Осколки прошлого: Омское летно-техническое училище гражданской авиации

Jun 18, 2016 13:25

    В соответствии с постановлением Совета Министров СССР №689 и приказом начальника ГУ ГВФ №346 в Омске на базе училища ВВС  с 1 июля 1960 года было начато формирование гражданского летного училища, основной  задачей  которого являлась подготовка пилотов для самолетов АН-2. Его начальником был назначен Ф.И. Стрелковский.
   Однако выяснилось, что в Омской области нет свободной аэродромной базы, а в местах бывшего расположения учебных полков ВВС выделение дополнительного воздушного пространства для полетов гражданских машин невозможно. Неба для училища попросту не хватило…
    23 ноября 1960 года было принято решение реорганизовать Омское авиационное училище летчиков в авиационное училище спецслужб гражданского воздушного флота (ОАУСС ГВФ), так назывались подразделения Аэрофлота, эксплуатирующие локаторы, электроприборы, системы связи и самолетовождения.
    Новое учебное заведение получило задачу подготовки специалистов сразу двух направлений: техников по радиооборудованию и техников по электроприборному оборудованию самолетов.
     Училищу также было поручено в срок до июня 1961 года провести теоретическую подготовку курсантов, принятых в Омское и Славгородское летные училища ГВФ, с их последующей отправкой в расположение Сасовского и Краснокутского летных училищ.
    Начальником училища был назначен Л. С. Симкин, служивший ранее в Омском военном  училище летчиков начальником отдела учебно-летной подготовки.
    Если подготовка летчиков соответствовала исторически сложившемуся профилю училища, то обучение специалистов по авиационному оборудованию было новым направлением деятельности. Требовалось не только переоснастить учебные классы и лаборатории, разработать методики преподавания, но и практически заново сформировать работоспособный, профессиональный коллектив.
    Из различных учебных заведений Омска, Красноярска, Ачинска, Канска были приглашены на работу 33 новых преподавателя.
    К началу первого учебного года  в Омское училище гражданской авиации было принято 545 курсантов, из них 367 на летное отделение и 178 на техническое. Характерно, что в недавнем прошлом все поступившие прошли срочную службу или работали на промышленных предприятиях. Конечно, это положительно сказалось на их дисциплинированности, но не в лучшую сторону на общеобразовательной подготовке. География первого набора была обширной. Преобладали жители Омской области, особенно на летном отделении. Много курсантов-техников приехало из Хабаровска, Алма-Аты, Читы, Свердловска, Новосибирска.  Несколько человек представляли Москву, Красноярск, Иркутск, Якутск, Магадан.
     Занятия с будущими летчиками начались 1 сентября 1960 г., с курсантами-техниками - на месяц позже.
     Весной и летом 1961 г. на северо-западе территории училища был основан учебный аэродром. На бетонных стоянках сразу обосновались ИЛ-12, ЛИ-2, два АН-2, вертолет МИ-4, два бомбардировщика ИЛ-28, два истребителя Миг-15БИС, один МИГ-17.

Учебный аэродром 1965 г.

   К 1963 г. парк машин учебного аэродрома пополнился пассажирским лайнером ТУ-104, среднемагистральным самолетом ИЛ-18, транспортным АН-10А. В 1965 г. прибыл новенький ТУ-134 и занятия по изучению его бортового оборудованию оперативно вошли в расписание курсантской практики.
     Занятия по основным специальностям базовых дисциплин целое десятилетие проходили в 28 кабинетах первого учебного корпуса. Первая техника была еще военного образца, на рубеже 1970-х годов, оборудование стало меняться на более современное.
     Возросшая плотность воздушного движения потребовала подготовки специалистов - "наземников". В связи с этим с 1 сентября 1961 г. училище приступило к подготовке курсантов по третьему учебному профилю на специальность "Техническая эксплуатация наземных радиосредств самолетовождения и посадки".

Территория училища

      Весной 1962 г. на пустыре за 1-м учебным корпусом, возник радиополигон. На подготовленных площадках были установлены устаревшие, но работающие системы привода и посадки, все оборудование монтировалось на базе кузовов КУНГ, поэтому занятия зимой требовали немалой выдержки. В 1963 г. началось строительство здания КДП, ставшее единственным отапливаемым помещением на полигоне. В 1969 г., после ввода в строй главного учебного корпуса и переноса занятий в его аудитории, радиополигону передали здание бывшей столовой, и новое, современное  оборудование монтировалось уже в обогреваемых комнатах.
     8 сентября 1962 г. по инициативе руководства Омского училища спецслужб гражданской авиации было создано заочное отделение по всем трем основным специальностям. Смысл его организации заключался в том, что бы работающая молодежь получала среднее специальное авиационное образование, а старшее поколение авиатехников повысило квалификацию до уровня современной матчасти.
      Первый выпуск Омского училища спецслужб ГВФ состоялся 7 марта 1963 г. Курсанты, освоившие специальности: "Техническая эксплуатация радиооборудования самолетов" и
"Техническая эксплуатация электроприборного оборудования самолетов", успешно сдали государственные экзамены.
       В 1964 г. состоялся первый выпуск из 103 курсантов, обучавшихся по специальности "Техническая эксплуатация наземных радиосредств самолетовождения и посадки".
       Начиная с 1965 г. училище ежегодно принимало 700 курсантов на основное отделение, 120 -150 на заочное, через курсы повышения квалификации проходило около 300 сотрудников различных авиапредприятий. Омское училище стало единственным в Аэрофлоте средним учебным заведением, готовящем кадры по двум направлениям одновременно. В Риге и Рыльске готовили техников для наземных служб аэропортов, в Кривом Роге обучали только бортовых специалистов.
     Организация курсантских рот по образцу учебных подразделений Советской армии помогала в решении поставленных задач. Все носили форму, день начинался с зарядки и общего построения, заканчивался вечерней поверкой. На занятия и в столовую ходили строем, иногда в сопровождении духового оркестра.
     Во второй половине 1960-х годов в училище были построены: главный учебный корпус на 1200 учащихся, столовая на 1000 мест, общежитие для 560 курсантов, жилой 70-ти квартирный дом, возведен спортивный комплекс с первым в городе резинобитумным покрытием беговой дорожки.
      Письмо из министерства ГА от 3 апреля 1969 г.: "На основании имеющихся материалов в МГА датой образования ОАУСС ГА следует считать 1 мая 1940 г."
     В марте 1969 г. училище было переименовано в "Омское летно-техническое училище гражданской авиации", с задачей в кратчайшие сроки организовать новое отделение по обучению пилотов на самолет АН-2. Омичи возвращались к летной работе, прерванной 10 лет назад с расформированием военного авиационного училища.
     К осени 1970 г. в районе г. Калачинск была определена площадка для производства учебных полетов, началось ее оснащение средствами самолетовождения и посадки.

