Умберто Эко "Роль читателя. Исследования по семиотике текста"

Jun 24, 2020 20:37




Это был последний из действующих моих книжных "долгостроев", который я начал читать еще прошлой весной, затем надолго отложил эту книгу, спустя год к ней вернулся и наконец-то дочитал.
Из двух частей названия, про роль читателя и про семиотику текста, я заинтересовался первой, тем более, что с автором более чем знаком, не только с его романами, но и некоторыми его научными текстами. Однако с самого начала, что логично, на меня обрушилась лавина теории, в которой по ряду причин мне достаточно быстро надоело разбираться, в силу чего я и отложил книгу, более того, планировал даже с ней совсем закончить. Однако этой весной я все-таки решил к ней вернуться.
На удивление, когда синьор Умберто перешел  от чистой теории, касающейся семиотики, к более конкретным примерам ее применения, стало гораздо интереснее, я даже выудил из книги несколько мыслей, которые, думаю, мне пригодятся и для моей профессиональной деятельности, историки ведь тоже имеют дело в первую очередь с текстами. Правда, я пришел к выводу, что семиотика - это все-таки не мое. Там, где доходит дело до формул, уравнений, схем и таблиц, мне резко становится неинтересно, мой мозг иначе устроен. Но в качестве расширения кругозора книга была полезной, да и само понимание, что семиотика мне мало интересна, теперь есть не только на уровне некоей интуиции, но и верифицируется более серьезным образом. Также я хочу отметить удивительный кругозор и литературную "всеядность" ныне покойного мыслителя, в исследованиях которого соседствовали конкретные примеры из книг, ставших классическими, как то "Красное и черное" Стендаля, или "Война и мир" Льва Толстого, с примерами из так называемой массовой литературы, например детективными романами Рекса Стаута о Ниро Вульфе и комиксами о Супермене. Хотя для тех читателей, кто хорошо знаком с произведениями Умберто Эко, это не должно быть чем-то совсем уж удивительным, достаточно вспомнить его роман "Таинственное пламя царицы Лоаны", где подобных примеров более чем достаточно.
Резюмируя, хочу сказать, что эта книга Умберто Эко, как и обычно и бывает с его текстами, очень хороша во всех смыслах, однако сама тема - семиотика текста, мне не представилась чем-то актуальным в плане моих собственных как читательских, так и научных интересов.

литературоведение, нон-фикшн, семиотика, методология, У. Эко

Previous post Next post
Up