Осколки прошлого: Гражданский аэродром на левобережье Омска

May 25, 2016 02:28

      После восстановления экономики в начале 1920-х годов в СССР авиация получает бурное развитие. Сибирь с ее огромными, еще не освоенными просторами манит десятки авиаторов. Трассы новых покорителей неба проходят через Омск далее на восток. Стихийно возникший, в начале 20 века на плацу военных полевых лагерей, неподалеку от ипподрома, аэродром, перестает удовлетворять возросшим требованиям. Наступает время  создания официального местного аэродрома.
  Еще 14 июля 1925 года на заседания Омской губернской плановой комиссии обсуждался вопрос об отводе участка земли под первый городской аэродром, предлагался участок южнее существующего у ипподрома. Но это решение не состоялось, город рос, расширялся. Вблизи аэродрома возникли промышленные предприятия, вырос 16 военный городок, а требования к ВПП ужесточились, самолеты уже громадины. Партия и правительство требуют скорейшей постройки воздушной трассы из Москвы на Восток.
 В 1926  г.  в Омске и Новосибирске были  начаты  работы по изысканию и оборудованию взлетно-посадочных полос. В Омске для этих целей подготовили участок территории, расположенный на возвышенном левом берегу Иртыша, недалеко от переправы, на больших, свободных площадях в районе современных завода Омскгидропривод и аэропорта местных линий. Аэродром представлял собой ровный участок земли  с  травяным покрытием, пригодный  для посадки и взлета самолетов. ВПП в современном понимании не было - было просто поле, по форме напоминавшее большой круг. 
 Точной даты начала полетов нет, но по некоторым данным самолеты приземлялись здесь с 1926 г. Во второй половине 1927 г. с этого аэродрома начались опытные полеты на участке  Курган - Омск - Новосибирск,  являющемся частью трассы  Москва - Иркутск. Для этих целей  были приняты на "вооружение" и использовались самолеты «Фоккер Ц-4».
 В мае 1928 года в Омске были проведены работы по выравниванию аэродромной площадки. А уже пару месяцев спустя, 24 июля 1928 г., в Омске приземлился первый рейс с авиапочтой. В этот момент принимается решение сделать Омск базовым аэродромом почтового авиаотряда. Начинаются полеты в течение 2,5 месяцев на линии Москва - Новосибирск  с посадкой в Омске. Первый опытный летный сезон проходит удачно, и авиаторы начинают планировать развитие авиасообщения далее на восток - до Иркутска.
Вот что писала газета "Рабочий путь" 25 октября 1928 г.:
   "В Омске намечено построить первоклассный базовый ночной аэродром с ангарами, ремонтными   мастерскими  и т.п. Работы  по строительству аэродрома  уже начались. Дорожный участок производит нивелировку.   Посадочную   площадку на днях  начнут пахать. Авиационно-ремонтные  мастерские предположено поместить в здании пустующей мельницы  № 1 "Союзхлеба". Окрисполком вынес соответствующее решение,  считая целесообразным передачу неработающей мельницы в безвозмездное пользование "Добролета".
   Путь от Москвы до Новосибирска будет покрываться самолетами в 24 часа 30 мин. - на 2 часа скорее нынешнего года. Самолеты будут совершать в неделю 3 рейса. Движение самолетов будет происходить беспрерывно днем и ночью с остановками для проведения  обмена почты, высадка и посадки пассажиров и т. д. Световая трасса на ночном участке линии  снабжается особыми мигаю­щими  лампами,  видными на далекое  расстояние.
    В связи с этим перед  "Добролетом" стоит большая задача организации на сибирских аэродромах служб связи и метеорологии, работающих четко и аккуратно, как часовой механизм. Почтово-пассажирское сообщение на аэролинии откроется 1 мая будущего года.  Регулярной  перевозки пассажиров на линии не будет. Самолеты будут курсировать из Москвы до Иркутска и обратно. Таким образом, с Москвой соединятся воздушные линии Иркутск - Якутск и Верхнеудинск - Улан-Батор  (Монголия).
    "Добролет" значительно расширяет местные аэро­дромы на линии (в том числе и в Омске), оборудует через каждые 30 километров промежуточные посадоч­ные площадки, за которыми будут наблюдать специальные  лица, находящиеся на  службе у "Добролета"."
   Регулярные полеты самолетов гражданской авиации начались в Омске с 1929 года. Первые машины типа Fokker C-4, перевозившие почту, приземлялись в Омске на пути из Москвы в Иркутск и обратно. В мае 1929 года для постоянного базирования в Омский аэропорт прибывают сразу 5 самолетов этого типа. 17 мая начинает свою регулярную работу первая  производственная  единица - Омская аэростанция, именно с этого момента отсчитывает свою официальную историю Омский аэропорт. В ее штате числился летный и технический состав,  ремонтные рабочие. В качестве служебных помещений были приспособлены, находившиеся здесь, строения бывшей мельницы №1 "Сибхлеба". В одном из них, в 2-х этажном, а после пожара ставшем одноэтажным, расположилась собственно аэростанция, а каменное здание  стало ремонтной мастерской.
Фото из фондов музея ГВФ в Омске


