"SOS на орбите" Константина Лопухова

Jun 19, 2023 20:30





В своё время уже сочинялдополнял) обзор на замечательное «Возвращение к звёздам» того же автора, и вот в этом году Константин порадовал читателей долгожданным продолжением. С удовольствием прочитал сам и хочу порекомендовать хорошую вещь любому, кто забредёт в мой блог :)

Если, читатель, ты незнаком с первой книгой и не хочешь тратить время даже на чтение обзора о ней - вкратце: добротная космическая фантастика, дело происходит в 2116 году, в мире, где существует возрождённый Советский Союз; большая часть главных героев - школьники-подростки.



Часть первая, в которой довольный читатель старается сформулировать, за что ему понравилась книга

Не так уж много в последнее время встречал книг, которые увлечённо «проглатываешь», а не просто читаешь в свободное или обеденное время, но «SOS на орбите» к ним относится. Пробирают даже, казалось бы, побочные эпизоды, вроде рассказа про мёртвых хозяев заброшенных квартир, вместе с легендами о том, что они до сих пор те квартиры стерегут...

Как и предшествующая, книга подкупает интересным детективно-приключенческим сюжетом и выпукло обрисованными героями, с которыми за время чтения вполне сживаешься. Как и ранее - всё это на фоне достоверно и без утопичности обрисованного светлого будущего. Стоит подчеркнуть: не альтернативно-параллельного, а вполне нашего будущего, логично и последовательно выведенного автором из наших с вами реалий сегодняшнего дня в 2023 году... Наука и техника XXII века обрисована тоже вполне реалистично, без излишеств наподобие антигравитации или телепортации. Сильно фантастические допущения с пришельцами и потусторонними сущностями в тексте присутствуют, но этаким ненавязчивым фоном: сколько-то существенной роли в сюжетообразовании они не играют. Герои честно решают возникающие проблемы старым добрым способом - с помощью рук, головного мозга и кропотливой работы. «Бог из машины», «вдруг откуда ни возьмись» и прочие читерские приёмчики для вытаскивания своих персонажей из очередного «пердимонокля» автору явно не требуются, что тоже очень подкупает при чтении. В этом плане отметил прогресс даже по сравнению с первой книгой: там влияние инопланетянщины на сюжет было заметнее, здесь у этого всего ещё более декоративная функция.

Те, кто читал «Возвращение к звёздам», порадуются продолжению знакомства с полюбившимися персонажами, узнают развитие некоторых намеченных ещё там сюжетных линий. Вместе с тем, вторая книга вполне самостоятельна и не стала «довеском» к первой. Можно не браться за «Возвращение к звёздам» и начинать читать сразу «SOS на орбите», автор и здесь ненавязчиво знакомит читателя-новичка со своим вымышленным миром. Сам читал первую книгу более двух лет назад, многие детали и сюжетные ходы подзабылись, но при чтении второй затруднений с этим не испытал. Хотя, пожалуй, наибольшее удовольствие было бы от прочтения обеих книг подряд :) Когда-нибудь так и сделаю - перечитаю, просмакую. Один, как минимум, недостаток у новой книги есть: короткая и быстро заканчивается...

Часть вторая, в которой занудный читатель выискивает в книге недостатки

Повторюсь, что в целом книга мне очень понравилась, но и докопаться есть до чего. На мой вкус - в начале автор немного перестарался в стремлении ввести читателя в курс дела, что со всеми упоминаемыми «скандалами-интригами-расследованиями» сделало начало чуть-чуть затянутым и запутанным. Возможно, это лучше бы сработало, если читать первую и вторую книгу цикла подряд, но у меня вот такое впечатление осталось. В целом очень интересный приём с параллельным описанием собраний в школьных классах, нашем и американском - помогает уяснить предысторию (или вспомнить, если читали первую книгу цикла), а также лучше представить себе ситуацию «два мира-две системы». Однако при туче одновременно вводимых второстепенных действующих лиц, которых хоть чуть-чуть запомнить надо, это создаёт чувство мельтешения...

Ещё немного напрягла внезапная Саманта Смит. Я понимаю, что в Америке это рядовое имя и очень распространённая фамилия, примерно как если бы русскую героиню назвали Татьяной Кузнецовой. Но здесь 15-летняя Саманта Смит вводится в повествование вдруг, без предисловий, и надо ещё сообразить, что героиня просто полная тёзка той самой Саманты Рид Смит, про которую хотя бы слышали все пионеры 1980-х... Далее (опять же внезапно) всплывает то, что Саманта не просто «случайная девочка с улицы, которой повезло с экскурсией в космос». Она, оказывается, готовилась ещё в лунную экспедицию - ту самую, что составляла канву сюжета для первой книги цикла - но не прошла по конкурсу. Ещё и всплывает эта «новость» в разговоре с родной сестрой, которая, оказывается, ни разу не в курсе была про тот конкурс... Странно как-то.

