Джон Фаулз - определенно мой любимый писатель, из иностранных, так точно очень любимый. И когда я год назад закончил читать его последний роман, надо сказать, один из немногих романов, который писатель дописал до конца (как выяснилось из "Дневников", он начинал писать еще целый ряд произведений, но далеко не все они оказались завершенными), я знал, что меня еще ждут его "Дневники", а также очень важный для него сборник философских мыслей под названием "Аристос". Наконец-то я добрался до 1-го тома его "Дневников" (2-й том, насколько я понял, переведен на русский и опубликован не в виде отдельной книги, а напечатан в журнале "Иностранная литература").
Когда я брался за чтение этого увесистого тома, я даже не догадывался, что меня на самом деле ожидает. Первые страницы, а дневник начат в 1949 году (Фаулз и раньше, насколько я понял, вел дневник, но более ранние записи он решил не издавать в итоге), не вызвали большого восторга, а повествование (именно так, я не оговорился) началось, когда Фаулз заканчивал Оксфорд. Однако чем дальше, тем чтение меня сильнее увлекало и в какой-то момент я понял, что читаю, по сути, еще один роман, только роман документальный, настолько сильно и увлекательно это было написано. В итоге я гораздо больше узнал о самом Фаулзе как о человеке и как писателе, но при этом получил еще огромное наслаждение от самого текста, не только от того, что написано, но и от того, как написано.
Не знаю, насколько откровенен писатель был в своих дневниках, судя по тому, что он порой показывает читателю не только хорошие черты своего характера, думаю, он был достаточно откровенен, насколько вообще человек может быть откровенен в своих дневниках, но сам стиль, язык, отбор историй для дневников доставил мне не меньшее, а то и большее удовольствие, чем просто узнавание о личности и литературных вкусах самого Фаулза.
Из фактологической стороны биографии Фаулза самым интересным и немного неожиданным для меня стал следующий факт. Я неоднократно читал, что "Волхва" он написал раньше, чем "Коллекционера", но публикацию, в силу каких-то причин, начал со второго своего романа. Как выяснилось, это не совсем так. "Волхва" он и правда начал писать до "Коллекционера", но завершил уже после его публикации, так что на самом деле называть "Волхва" дебютным романом автора не представляется до конца корректным. Также интересно было узнать, какие еще литературные проекты начинал Фаулз, которые так и не нашли свое завершение. Я всегда подозревал, что задумок и начатых произведений у него было значительно больше, чем вышедших в свет книг, теперь же я получил подтверждение этой своей гипотезе.
Впереди у меня еще несколько лет его жизни, описанных в дневниках автора, чему я очень рад. Одно пока огорчает, по каким-то, скорее всего коммерческим причинам, в России так до сих пор не завершили полную их публикацию в формате отдельной книги, а доступный в сети журнальный вариант 2-го тома доводит повествование только до событий 1972 года. Но, что называется, спасибо и на этом, остается надеяться, что когда-нибудь их все-таки доиздадут.