Коротко. Пункты, которые следует отметить.
1. (28-40 минуты) Мысль неоднократно высказанная, но настолько фундаментальная, что не грех повторять её хоть в каждой передаче:
Русские - единственное творческое начало (в историческом смысле), существующее на земле сегодня. (А уж что это начало сотворит - гуманизм/коммунизм, «новое средневековье» или что-то совсем нами непредставимое - то нам неведомо, и может даже кому-то из нас не понравиться. Но повлиять на это мы уже не сможем).
Каждой культуре(цивилизаци) выпадает единожды такой исторический жребий. Он выпадал шумерам и египтянам, индусам и китайцам, грекам и арамеям. Тысячу лет назад он выпал европейцам, теперь наш черёд. Это не случайность - это плод тысячелетнего развития русской Предкультуры во взаимодействии с соседями. Основная сцена мировой истории перемещается сегодня в Россию, и ближайшие несколько столетий именно история Русского мира будет отождествляться с мировой историей.
2. (1ч20-1ч43) Мысль не менее фундаментальная, столь же верная, но требующая более подробного комментария:
Структуры, не обладающие собственной внутренней метафизикой (или не содержащие внутри себя подструктуры - носители метафизики), не являются исторически долгоживущими и могут создаваться только под короткий проект.
Утверждение 1 (общее). «Конфликт между «кшатриями» и «брахманами» есть инвариант всей мировой истории» (1ч.30м).
И да, и нет. Тут уважаемый Сергей Ервандович отходит от концептуализма, явно склоняясь в сторону реализма. Да, инвариант имеется, но так ли уж он универсален?
Каждый человек имеет голову и живот, мозг и желудок. Является ли противоречие между духом и плоть инвариантом, существующим независимо от конкретного человека? Или же первичен человек, а инвариантность его проблем достаточно условна?
Утверждение 2 (частное). «КПСС создавалась как светская короткоживущая структура без метафизики, и потому столь быстро угасла».
Тут автор, на мой взгляд, явно противоречит самому себе, «забывая» всё, что говорил до этого о красной метафизике и её постепенном угасании в СССР.
Если вспомнить самое начало, то итоговый документ I съезда РСДРП 1896 года в Минске прямо назывался Credo, т.е «Символ веры»! Вначале было Кредо, а уж потом только большевики/меньшевики. Вера в коммунизм, в рай на земле - вот какая метафизика прочно лежала в основании структуры ВКП(б), совершившей революцию, эта вера вела на смерть миллионы. Эта структура создала государство (бюрократическую структуру, лишенную метафизики), но не смогла стать его внутренней руководящей подструктурой - носителем метафизики, придающей устойчивость основной структуре.
Уже в середине 20-х проявилось непреодолимое противоречие между интересами государства (в т.ч. и бюрократии) и целями носителей красной метафизики, в результате чего сначала носители метафизики были вытеснены на обочину партийной структуры, а затем и вовсе уничтожены. Партия, лишенная главных носителей метафизики, превратилась в параллельную бюрократическую структуру. И вот с этого момента да, эта структура стала короткоживущей, потеряла практический смысл, превр атилась в обузу для Сталина, но не потеряла привлекательности для бюрократии, потому что партийный функционер, обладая широкими правами, не был обременён соответствующими обязанностями. И далее всё то, что говорит Кургинян.
Итак, за рамками обсуждения остался вопрос о причинах уничтожения советским государством красной метафизики (вместе с его носителями), равно как и вытекающий из этого вопрос об очевидном перерождении носителей красной метафизики, их потомков и последователей в деструктивную либеральную секту (устойчивую структуру носителей очевидно антирусской метафизики). И тут есть дла варианта ответа:
- или в красной метафизике большевиков был какой-то изначально антирусский посыл, постепенно уничтоженный русскими, вместе с его носителями.
- или метафизика, лишенная веры в Бога, не является полноценной и не может служить «цементирующим началом» для долгоживущей структуры.