Незаметно у меня появилась традиция - читать в год по одной художественной книге Джона Фаулза. Началось это в 2012 году, когда был прочитан "Коллекционер". Причем, я не просто читаю по одному его произведению, но и делаю это примерно в одно время - в мае-июне. Таким образом я расстягиваю удовольствие и с полной убежденностью могу уже сказать, что Фаулз - мой любимый зарубежный автор.
В этот раз очередь дошла до его очень объемного романа "Дэниел Мартин". Из его романов, если говорить именно о них, мне осталось еще два: "Мантисса" и "Червь", так что думаю, что еще на пару лет традиция будет продолжена.
Что касается самого романа, то он получился очень насыщенным, многоплановым и многопластным, с очень сложной структурой, где повествование от первого и третьего лица чередуются, причем иногда это делается в одном абзаце, если не в одном предложении, что я даже думал, что здесь проблемы с переводом или распознаванием текста, пришлось даже побродить по интернету, почитать отзывы на книгу и убедиться, что это не так, что это Фаулз сознательно так писал.
Так вот, сам роман очень плотный, материала, в нем задействованного, могло бы хватить на 2-3 романа, но Фаулз смог сложить все в одну, пусть и большую книгу. В какой-то момент я осознал это и был потрясен его литературным талантом, поскольку впечатления от "Волхва", лучшего на мой взгляд его романа, по крайней мере из прочитанных мной, были подзабыты, равно как подзабыто представление о масштабах таланта автора. Несколько было удивительно и то, кого автор вывел в качестве главного героя. В какой-то момент я понял, что это не Дэниел Мартин и даже не кто-то из его окружения, а Англия, со всеми ее типичностями и особенностями, все остальное было лишь поводом для рассказа о ней.
"Дэниел Мартин" очень хорошо написан и произвел на меня в итоге сильное впечатление, хотя до уровня "Вохва", все-таки он не поднялся. Единственный недостаток, как мне показалось, это концовка, вполне себе предсказуемая и немного смазанная, при том, что как раз концовки книг Фаулза меня всегда потрясали особо. Но может так все и было задумано, может писатель сознательно это сделал, чтобы этот роман не походил на то, что он писал до этого. Как знать...