Со всякими шпионскими штучками, даже при развёрнутом и подробном описании действий героев - без пояснений иногда остаётся только догадываться от смысле этих действий, как, скажем, с микросхемами памяти в шаттле. Автор-то, наверняка, прекрасно понимает, что и зачем делает персонаж, но от читателя это ускользает. Ясно только, что злодей злодействует, и что у шаттла теперь появились «недокументированные функции» :)

Из самого текста и авторских примечаний просвечивает прекрасная проработка автором своего вымышленного мира во многих деталях, но при этом никак не отделяются реальные факты от того, что домыслил автор. А хотелось бы, учитывая, что у книги имеется добротный просветительски-публицистический аспект, как у старой доброй фантастики начала космической эры... Авторский домысел иногда настолько логичен, как, скажем, с заменой «леди и джентльмены» обращением «коллеги» в свихнувшемся на «небинарности» западном мире, что сначала сомневаешься - а домысел ли это вообще? :) В целом примечания, на мой взгляд, расставлены по тексту не оптимально: иногда поясняются самоочевидные вещи, вроде переименований в новом СССР министерств в наркоматы, но нет подсказок по тому, что пояснить бы надо, вроде понятия эфемерид и почему они требуются для слежения за аварийным шаттлом. Лично я без помощи поисковиков смог только смутно вспомнить, что эфемериды - это некие таблицы, имеющие отношение к движению небесных тел...

Тонкий момент, из раздела «вкусовщины» - при всей увлекательности сюжета лично мне показалось, что шаткость положения аварийного корабля на орбите немного не дожата. При чтении как-то ни на секунду не сомневаешься, что всё получится, всех спасут и будет «хэппи-энд». Возможно, беда в том, что автор в целом заостряется на восприятии пассажиров - а тем, естественно, внушают, что всё под контролем и помощь придёт. С моей, дилетантской, точки зрения - лучше было бы сместить точку зрения к главным героям, организующим спасательную операцию. Полнее видя всю картину и сознавая свои ограничения, они неизбежно переживают и сомневаются про себя куда больше, чем имеют право сказать вслух... В книге об этом тоже есть, но, по-моему - достаточный акцент на этом не сделан.

Говоря о недостатках - упомяну сохранение в тексте «инопланетянщины» и шаманства без какой-либо необходимости для сюжета. Да, здесь это скорее наследие первой книги, проходит мельком и практически не напрягает, но, раз уж пенял на это автору в обзоре на ту вещь - честно должен попенять и здесь :)

В первый раз, наверное, за обе книги цикла смог поймать автора на явном техническом ляпе, который не спишешь на технику будущего и фантастические допущения ;) Есть здесь эпизод, в котором десантные боты «скользили над верхушками деревьев в режиме экраноплана». Режим экраноплана означает экранный эффект, а он работает только над сплошной поверхностью и на небольшой высоте, в пределах 1-2 хорды - грубо говоря, на высоте «ширины» крыла. Верхушки деревьев, какой бы ни был густой лес и даже если все верхушки подстричь на одной высоте - за поверхность, над которой заработает экранный эффект, не сойдут никак. Ещё из мелочей, к которым можно докопаться - непривычная современному читателю транскрипция имени отца Саманты, «Якоб» вместо «Джейкоб» (хотя он явно не голландец), приличное число опечаток по тексту и некоторое злоупотребление звёздочками вместо имён и названий (город «***», злодеи «М***» или «Р***» - вот это вот всё).

Часть третья: вместо заключения

Уже на закате своей долгой жизни, в 2010 году, знаменитый фантаст Рэй Бредбери сказал:
«...В моё время фантастика была увлечена будущим - вот откроются новые миры, полетят звездолёты, люди освоят другие планеты, которые, возможно, населены разумными существами. Сейчас больше пишут про апокалипсис: цивилизация уничтожена в ходе ядерной войны, Землю заселили кровожадные зомби. Наверное, население Земли находится в перманентной депрессии - если будущее видится только таким...»
Точно ведь подмечено: современная фантастика склонна к пессимистичности, а более старые и оптимистичные произведения, хоть и не утратили с годами своего качества, всё-таки сейчас читаются с некоторым привкусом горечи. Уже наверняка знаешь: так, как там - не сбылось и не сбудется... Вот на этом фоне цикл «Возвращение к звёздам» и «SOS на орбите» Константина Лопухова представляет собой счастливое исключение. Не без недочётов, но - книги хорошие, книги правильные и увлекательные, а значит, на недочёты можно и закрыть глаза. Спасибо автору, пиши ещё!

обзор, СССР-2061, фантастика и реальность

Previous post Next post
Up