Калачинск, 1970-е

     Первые АН-2 и летчики прибыли из Бугуруслана, из Сасовского училища прибыла первая группа авиатехников. Для проведения занятий по материальной части и эксплуатации самолета было подготовлено помещение бывшего склада, под его крышей сделали второй этаж для тренажеров, в отдельном зале установили препарированный учебный макет АН-2.
     В сентябре 1969 г. был произведен первый набор курсантов для подготовки на АН-2: в основную группу, с 2-х годичным сроком обучения и группу из 46 пилотов на 9-месячный курс, уже владевших другими типами самолетов.
     Летчики специальной группы уже в марте 1970 г. выполнили программу летной подготовки. Основная группа приступила к полетам, когда Калачинский аэродром обрел оборудованные самолетные стоянки, склад ГСМ, столовую, штаб летных подразделений, метеорологическую службу, медсанчасть, автопарк. Для курсантов был построен палаточный городок, инструкторы и техники располагались в гостинице, специально выделенной г. Калачинском.

Калачинск, 1970-е


В течение двух последующих лет на аэродроме построили общежитие для курсантов, дом летно-технического состава, ангар, гараж, новую котельную, были оборудованы классы предварительной подготовки к полетам, установлен тренажер АН-2. Самолетный парк увеличился до 70 машин, был сформирован второй авиаотряд из 3-х эскадрилий с базой в Калачинском районе: Большое Митькино, Царицыно, Лагушино.      В 1971 г. состоялся выпуск первых 137 пилотов АН-2, 12 из них получили дипломы с отличием. К середине 1970-х Омское летно-техническое училище заработало на полную мощность, готовя кадры по 4 специальностям.
     9 мая 1975 г. в день 30-летия победы в училище был открыт музей боевой и трудовой славы на первом этаже клуба, в двух залах и коридоре.

Музей, 2015 г.


Приказ МГА от 15 августа 1980 г. предписывал Омскому летно-техническому училищу начать подготовку пилотов на вертолет МИ-8. Освоение новой машины началось с ноября 1981 г.: в Кременчугское летное училище на учебу была направлена группа преподавателей. 4 декабря 1981 г. из специалистов, прошедших переучивание на МИ-8, была сформирована эскадрилья вертолетов в составе одного авиационного отряда.     
Калачинск, 1995 г.

Первые полеты на МИ-8 начались в 1982 г., когда из подразделений Аэрофлота прибыли первые группы бывших пилотов МИ-2, МИ-4, АН-2, техники производственных отрядов.
     Центры подготовки вертолетчиков, созданные в Омске и Кременчуге, стали первыми в стране, а после распада СССР Омское ЛТУ ГА осталось единственным предприятием этого направления в России.
      В 1983 г. училищу было присвоено имя Анатолия Васильевича Ляпидевского. 4 августа 1986 г. перед штабом в торжественной обстановке состоялось открытие бюста А.В.Ляпидевского.
     С мая 1987 г. училище приступило к освоению "камовского" вертолета Ка-32тс - прототип военного вертолета Ка-27. В ноябре 1987 г. был сделан первый набор слушателей переучивающихся с Ми-8 на Ка-32.
     22 января 1991 г. вышел приказ министерства транспорта РФ "О создании колледжа гражданской авиации" на базе Омского летно-технического училища.
     29 апреля 1992 г. было открыто летное отделение для обучения курсантов профессии пилота Ми-8. В сентябре 1992 г. начали обучение первые курсанты новой специальности. В мае 1995 г. после занятий на тренажере и получения допуска, на аэродроме Калачинска начались полеты курсантов первого набора, норма летной подготовки составляла 100 часов. К концу года, сдав экзамены на "хорошо" и "отлично", дипломы пилотов-вертолетчиков получили 55 человек.
     В настоящее время Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского является филиалом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ульяновского высшего авиационного училища (институт). Это самое многопрофильное среднее профессиональное образовательное учреждение в России, готовящее специалистов по 4 авиационным специальностям (пилоты, авиационные механики, специалисты авиационного и радиоэлектронного оборудования) и единственное в России осуществляющее подготовку пилотов и бортмехаников вертолета Ми-8.
 

летное училище, история авиации Омской области

Previous post Next post
Up