Бывшие мастерские в помещениях мельницы (аэростанция позади мастерских) на площади у аэропорта местных линий.
2015 г.


08.05.1930 г. в газете "Рабочий путь"  появляется заметка:
  "ВОЗДУШНАЯ ПОЧТОВАЯ ЛИНИЯ МОСКВА-ИРКУТСК ОТКРОЕТСЯ 15 МАЯ. ЛИНИЯ БУДЕТ РАБОТАТЬ КРУГЛЫЕ СУТКИ, ПОЛЕТЫ БУДУТ ПРОИЗВОДИТЬСЯ И ДНЕМ, И НОЧЬЮ, ДЛЯ ЧЕГО ВПОЛНЕ ЗАКОНЧЕНА ОБОРУДОВАНИЕМ СВЕТОВАЯ ТРАССА. МАТЕРИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ, КАК, НАПРИМЕР, ПОСАДОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ, КОНТРОЛЬНЫЕ ПУНКТЫ-ВСЕ ГОТОВО К ОТКРЫТИЮ ЛИНИИ.
  ОМСКИЙ АЭРОДРОМ НАХОДИТСЯ В ПРЕКРАСНОМ СОСТОЯНИИ, ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ АЭРОДРОМА ПРОВЕДЕНА ПО ПОСЛЕДНЕМУ СЛОВУ ТЕХНИКИ. СЕЙЧАС РАЗВЕРТЫВАЕТСЯ КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО: АВИАМАСТЕРСКИХ, АНГАРОВ, БЕНЗИНОХРАНИЛИЩА, А ТАКЖЕ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА ПОСТРОИТЬ НА  АЭРОДРОМЕ ОДИН ЖИЛОЙ ДОМ".
  15 мая 1931 года открывается пассажирское сообщение: 11-местные 3-моторные АНТ-9 (ПС-9) и П-5 начинают регулярные рейсы на линии Москва - Новосибирск с постоянной посадкой в Омске. Из столицы до Омска этот самолет летит 14 часов, из Омска до Новосибирска - 3 часа. Стоимость полета до Москвы -160 руб., до Новосибирска - 71 руб. Доставка пассажиров на аэродром производилась за счет аэростанции (на моторной лодке, автомобиле).
 В это же время начинается освоение северных маршрутов: авиасообщение с Тарой (там появляется свой аэродром), первые полеты в Салехард (Обдорск) через Тавду. Здесь в 1931-32 гг. на авиалинии Новосибирск - Омск - Свердловск на пассажирском самолете АНТ-9 летал один из первых Героев Советского Союза, а тогда еще молодой пилот В.С. Молоков.
В 1932 году было построено первое каменное здание городского аэровокзала (сейчас ул. Авиационная,  143 А), рядом с ним гостиница для летного состава, в 1990-е здание было выкуплено, начата реконструкция, но потом все заглохло (сейчас  развалины, ул. Авиационная 141 Б) - напротив современного здания аэровокзала местных линий, через улицу Авиационную от бывших мастерских.

Фото из фондов музея ГВФ в Омске

Внутренний интерьер аэровокзала    

Здание бывшего аэровокзала. 2015 г.


Развалины гостиницы пилотов 1932 г. постройки. 2015 г.


