Джон Фаулз "Дэниел Мартин"

May 27, 2016 16:35




Незаметно у меня появилась традиция - читать в год по одной художественной книге Джона Фаулза. Началось это в 2012 году, когда был прочитан "Коллекционер". Причем, я не просто читаю по одному его произведению, но и делаю это примерно в одно время - в мае-июне. Таким образом я расстягиваю удовольствие и с полной убежденностью могу уже сказать, что Фаулз - мой любимый зарубежный автор.
В этот раз очередь дошла до его очень объемного романа "Дэниел Мартин". Из его романов, если говорить именно о них, мне осталось еще два: "Мантисса" и "Червь", так что думаю, что еще на пару лет традиция будет продолжена.
Что касается самого романа, то он получился очень насыщенным, многоплановым и многопластным, с очень сложной структурой, где повествование от первого и третьего лица чередуются, причем иногда это делается в одном абзаце, если не в одном предложении, что я даже думал, что здесь проблемы с переводом или распознаванием текста, пришлось даже побродить по интернету, почитать отзывы на книгу и убедиться, что это не так, что это Фаулз сознательно так писал.
Так вот, сам роман очень плотный, материала, в нем задействованного, могло бы хватить на 2-3 романа, но Фаулз смог сложить все в одну, пусть и большую книгу. В какой-то момент я осознал это и был потрясен его литературным талантом, поскольку впечатления от "Волхва", лучшего на мой взгляд его романа, по крайней мере из прочитанных мной, были подзабыты, равно как подзабыто представление о масштабах таланта автора. Несколько было удивительно и то, кого автор вывел в качестве главного героя. В какой-то момент я понял, что это не Дэниел Мартин и даже не кто-то из его окружения, а Англия, со всеми ее типичностями и особенностями, все остальное было лишь поводом для рассказа о ней.
"Дэниел Мартин" очень хорошо написан и произвел на меня в итоге сильное  впечатление, хотя до уровня "Вохва", все-таки он не поднялся. Единственный недостаток, как мне показалось, это концовка, вполне себе предсказуемая и немного смазанная, при том, что как раз концовки книг Фаулза меня всегда потрясали особо. Но может так все и было задумано, может писатель сознательно это сделал, чтобы этот роман не походил на то, что он писал до этого. Как знать...

английская литература, Англия, Д. Фаулз, постмодернизм

Previous post Next post
Up