 17 тысяч посетителей (по крайней мере, такую цифру озвучивали в конце дня со сцены). Вполне сравнимо с иными годами фестиваля на «Соколе», хотя, конечно, на пике в
2014 и 2015 годах там перебывало более 50 тысяч народу.
Ребятишки не скучают :)
Музыкальное сопровождение и развлечение зрителей далее взяла на себя группа «Хэвен», под которых мы поджидали появления главного «гвоздя программы» - пилотажной группы «Русь». Около 18 часов настало их время. На сцену к ведущим поднялся представитель группы, рассказав немного про её историю и заслуги; мы крутили головами в ожидании, и даже Николай Анисимов спросил - откуда, мол, ждать, куда смотреть? Собеседник только улыбнулся: «мы всегда стараемся устроить сюрприз.» И устроили! Внезапно справа, до последнего скрываясь на малой высоте за постройками и деревьями, прямо над нами в плотном строю с грохотом промчалась пятёрка чёрно-жёлтых «Альбатросов», приветствуя нас включёнными фарами и потом великолепным роспуском. Началось!
Как и в
2011, и в
2013 годах - «Русичи» показали класс. После ювелирного пилотажа поршневых «Яков», конечно, той филигранности фигур уже не чувствовалось - зато вполне чувствовалась скорость и мощь реактивной техники, особенно при проходах на малой высоте. Было и фирменное «сердце, пронзённое стрелой», и роспуск-«тюльпан»; в новинку была гигантская «корона» - четыре вертикальные дуги из дымов, завершающиеся горизонтальным кольцом «ободка», а также приём с включением фар во время проходов в сторону зрителей. Впрочем, насчёт новизны последнего не уверен - в 2013 году при тогдашнем ярком безоблачном небе я мог просто не заметить, если фары и включали.
Солист Игорь Душечкин приветствует зрителей включением фар
Мы, зрители, хлопали и махали руками как ужаленные - лётчики этого заслуживали :) Из «старых знакомых» по прошлым визитам в Пермь, отмечу ведущего Анатолия Марунько и Юрий Лукинчука, остальные имена были незнакомы. Станислав Львович Дрёмов, который оставил у пермяков такие яркие впечатления в 2011 и 2013 годах - как понимаю, сейчас уже на пенсии, а жаль... Кого ещё запомнил из выступавших вчера - это солиста Игоря Душечкина («Душегубочкина», как его прозвали товарищи :)), а также Василия Когута. О прозвище Игоря Душечкина рассказали такую историю: некий корреспондент в своё время всё хорохорился и говорил, что в пилотаже ничего особенного нет, так вот Игорь его взял с собой и вывез на энергичный пилотаж в задней кабине. Корреспондента, конечно, потом из кабины кое-как вынули, но за лётчиком закрепилось прозвище «Душегубочкин» :)
Лётчики группы "Русь" на сцене
После вступления «Руси» нам со сцены сказали, что лётчики должны приехать с аэродрома «Сокол» минут через сорок, а пока нас вновь предоставили развлекать музыкантам из «Хэвена» и парашютистам, которые не упустили возможности ещё раз показать красивый выход, раскрытие и посадку. Прошло, правда и сорок минут, и весь час, а лётчики так и не появлялись. Публика потихоньку расходилась, уже в восьмом часу вечера и ведущие официально попрощались с нами, поблагодарив за внимание и поддержку артистов неба... Стал неспеша дрейфовать в строну выхода с поля и я. Как вдруг - опять вдруг! - снова грянула из динамиков песня «Россия-это сила», и вновь поднявшийся на сцену Анисимов объявил, что они таки доехали! «Вот ведь хулиганы», - шутили ведущие со сцены, - «сами создали пробки своим выступлением, и сами же потом не могли через эти пробки пробиться!» Мы, немногие уже оставшиеся зрители, сгрудились у сцены, чтобы поаплодировать лётчикам. Они сначала поприветствовали нас в микрофоны, а потом спустились к ограждению, чтобы запросто пообщаться и пофотографироваться с народом. По-моему - чудесное завершение чудесного дня!