Спустя два года Омский аэропорт получил статус узлового. В 1934 году на нем базировался летный отряд сельхозавиации (23 человека), в аэропорту и его авиамастерских трудились 283 сотрудника. В конце того же года в Омске был сформирован 7-ой ночной транспортный авиаотряд.  8 августа 1936 года в Омске совершил посадку самолет АНТ-25, возвращавшийся после 56 часового беспосадочного перелета Москва - остров Удд (Дальний Восток) через Северный ледовитый океан и Камчатку. Летчики В. Чкалов, Г. Байдуков и А. Беляков были восторженно встречены омичами. В газете «Омская правда» от 9 августа 1936 года писали: «Они здесь, с нами, - герои Советского Союза. С волнением ожидал Омск появления из туманной дымки, затянувшей горизонт, вестника новых сталинских побед над стихией пространства… Главное, чем можно охарактеризовать день народного ликования - это чувство глубокой связи между героями и народом. Первым из самолета выскочил Георгий Байдуков. Ни меховых сапог, ни кожаной тужурки, ни даже пилотских очков мы не увидели… Потом из кабины сошел на омскую землю такой же простой и славный Беляков… Сегодня Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков - почетные гости нашего города. Завтра «АНТ-25 стартует в последний этап своего перелета. Он покинет Омск, чтобы опуститься в Москве, где его ждут сотни тысяч трудящихся столицы…»
12 февраля 1937 года самолет Н-120 летчика-полярника Ф.Б. Фариха, выполнявший перелет по маршруту Москва - Уэлен - Москва, приземлился на омском аэродроме. До этого момента зимой еще никто не летал по этой трассе. Летчики побывали почти на всех полярных зимовках, расположенных по побережьям морей Чукотского, Лаптевых и Карского.     
  С началом Великой Отечественной войны уже 25 июня 1941 г. вылетела на фронт первая группа самолетов из омского аэропорта. Омские пилоты и авиатехники первыми были включены в состав особой Прибалтийской авиагруппы для выполнения спецзадания. Всего в начале войны отправилось на фронт более двух третей личного состава Омского летного отряда. Тогда же была создана перегоночная группа, обеспечивавшая перелет дальних бомбардировщиков из Комсомольска-на-Амуре на фронт. После перегонки самолетов из Комсомольска, в основном, все вернулись обратно в Омский аэропорт. Позже из этой группы была создана отдельная эскадрилья ГВФ, потом преобразованная в полк, который базировался при Новосибирском авиазаводе, но перегонял самолеты и из Иркутска. В 1943 г. в омском аэропорту было обслужено 1 938 самолетов, в 1944-м - 3 386.
  В 1945-1946 годах на Омском аэродроме приземлялись только ПО-2, перевозившие одновременно не более двух пассажиров. Послевоенное время отмечено освоением новой скоростной авиационной техники: на авиалиниях появляются Ил-12 (1947 г.), Ан-2 (1950 г.), Ил-14 (1954 г.). 15 сентября 1956 года в Омский аэропорт прибыл первым регулярным рейсом первый в мире реактивный самолет Ту-104.
        В 50-60-е годы ХХ века начинается активное строительство. 8 октября 1958 года открылся новый аэровокзал (позднее это здание стало аэровокзалом местных авиалиний). В нем были расположены зал ожидания на 100 мест, ресторан, операционный зал со справочным бюро, кассами, камерой хранения, телеграфом.
Аэровокзал 1958 г. постройки
       

ТУ-104 в Омске


Аэропорт местных линий


В конце 1950-х властями принимается решение проложить "правительственную трассу" - автомобильную дорогу, от построенного моста через Иртыш в створе ул. Масленникова, до аэровокзала, по короткому пути, прямо, через летное поле, почти посередине. В результате этот аэродром "умер", нормальную ВПП построить стало невозможно, на какое-то время его приспособили для аэропорта местных линий. А магистральные самолеты к вновь построенному аэровокзалу доставлялись по специально построенной рулежной дорожке, длинной около километра, с аэродрома военного летного училища. Может быть из-за проблем с аэродромами, в 1960 г. летное училище было закрыто, ВПП переданы в ГВФ, а на его базе открыто летно-техническое училище.
  1970 год - введено в эксплуатацию современное здание аэровокзала Омского аэропорта, рассчитанное на обслуживание 700 пассажиров в час.
Previous post Next post
Up